Основная цель предмета ритмики – развитие у учащихся музыкальности, чувства ритма, творческой активности и фантазии.
Задачи:
- укрепление общефизического состояния учащихся;
- развитие двигательных функций, координации движений;
- развитие творческих способностей, фантазии;
- исправление некоторых физических недостатков (плоскостопие, увеличенный прогиб в поясничном отделе, сутулость).
Содержание курса ритмика имеет несколько разделов:
- Элементы музыкальной грамоты;
- Упражнения на развития тела «Разминка»;
- Упражнения на различные виды бега, шага, прыжков;
- Сюжетно-образную драматизацию;
- Танцевальные элементы. Танец.
В начале курса подобно изучается три первых раздела на простых движениях, а затем, возвращаясь к этим же разделам, планируются более сложные упражнения, в более быстром темпе, включая элементы из остальных разделов. Все обучение проходит по спирали. Предложенный урок совмещает 2 раздела: музыкальная грамота и упражнения для развития тела «Разминка». Рассчитан он на средний уровень учащихся. Такой урок можно проводить на любом году обучения, т.к. он опирается на некоторые понятия и навыки, которые учащиеся получили на других уроках в школе. Такие уроки, как правило, положительно влияют на память, внимание, слух ребенка, эмоциональное состояние. Учащиеся осознано учатся владеть своим телом. Использование игровой формы на уроке способствует поддержание интереса к предмету
Тип урока: комплексный урок с изучением нового материала
Цели:
- знакомство с понятием «метроритм»
- осознание ритмической выразительности музыки
- тренировка чувства ритма
Оборудование: магнитофон.
Музыкальное сопровождение для «разминки»: любой музыкальный материал с размером 2/4
ХОД УРОКА
I. Вводная часть. Организационный момент.
– Поклон.
– Озвучивание темы урока.
II. Упражнения на выработку и совершенствование двигательных навыков. Комплекс «Разминка» (Приложение 1)
– Исполнение разминки
– Отработка неточностей в движениях, в положении
рук и ног.
– Повторное исполнение.
III. Знакомство с понятием «метроритм»
Метр – греческое происхождение (означает
«мера»). Метр – непрерывное чередование
сильных и слабых долей. Вслушиваясь в
музыкальное произведение, мы ощущаем
равномерность. Это напоминает, жизненные
процессы в организме человека (сердцебиение,
дыхание).
Ритм – чередование звуков различной
длительности в их последовательности,
образующих ритмический рисунок. Ритм – один из
основных элементов выразительности мелодии.
Любое неточное исполнение ритмического рисунка
приводит к искажению самой мелодии. Метр и ритм
неразрывно взаимосвязаны – понятием метроритм.
Отгадайте загадку:
Чтоб не спутать польку с маршем
Или с вальсом, например,
Обязательно на страже
Здесь всегда стоит …
Ответ: Размер
Работа с метроритмом начинается с определения размеров музыкальных произведений.
Возьмем простые музыкальные размеры: 2/4; 3/4.
Прослушивания музыкальных примеров. В
качестве примеров можно взять небольшие пьески с
ярко выраженным музыкальным размером. (для
размера 2/4.
«Аннушка» – чешская народная песня, «Полька»;
для размера 3/4 спокойный, размеренный вальс.)
Музыкальный размер 2/4 – характерен для польки – легкого подвижного танца.
Имеет одну сильную долю, одну слабую. Образное объяснение и показ дирижерского жеста: сильная доля-земля (руки вниз), слабая – небо (руки вверх). На сильную долю хлопок перед грудью, слабые доли – палец о палец. Поделить на 2 половины: 1 – сильные доли, 2 – слабые (использовать хлопки, притопы, прыжки).
Музыкальный размер 3/4 – характерен для вальса – плавный, изящный, элегантный танец.
Имеет одну сильную долю, две слабых. Образное
объяснение и показ дирижерского жеста: сильная
доля – земля(руки вниз), 1 слабая доля - ровное
поле (руки в сторону), 2 слабая доля – небо (руки
вверх). Хлопки перед грудью на сильную долю, палец
о палец на 2 слабые доли. Поделить на 3 команды: 1
команда – сильные доли, 2 команда – 1 слабая доля,
3 команда – 2 слабая доля. Использовать: хлопки,
притопы, прыжки.
Можно делить: ученики и учитель (сильные, слабые
доли) для 2/4, 3/4.
Перерыв (игра «Баба сеяла горох» – Приложение 2)
Содержание игры: Постараться «прочесть» в движении. Движения должны быть не произвольными, а опираться на его ритмическую основу. Характер движения подсказывается текстом.
IV. Приемы работы над ритмическими рисунками
1. Узнавать знакомые песни по ритмическому
рисунку, исполняемому без музыкального
сопровождения.
2. Прохлопать ритмический рисунок в кругу по
очереди (каждому достается какая-то длительность
соответственно последовательности их
чередования в мелодии).
3. Пройти шагами знакомый ритмический рисунок
с частичным выключением музыкального
сопровождения (пропеть мелодию про себя).
4. Применять прием «эхо». Учитель прохлопывает
придуманный ритм, а все вместе или по одному его
повторяют. Можно, например, наиграть мелодию.
5. Прохлопать ритмический рисунок, пройти его шагами без дирижирования, затем (по-возможности) с дирижированием.
V. Подведение итога урока
– Что мы узнали нового?
– Что такое метроритм?
Учащиеся самостоятельно выставляют оценки за свою работу.
Домашние задание: придумать ритмический рисунок и исполнить его с помощью различных движений. Для более слабых учеников можно предложить просто ритмический рисунок, исполненный хлопками.
Использованная литература:
1. Программа «Ритмика и бальные танцы» для
начальной и средней школы. 1998.
2. И.В.Лифиц «Ритмика» учебное пособие.
Издательски центр «Академия» 1999.
3. Т.А.Затямина. Музыкальная ритмика Москва
«Глобус» 2009.