Воображение – это способность представлять
отсутствующие или не существующий в реальности
объект, удерживать его в сознании и мысленно
манипулировать им.
Воображение, тесно связанное с эмоциями и всеми
психическими функциями, – восприятием,
вниманием, памятью, речью, мышлением, – не только
значительно углубляет и расширяет процесс
познания, но и оказывает влияние на становление
личности в целом.
Вся творческая деятельность строится при активном участии воображения. Это обогащает жизненный опыт, открывает новый необычный взгляд на мир. Способность к воображению не даётся человеку с рождения, но её можно и нужно развивать.
Развивать творческие способности у детей с нарушением речи сложнее, так как их представление о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий.
Воображение формируется и развивается в различных видах деятельности. Любое обучение связано с умением что-то представить, вообразить. В наиболее ярких формах воображения проявляется в игре.
Игры на развитие невербального воображения [пособие М.В.Ильиной] позволяют дополнительно совершенствовать графические и комбинаторные навыки, творческие способности, этическое восприятие, художественный вкус.
Для начала нельзя брать слишком трудные задания, они могут отпугнуть детей и тогда всё сразу усложнится.
Обычно детям в начале года сложно выполнить задания, связанные с творчеством на основе зрительного представления (невербального воображения).
Например, рассмотреть (иллюстрации) карточки с необычными кляксами, не вызвало ожидаемого интереса детей, так как они не смогли увидеть причудливые силуэты изображения зверей.
Способ получения симметричных клякс вызвал у детей больший интерес. «Зайцы встретились» [Приложение 1, рис. 1], «Жук» [Приложение 1, рис. 2].
Задания такого типа нравятся детям. В свободное от занятий время они с удовольствием фантазируют с помощью фломастера и карандаша придают кляксам конкретный образ, озаглавливая свои работы.
В следующий раз предлагаем детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами. Воспитатель предложила дорисовать какие-нибудь детали и превратить обычное изображение ладони в необычный образ. Посмотрите, что у нас получилось? «Бабочка» [Приложение 1, рис. 3], «Рыбки» [Приложение 1, рис. 4], «Куры» [Приложение 1, рис. 5].
Для развития воображения используем такие игры, как: обведи фигуры, нарисуй картинку (перевёртыши).
Одновременно развиваем и образное мышление, пространственную ориентировку, графические навыки, художественный вкус.
«Незаконченные рисунки» хорошо развивают воссоздание воображение и способность к целостному восприятию.
Поощрение заслуживают те работы, где на основе смутного изображения создан наиболее детальный и красочный образ.
К оценке можно привлекать и детей.
Радоваться успехам, но не захваливать. К оценке можно привлекать самого ребёнка.
– Что, по-твоему, сегодня тебе особенно удалось?
Универсальные возможности представляет геометрическая мозаика.
Игры на развитие вербального воображения направлены в первую очередь на развитие воображения и речемыслительных процессов.
В игре "Рифмоплёты" дети учатся находить слова с созвучными окончаниями, что в дальнейшем значительно облегчает задание подбирать подходящие по смыслу рифмующиеся слова к не законченным двустишьям.
Игра "Кто кем был "и "Кто кем будет"
На первых порах ребёнок даёт ответ, используя
картинки, а позже высказывают свои предположения
уже без картинок и с помощью образных
представлений.
Разные задачи можно решать через игру
"Определи выражение лица".
Дети называют чувства, которые испытывает человек, а также называют героев знакомых произведений, которые соответствуют описанию, характера и т.д.
В ходе работы мы пришли к выводу, что игры на развитие невербального воображения вызывает больший интерес.
А игры требующих активного включения речи (постановка необычных проблем, что было бы если, что ты задумал умение задавать исследовательские вопросы и т.п.) проходят менее творчески.
В работе помогают следующие пособия...
Например – "Уроки развития воображения"
Серия книг "Воображение" могут оказать существенную помощь родителям в работе по развитию воображения у детей
Обращаем внимание родителей на интересные книги, даём задание на карточках и в тетрадях на развитие воображения в соответствии с темой.
Только совместная работа сотрудников группы и родителей приносит положительные результаты в нашей работе.
Конспект интегрированного занятия «Космическое путешествие»
Программное содержание:
- закрепить знания по теме: «Транспорт»;
- развивать воображение, слуховое внимание и память, связную речь;
- продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, активизировать мышление;
- совершенствовать выразительные действия через имитацию;
- развивать конструктивные навыки;
- воспитывать доброжелательные взаимоотношения.
Оборудование: магнитная азбука, фланелеграф, набор картинок по теме: «Транспорт», таблицы схемы, фломастеры, доски для рисования.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель загадывает загадку:
Светит, сверкает, всех согревает Что это? (Солнце)
– Как ласково называем мы его? (Солнышко).
– Представьте, что солнышко согревает ваше лицо,
руки, вам приятно. (Расслабление).
– Солнце – это звезда. И у этой звезды есть своя
семья. В неё входят 9 планет, которые вращаются
вокруг солнца. Давайте их назовём. (Считалка).
– Сейчас люди осваивают всю Солнечную
систему, запускают космические автоматы, готовят
ракеты и космонавтов для путешествия к ним.
– Интересно, на конверте написан адрес нашего
детского сада. Кому? Детям логопедической группы.
Планеты…
– Итак, мы летим на планету Марс. Кого мы
можем встретить? (Марсиан).
– Кто живет на Марсе? (Марсианин марсианка).
– А мы кто? (Земляне)
– Почему нас так называют? (Мы жители земли).
– Давайте подготовимся к полёту, соберём то, что
необходимо.
– Прочитайте слово по первой букве картинки.
Помидор
рак
индюк
баранки
осы
руль
Ы
п
р
и
б
о
р
ы
С помощью приборов надо управлять
кораблём.
В следующем задании надо восстановить буквы по
порядку
р | о | ы | у | т | п | д | к |
2 | 3 | 8 | 5 | 7 | 1 | 4 | 6 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
п | р | о | д | у | к | т | ы |
– Итак? мы собрали всё необходимое. Скажите,
можно ли полететь в космос в наших костюмах?
– Что мы наденем? (Имитация надевания.)
Занимаем места в ракете. Внимание:
приготовьтесь к полёту. Отсчёт 10, 9, 8… Пуск.
Эмоциональное чтение стихотворения хором:
Пилот в космической ракете руки в стороны
На землю глянул с высоты руки вверх
Ещё никто, никто на свете руки вверх крест-накрест
Такой не видел красоты
Ах, какая красота! руки в стороны
Не страшна нам высота! Махи руками
Пролетаем над лесами
Над высокими горами Руки вверх
Воспитатель. Наденьте наушники.
Выходим на связь с Землёй
– Давайте передадим своим близким, какое у вас
настроение радостное, хорошее.
– Закройте глаза. Наш корабль всё дальше и
дальше. Мы летим с огромной скоростью. У нас
тяжёлые голова, руки, ноги. Откройте глаза.
Сейчас мы вырвались из притяжения Земли. Мы
находимся в состоянии невесомости. Звучит
музыка, дети имитируют движения невесомости. Пора
подавать сигналы на планету Марс. Например:
та-то-ту, ти-ты-ты. Ответа нет. Поправьте наушники,
попробуем ещё раз: та-ты-ти.
Сигнал принят, дети видят марсианку (воспитатель
в костюме с космическими элементами).
– Здравствуйте, я марсианка Коламея. Кто вы
та-ки-е? (Ответы детей) Ин-те-рес-но, ка-ка-я
о-на? (Ответы детей – голубая, красивая и т.п.
Вопросно-ответный диалог:
– Как вы попали на Марс с Земли?
– Мы прилетели на космическом корабле.
– А на чём ещё можно летать?
– На самолётах, вертолётах, паропланах,
воздушных шарах.
– Как называется этот вид транспорта?
– Это воздушный транспорт.
– А другие виды транспорта существуют на вашей
планете?
– На нашей планете есть водный, подземный,
надземный, воздушный транспорт.
– Расскажите, пожалуйста, разнообразен ли вид
водного транспорта.
– У нас много кораблей, теплоходов, катеров,
лодок, яхт, шлюпок, парусников.
– Давайте помечтаем: вы уже выросли, и научились
управлять какой-нибудь машиной наземного
транспорта.
Игра с мячом.
– Дети, а сейчас вам надо узнать, что звучит и
показать это. Звучит запись транспортных
шумов, дети имитируют езду на машине, мотоцикле и
т.д. Дают ответы, например: «Мы плывём на лодке».
– Дети вы правильно узнали, что звучало, а теперь
угадайте, о чём я задумала:
Коршун – мотор
Стрекоза – вентилятор
Рога – пассажиры
Конус – огонь
На каждую отгадку воспитатель выставляет
картинку: самолёт, вертолёт, троллейбус, ракета.
Дети определяют лишнюю картинку в ряду.
– Назовите лишнюю картинку в следующем ряду:
пароход, вертолёт, мотор, автобус, фара, поезд,
кузов, руль яхта, шлюпка, кабина, катер.
– Дети, как называется место, где сидит водитель? (Кабина)
– Вам надо из «букв» выложить это слово.
Дети выполняют задание на воображение.
– Конструкторы моей планеты заняты разработкой новых моделей марсоходов, я предлагаю вам принять участие в этой работе.
Дети рисуют из заданной формы (овал) свою модель и рассказывают об её особенностях. Коламея оценивает и анализирует вместе с детьми выполненные работы.
Ведущий: Уважаемая Коламея, нам понравилось у вас, но пора возвращаться на Землю.
Коламея: Мне было с вами весело и интересно, я теперь стала больше знать о планете Земля. На память о нашей встрече примите от меня подарки.
Марсоход привозит угощение, дети прощаются.
Ведущий: Дети, пора занять в корабле свои места. К полёту готовы. Мы в космосе. Вот и Земля. Мы выходим на посадочную орбиту. Посмотрите в иллюминаторы, облака похожи на белогривых лошадок.
Дети исполняют песню «Облака».
На Земле воспитатель предлагает угощение, которое они получили от Коламеи.