Основные разделы программы.
1. Введение.
2. Реферативная часть.
- Сущность опыта.
- Теоретическая база опыта.
- Новизна.
3. Проектная часть.
- Внедрение в практику.
- Организация предметно развивающей среды.
- Годовой план праздников традиций группы.
- Работа с родителями.
4. Заключение.
5. Приложение.
ВВЕДЕНИЕ
Последние годы свидетельствует о том, что наше
общество утратило представление о значении
патриотизма как части национального
менталитета. Появилась устойчивая тенденция к
утрате общечеловеческих ценностей и к широкому
распространению равнодушия, эгоизма,
неуважительного отношения к государству, Родине.
Стало совершенно очевидной необходимостью
формирование патриотических чувств, с самого
раннего детства.
Базовым этапом формирования у детей любви к
Родине следует считать накопления ими
социального опыта жизни в своем городе, усвоение
принятых в нем норм поведения, взаимоотношений,
приобщение к миру его культуре. Любовь к Отчизне
начинается с любви к своей малой родине – месту,
где родился человек.
Приоритетность проблем патриотического
воспитания определяется рядом нормативно –
правовых актов. Так Конвенция ООН о правах
ребенка ст.29 подчеркивает «…необходимость
воспитания уважения к культурной самобытности
страны, в которой ребенок проживает, языку,
национальным ценностям…»
В законе РФ «Об образовании» (ст.29 ч.5 и ст.14 ч.4)
указывается, что содержание образования должно
содействовать взаимопониманию и сотрудничеству
между людьми и народами, независимо от
национальной и этической принадлежности.
Постановлением Правительства РФ от 16.02.01 №122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации ставит перед педагогами задачу – «Научить детей любить свою Родину».
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Ознакомление с родным городом ранее входило в раздел «Ознакомление с окружающим миром». Сейчас эта деятельность рассматривается, как самостоятельная. Вместе с тем анализ литературы и опыта работы детских садов позволяет сделать вывод о не разработанности проблем включения основ краеведения в образовательную практику дошкольного учреждения.
Актуальность разработки обусловлена тем, что в современной практике патриотического воспитания дошкольников на краеведческом материале в ДОУ существует ряд проблем:
– недостаток методических пособий и
рекомендаций по патриотическому воспитанию,
позволяющих воспитателю планомерно и
систематически решать задачи патриотического
воспитания через ознакомление с родным городом;
– недостаточное количество материала в детском
саду;
– наглядный и иллюстративный материал по теме
«Мой город», дидактические и развивающие игры,
макеты, план-схемы города и микрорайона.
– недостаточно высокий уровень
сформированности нравственно – этических
чувств, любви к родине, к родному краю и городу, в
котором живут дети.
– отсутствие у детей знания истории родного
города.
Решение этих проблем привели к необходимости разработать систему педагогических мероприятий с детьми, родителями, педагогами, направленную на поиск подходов в организации и содержании патриотического воспитания краеведческой деятельности.
Ожидаемый результат:
- Повысить интерес к родному городу (Ямалу).
- Знать отличительные символы России, города, Ямала.
- Интересоваться своим семейным древом.
- Любовь и уважение к городу, России, Ямалу.
- Проявление гуманных чувств не только к близким, но и другим людям.
- Сочувствие попавшим в беду, стремление самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильное определение состояния, установка необходимых связей.
РЕФЕРАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Сущность опыта
Идея лежащая в основе разработанного мною решения проблемы заключается в приобщении дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (через него и Отечества). Именно в краеведческой деятельности дошкольник получает возможность познакомиться со своим краем, изучить свою страну, начиная с «малой Родины», познать патриотические, духовно – нравственные традиции народа, удовлетворить потребность в познании окружающего мира. Поэтому основным в образовании дошкольника является организация его собственного опыта, который взрослый помогает обобщить и зафиксировать с помощью наглядных средств. Задача взрослого – создать условия способствующие развитию личности ребенка, повышающие его познавательную и эмоциональную активность с опорой на краеведческий материал, что позволит удовлетворить потребность в познании окружающего мира, преобразовании его по законам добра и красоты.
Теоретическая база опыта
Методической и теоретической базой моей системы работы является теория А.В.Запорожца об амплификации личности ребенка, обогащении его мировоззрения, о расширении его возможностей.
В.А.Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Большой вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И.Жуковская, Н.В.Виноградова, Е.И.Родина – считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.
Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка (Т.Н.Антонова, Т.Т.Зубова, Е.П.Арнаутова и др.), осознание ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина и др.),восприятия детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формирование знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В.Крулехт) и т.д.
Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно просветительском, но и в эмоциональном плане (И.А.Колесникова и др.). Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщать к богатствам национальной и мировой культуры.
Центральным звеном социализации – «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» (А.В.Мудрик) – является гуманистическое воспитание ребенка, с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос и безусловно, к Родине. Накапливаемый при этом опыт касается как познания и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики – принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия. В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственные дошкольному возрасту.
Данные исследования и определили подход в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников на краеведческом материале, а слова нашего современника, академика Д.С.Лихачева, что чувства любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививать «духовную оседлость», т.к. без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле подтвердили верность выбранного направления деятельности.
В работе используется:
– программа «Радуга» (задачи воспитания и
обучения);
– пособия для реализации государственной
программы «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации» под редакцией А.А.Остапца,
Г.Н.Абросимовой, М.Е.Трубачевой «Патриотическое
воспитание дошкольников»;
– опыт работы по патриотическому воспитанию ДОУ
под ред. Л.А. Кондрыкинской «С чего начинается
Родина?»;
– конспекты занятий Н.В.Алешина «Знакомим
дошкольников с родным городом».
Новизна
Разработанная мною система по ознакомлению с
родным городом включает разработки занятий,
праздники, развивающие игры, рисунки, схемы,
модели.
Они могут быть использованы на занятиях, в
совместной деятельности взрослых и детей, в
самостоятельной деятельности дошкольников к
социальной действительности.
Предлагаемые формы педагогической работы обеспечивают личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров).
Результативность: комплексная работа по ознакомлению дошкольников с родным городом позволила решать актуальные проблемы нравственно-патриотического воспитания:
– воспитание чувства патриотизма, потребности
в самоотверженном служении на благо Отечества;
– обогащать сознание детей интересными
содержательно-упорядоченными сведениями по теме
«Я и мой город».
– готовность заботится о родном городе.
Оценка эффективности работы отслеживается по следующим критериям:
– история родного города;
– символика города;
– главные достопримечательности города;
– места отдыха города;
– здания города;
– труд взрослых характерный для своего города,
название профессий, цель работы;
– ориентировка в своем микрорайоне;
– интерес к прошлому, настоящему, будущему
города;
– культурные традиции коренного населения
Ямала;
– природа родного края (животные и растительный
мир);
– «Я и моя семья».
– «Ямал мой дом родной».
– «Ямал часть России».
Формы отслеживания развития чувств и представлений о родном городе как частица России:
– наблюдение за деятельностью детей,
участие в разных видах деятельности,
организованных воспитателем и педагогами
дополнительного образования;
– эксперименты;
– беседы;
– рисунки;
– анализ продуктов деятельности.
ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
Внедрение в практику
Разработанная мною система нравственно-патриотического воспитания на краеведческом материале исходит из того, что ознакомление детей с родным городом дает возможность гармонично и всесторонне развить личность ребенка:
– повысить их познавательную и эмоциональную
активность;
– развить нравственные основы личности;
– накопить социальный опыт, понять свое место в
этом мире как его члена, участника событий,
преобразователя;
– формировать высшее социальное чувство –
чувства патриотизма;
Что изучают и с чем знакомятся дети:
Дети знакомятся с системой знаний об истории, культуре, достопримечательностях, социальной жизни, природе родного города.
В данной системе формируются следующие чувства и умения:
– проявлять любовь к родному городу, гордиться
им;
– потребность интересоваться событиями,
происходящими в городе;
– проявлять гуманное отношение к растениям и
животным родного города, заботиться о них;
– помогать взрослым, сохранять рукотворный мир
родного города;
– составлять описательные рассказы о городе, его
жителях, интересных местах малой Родины;
– ориентироваться в собственном микрорайоне, на
карте города (находить достопримечательности
памятные места, культурные центры);
– знать символы Ямала и России;
– проявлять любовь и уважение к коренным жителям
Ямала;
– в рамках дошкольника знать свое семейное
древо.
Структурные блоки и компоненты:
– создание предметно-развивающей среды;
– перспективно-тематическое планирование
занятий, совместно и самостоятельной
деятельности;
– работа с родителями.
Направления работы с детьми, ее последовательность:
Система работы предусматривает:
– выявления уровня активности в познании
дошкольником окружающей его социальной
действительности, путем обследования;
– планирование и организация занятий,
совместной и самостоятельной деятельности;
– совместное создание элементов
предметно-развивающей среды (макеты, схемы,
рисунки т.д.)
– консультативная работа с родителями;
– наблюдение за динамикой развития ребенка
методом и приемом работы.
Формы работы, особенности и средства организации работы с детьми:
Основной формой организации работы с детьми являются занятия – комплексные, сюжетные, тематические.
Используются:
– интегрированные занятия;
– дидактические игры;
– познавательные игры;
– познавательные рассказы педагогов, родителей,
ветеранов ВОВ, бабушек, дедушек;
– совместные семейные праздники, развлечения;
– работа с моделями и схемами;
– самостоятельная, творческая, продуктивная
деятельность детей;
– чтение познавательной литературы;
– экскурсии, целевые прогулки, походы;
– беседы;
– совместная и самостоятельная работа с
иллюстрациями и фотоматериалом;
– участие в городских конкурсах;
Основные средства организации работы с детьми:
– события и явления в жизни города (Ямала,
России);
– музеи;
– макеты и схемы города.
Организация предметно-развивающей среды
Одним из важных условий реализации системы ознакомления с родным городом является правильная организация развивающей предметной среды, которая способствует:
– развитию ребенка, как личности;
– активизации познавательной активности детей;
– способствует реализации всех компонентов его
содержания, познавательного,
нравственно-ценностного, деятельностного;
– обеспечивает реализацию потребности ребенка в
активной и разноплановой деятельности;
– соответствует реализации целей и задач
нравственно-патриотического воспитания.
Важно обеспечить детям «зону ближайшего развития». Поэтому деятельность по обогащению среды происходила на глазах детей и с их посильным участием. Этому сопутствовали наблюдения, беседы, обсуждения, рассматривание иллюстраций. В подобных совместных со взрослыми делах дети расширяют свой активный и пассивный словарь, усваивают новые знания, приобретают новые впечатления, развивают наблюдательность, любознательность.
Развивающая предметная среда состоит из разнообразных элементов. Каждый из них выполняет свою функцию.
Элементы РПС | Функциональная роль | Формы и методы работы |
Макет «микрорайона детского сада» | Познавательная, развитие умения ориентироваться в ближайшем окружении. | Создание элементарных архитектурных сооружений; занятия и игры. |
Символы: герб, флаг города (Ямала, России) | Познавательная, обучающая. | Рассматривание, беседа. |
План-схема города | Ориентировка на плане города, развитие умственных способностей. | Занятия, самостоятельная деятельность. |
Набор фотографий города (Ямала, России) | Познавательная, эстетическая, воспитание чувства привязанности к родному городу (Ямалу, России), | Рассматривание, занятия, знакомство с объектами города, беседы. |
Альбомы: «Достопримечательности и памятные знаки города (Ямала, России). «Природа родного края» | Познавательная, краеведческая, культурная, воспитание любви к родному городу. | Занятия, рассматривание, знакомство с архитектурными сооружениями, природными ландшафтами. |
Набор картинок к дидактическим играм: «Угадай по описанию», «Путешествие по родному городу» | Обучающая, умственное развитие, познавательная. | Занятия, совместная деятельность, игры, конкурсы. |
Аудио записи с песнями о родном городе (Ямалу, России) | Культурная, эстетическая, эмоциональная. | Прослушивание, занятия. |
Библиотека | Познавательная, воспитание интереса к литературе (художественной, научно-популярной) | Чтение, рассматривание иллюстраций, проведение бесед, конкурсов, обсуждение прочитаного. |
Мини-музей «Люблю тебя, горжусь тобой, мой славный город Уренгой» | Краеведческая, историческая, этнографическая, культурная, эстетическая. | Экскурсии в местные музеи, создание собственных музеев. |
Экспозиция рисунков краеведческого содержания | Культурная, эстетическая, эмоциональная, развитие художественных способностей. | Рассматривание, беседы, практическая деятельность. |
Годовой план праздников и традиций группы
У каждого детского сада свои традиции. Традиции придают образовательному учреждению свое лицо. Отбор и сохранение своих традиций вырабатывает собственную систему ценностей.
В нашем детском саду «Руслан» сформировалась хорошая традиция отмечать памятные даты и государственные праздники. Реализуя задачу воспитания любви к родному городу, разработан ряд досугов и праздников, направленных на привитие детям интереса к городу, детскому саду, семье, профессиональной деятельности родителей, Ямалу, России. И этих традиций придерживается наша группа.
Месяц |
Тема занятий |
Сентябрь | День знаний. День города. |
Октябрь | Осень в гости просим. |
Ноябрь | День матери. День семьи. |
Декабрь | Законы, по которым мы живем. |
Январь | Рождественские колядки. Мама, папа, я – Новоуренгойская семья. |
Февраль | День рождения детского сада «Руслан». Защитники Отечества. |
Март | Моя мама Лучше всех. Международный день театра. |
Апрель | День Земли. Этот день победы! |
Май | Встреча с ветеранами ВОВ. Международный день музея. |
Организация работы с детьми по ознакомлению с родным городом
Перспективное планирование кружковой работы с
дошкольниками по ознакомлению с родным
городом раскрывает содержание, задачи и средства
их решения.
Пояснительная записка.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Чувства патриотизма многогранно по своему содержанию: это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить, приумножить богатства своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, родным местам, родной стране. И задача педагогов в том, чтобы отобрать те формы, методы и средства, которые дадут наилучшие результаты в воспитании чувства любви и привязанности к родному городу.
Цель, разработанная мною перспективного плана – систематизировать работу педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на краеведческом материале, вооружить наиболее эффективными методами и приемами работы, адаптировать имеющийся методический материал к учебно–воспитательному процессу ДОУ.
Отбор содержания работы проводится с учетом принципов доступности, всесторонности и гармоничности, что позволяет воспитателю решать следующие задачи:
- Формировать любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране, городу.
- Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.
- Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа).
- Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
Каждое из предложенных занятий обогащает сознание детей интересными, содержательно-упорядоченными сведениями по теме «Мой город».
При этом у дошкольников будет формироваться положительное отношение к природе, к родному городу, краю, стране.
Планирование по ознакомлению с родным городом дает основу для грамотного, самостоятельного построения работы в группе, как начинающему воспитателю, так и опытному специалисту.
Перспективное планирование включает следующие формы организации детской деятельности:
– Интегрированные занятия.
– Беседы (о коренных народов севера, о городе,
Ямале, семье, России).
– Познавательные рассказы педагогов, коренных
народов, ветеранов ВОВ, ветеранов труда, почетных
людей города т.д.
– Экскурсии (включая экскурсии на работу
родителей детей данной группы).
– Наблюдения.
– Работа с моделями и схемами.
– Совместная деятельность.
– Чтение познавательной литературы ( о родном
городе, народах Ямала, России т.д.)
– Кружковая работа.
– Досуг.
– Развлечения.
– Дидактические игры (включая элементы о родном
городе, Ямале)
– Развивающие игры.
Опыт работы в течение нескольких лет позволяет сделать выводы о том, что система планирования по ознакомлению с родным городом, Ямалом, Россией дает положительные результаты, что способствует формированию у детей положительного отношения к миру, к родному краю, городу, России. Обогащает сознание детей интересными содержательно-упорядоченными сведениями по теме «Мой город». Стимулирует развитию познавательной активности. Раскрывает творческий, интеллектуальный потенциал детей. Помогает принять приобретенные знания в новых ситуациях, в повседневной жизни.
Работа с родителями.
Важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями.
Прикосновение к «живым документам» истории семьи будит мысль ребенка, вызывает яркие эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранение семейных связей.
Эта работа по-прежнему актуальна и особенно трудна, в настоящее время. Она требует большого такта и терпения, т.к. во многих (особенно молодых) семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Родители должны стать непременными участниками работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в семье, и не только в рамках семьи. Они могут помочь в сборе и пропаганде материалов по родному городу, краю, воссозданию местных и трудовых традиций.
Я предлагаю следующие формы работы с родителями:
- Семейные экскурсии в музеи, по памятным местам города, посещение культурных центров.
- «Мини-исследования» истории города, улицы ( на которой находится детский сад или живут дети).
- Консультативная работа.
- Праздники, развлечения, досуги.
- Оформление тематических фотовыставок, фотоальбомов, газет.
- Дни открытых дверей.
- Участие в выставках творческих работ, рисунков.
Формы проведения | Тематика | Задачи | Участники | Сроки |
1. Родительские собрания. | Формирование у старших дошкольников
любви «к малой Родине» – своему району. Развитие чувства национальной гордости при изучении дошкольниками образцов художественных промыслов. Роль экскурсий к памятным местам города в системе патриотического воспитания младших школьников. |
Вооружать формами, методами и приёмами
воспитания у детей любви и привязанности к
«малой Родине». Раскрыть роль и значение художественных промыслов для развития чувство национальной гордости, эстетического воспитания. Вызвать интерес и желание совершать совместные прогулки по городу. |
Воспитатели, родители, дети Родители, дети, воспитатель-педагог ИЗО Воспитатели, родители |
октябрь Январь
Апрель |
2. Консультации | Новый Уренгой – источник воспитания
будущего Гражданина. «Единство в работе детского сада и семьи по патриотическому воспитанию детей» |
Побуждать родителей аргументировать свои высказывания по данной теме; пополнять знания родителей по краеведению. | Воспитатели, родители | В течение года |
3. Домашние задания | Мини-исследование «История названия улицы, на которой я живу» | Вызвать интерес к изучению истории родного города; привлекать родителей к сотрудничеству с ребёнком. | Родители, дети | В течение года |
4. Семейные экскурсии, целевые прогулки, походы. | Экскурсии в городские музеи Экскурсии в образовательные учреждения города (школа, музыкальная школа, школа искусств, центр творчества) |
Способствовать созданию сообщества родители и дети; формировать устойчивый интерес к изучению города | Родители, дети | В течение года |
5. Праздники, развлечения, досуги | «Осень золотая» «Моя мама лучше всех» – день Матери. Спортивный праздник, посвященный Дню дошкольного работника Викторина «Знатоки города» |
Формировать конструктивные
представления о современном досуге с детьми; способствовать осознанию необходимости сотрудничества с детским садом, оказании помощи и поддержки в проведении мероприятий |
Воспитатели, родители, дети | В течение года |
6. Выставки творческих работ, рисунков. | «Здравствуй, Зимушка-зима!» «Рождественский вернисаж» Выставка работ посвящённая Дню рождения детского сада. |
Привлекать родителей к сотрудничеству с ребёнком, принимать активное участие в жизни группы, детского сада. | Родители, дети, воспитатель-педагог ИЗО | В течение года |
7. Показательные мероприятия | «Осенний бал» «Новый год» «Рождественские колядки» «Мини-джентельмен» «Мисс журавушка» |
Привлечь к подготовке и проведению открытых мероприятий по темам | Воспитатели, родители, дети, музыкальный руководитель, инструктор физкультуры | Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проводя данную работу, я пришла к выводу,
что дети стали больше интересоваться своим
городом, жителями, достопримечательностями,
знаменитыми людьми которые проживают в городе и
на Ямале. Дети стали интересоваться своим
семейным древом. Хорошо усвоили адреса, где они
проживают.
Появился интерес детей больше узнать о природе
Ямала. Усвоили символы России, Ямала, г Новый
Уренгой. Стали интересоваться символами других
стран.
Появилось чувство сопереживания не только к
себе но, и другим людям.
Анализируя данную работу, я считаю, что добилась ожидаемых результатов.