Создание мини-музея в детском саду как одна из форм взаимодействия с семьями воспитанников

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


В детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту: художниками, скульпторами, народными умельцами.

Чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства. Перед педагогами дошкольного учреждения стоит задача ориентировать ребенка на эстетическое восприятие целостной картины мира.

Поэтому в нашем саду был создан и постоянно пополняется мобильный музей «Русская изба. Он относится к фольклорным мини-музеям, однако его можно считать и комплексным мини-музеем, так как с его помощью дети знакомятся не только с бытом русского народа, с его обычаями, традициями, но и с русской литературой, народным искусством, историей.

Фольклорный музей - одно из средств развития эмоционально – чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Ребенок осознает понятия «прошлое», «настоящее» время, он ощущает себя в потоке времени продолжателем дела предков, приобщается к таланту и мастерству многих поколений и бережно относится ко всему тому, что они создали и оставили. Это способствует расширению жизненного опыта детей, развивает любознательность, интерес к окружающей действительности.

Кроме того детство ребенка окружено сказочными историями о стародавних временах, когда бабушка из печки колобка достает или девица-красавица пряжу прядет. Рассмотреть эти вещи на картинке в книжке или увидеть их воочию, потрогать руками – это огромная разница.

Поэтому создавая музей «Русская изба» мы преследовали следующие цели:

  1. Вызвать у детей познавательный интерес к истории своего народа, желание узнавать новое о его прошлом. Воспитывать чувство гордости и уважения к своему народу (своим предкам и современникам), развивать патриотические чувства.
  2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций.
  3. Познакомить детей с бытом людей в старину. А также расширить и закрепить уже имеющиеся у детей знания о быте русского народа, о предметах, которые окружали людей в старину.
  4. Приобщать детей к миру искусства через этнокультурную среду музея, развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту окружающего мира.
  5. Ориентировать семьи воспитанников на духовно – нравственное воспитание детей. Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада.
  6. Находить и развивать новые формы сотрудничества с родителями, способствовать формированию устойчивых детско-родительских интересов. Развивать интерес к музеям, выставкам, экскурсиям. Музей «Русская изба» расположен в групповом помещении. Поэтому воспитатель имеет возможность в любое время обратиться к материалам музея. Дети в свободное время могут разглядывать экспонаты, использовать их в своих ролевых играх, задавать воспитателю вопросы, возникшие в результате знакомства или игры с экспонатами. Для того чтобы детям не примелькались экспонаты музея и они не потеряли интерес к ним, часть экспонатов периодически заменяется. Одни убираются на время, другие выставляются. Здесь действует правило: «Новое – это хорошо забытое старое». Кроме того воспитатели и родители периодически пополняют музей новыми экспонатами, колокольчики, игрушки-забавы из глины и дерева (русские народные промыслы), куколка из соломы, муляжи овощей и фруктов, игрушечные домашние животные, персонажи народных сказок (из бумаги и картона), маски для инсценировок, фотографии русской избы снаружи. Кроме того в соответствии с тематикой занятий в музее выставляются экспонаты связанные с народными промыслами России: дымковские и филимоновские, городецкие и богородские игрушки, жостовские подносы, русские матрешки, гжель и др.

Мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он тесно связан с системой занятий, экскурсий, досугов, а также с самостоятельной деятельностью детей. Он явился результатом сотрудничества взрослых (воспитателей и родителей) и детей. Через музей дети познают окружающий мир, приобщаются к национальной культуре, общечеловеческим ценностям. В музее созданы условия для всестороннего развития ребенка, поддержки его инициативы, творческой деятельности. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей работами, изготовленными своими руками. На занятиях и экскурсиях, проводимых в музее, учитываются психофизиологические особенности детей разного возраста, создаются условия для раскрытия личностного потенциала каждого ребенка.

На базе музея проходят занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, изодеятельности, музыки. В настоящее время большая роль отводится нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Поэтому в свете новых педагогических задач наш мини-музей может и будет развиваться и дальше, способствуя формированию у детей личностной культуры, приобщая их к богатому культурному наследию русского народа, закладывая прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды.

На базе музея «Русская изба» проводятся занятия, экскурсии, досуги и праздники для детей и родителей. На них дети и взрослые знакомятся с произведениями устного народного творчества, народной музыки и искусства, традициями и бытом русского народа и пр. Причем работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации, очень важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому методика построения игровых занятий с дошкольниками предусматривает обязательное включение практической части, чтобы можно было не только посмотреть, но и потрогать, поиграть, сделать что-то своими руками.

Достижение наилучшего результата напрямую связано с умением воспитателя составить психологический портрет группы, учесть возрастные особенности конкретной детской аудитории. Поэтому, учитывая возрастные особенности детей, в мини-музее проводятся не только полноценные занятия, но и небольшие беседы-пятиминутки. Так как ребенок младшего дошкольного возраста не способен длительное время, сосредоточив внимание, усидеть или устоять на одном месте.

Вот некоторые темы занятий и экскурсий: «Русская изба», «Печка-матушка», «Хлеб - всему голова», «Мудрые пословицы», «История народного костюма», «Русь деревянная», «Русские музыкальные инструменты», «Играй гармонь», «Игры наших предков», «Прялка и веретено», «Колыбельные песни», «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «В гости к бабушке Матрене», и др.

Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семьи и наполнить их досуг новым содержанием. Стало традицией проводить праздники, семейные посиделки, на которые собираются не только мамы и папы, но с удовольствием приходят бабушки и дедушки, вспоминают традиции и обычаи, поют народные песни и колыбельные, играют с детьми.

«Масленица», «День домового», «Праздник Урожая», «Народные игры», «В гостях у сказки», «Мы - богатыри», «Вечер с Бабушкой-Загадушкой», «Федорина радость», «Старинные обычаи на Руси» - это лишь малая часть всех праздников, проведенных за существования музея. К части этих праздников были оформлены тематические выставки, включающие работы детей, а также работы, выполненные детьми совместно с родителями.

В ходе совместной деятельности воспитателей, детей и родителей на базе мини-музея возникали совместные проекты: «Моя семья», «Мой семейный альбом», «Моя родословная», «Улицы Москвы», «О чем рассказала прялка…», «Я - сказочник» и др.

Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствовало единению воспитателей, родителей и детей. Что сформировало положительное отношение друг к другу. Кроме того у родителей и детей зародился устойчивый интерес к музеям, экскурсиям, выставкам. Многие стали посещать настоящие музеи, о чем дошкольники с удовольствием рассказывают друг другу и воспитателям.

На сегодня можно с уверенностью сказать, что благодаря системе работы нашего мини-музея к нам и нашим детям возвращается национальная память, мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, обрядам, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом. Музей является средством формирования у детей патриотических чувств и развития духовности, он приобщает их к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус.