Новые педагогические технологии в образовании. Прецендентные имена в словарном запасе выпускника 11-го класса

Разделы: Литература


Исследования в области образования приобретают особую актуальность. Их результаты дают возможность оценить качество образования учеников. Изучение сфер-источников прецедентных имен может предоставить интересный материал для оценки эрудиции учащихся. Прецедентное имя понимается в современной лингвистике как индивидуальное имя, связанное с широко известной ситуацией или с известным текстом (Ясная Поляна, А.С. Пушкин, «Война и мир»).

Цель работы: изучение эрудиции учеников 11 класса в сфере прецедентных феноменов и устранение пробелов в знаниях учащихся.

Задачи:

  1. Изучить литературу по исследуемой проблеме.
  2. Разработать и апробировать на практике диагностические методики выявления качества образования выпускников.
  3. Разработать методику внеклассной работы в 11 классе с использованием прецедентных имен.
  4. Показать актуальность, новизну и практическую значимость проведенной исследуемой работы.

Тесты по прецедентным именам могут быть использованы на любом этапе обучения, при текущем и итоговом контроле. С их помощью выявляются пробелы в знаниях, проверяется, насколько осознанно учащиеся владеют теоретическим материалом, как умеют применять его на практике. В результате последовательной систематической работы учащиеся могут проконтролировать себя, оценить реально свои знания, обнаружить слабые места в своей подготовке и вовремя устранить их. Если по результатам проделанной работы вести учет выполненных заданий по каждому учащемуся, то будет создаваться достаточно ясная картина учебных достижений и пробелов, как по отдельным ученикам, так и по классу в целом. Учитель сможет отслеживать как индивидуальную структуру знаний учащихся, так и собственные упущения. Все тестовые задания должны быть взаимосвязаны между собой, задания к каждому тесту должны быть разные, но плохо опознанные прецедентные имена должны быть в последующих заданиях.

В заданиях прецедентные имена должны быть связаны с названием текстов, именами писателей, литературными героями, прецедентными высказываниями, цитатами из текстов, с эпизодами художественных произведений. Исследование по изучению эрудиции учащихся и её обогащению могут быть проведены не только на уроках литературы, но и в ходе внеклассных мероприятий по предмету. На таких занятиях учащиеся могут практически применить полученные знания, в ходе работы над прецедентным именем развиваются познавательные навыки учащихся, воспитывается интерес к литературе, творчеству, у учащихся появляется стремление к достижению поставленных задач. Данная технология делает процесс изучения литературы увлекательным, а в процессе работы над прецедентным именем учащиеся не только систематизируют свои знания, но и раскрывают свои способности, учатся работать в коллективе, самостоятельно достигать намеченной цели. Преимущество данной работы в том, что она не затрачивает большого количества времени, может проводиться во всех классах и использоваться для систематизации знаний по любым предметам. По данной технологии я работаю пятый год, и анализ проведенного исследования доказал, что после систематической работы над прецедентным именем показатели значительно улучшились даже у слабых учеников.

В данной работе представлены материалы для 11 класса, но подобная работа ведется и в других классах, и материалы многих тестов сейчас подбирают сами учащиеся.

Тест 1.1. Выделить крестиком знакомые имена.

  1. Ясная Поляна.
  2. Сергей Есенин.
  3. Анна Каренина.
  4. Сенатская площадь.
  5. Куликово поле.
  6. Михаил Шолохов.
  7. Пьер Безухов.
  8. Женька Комелькова.
  9. Хлестаков.
  10. Евгений Онегин.
  11. Иван Пущин.
  12. Бородино.

Тест 1.2. Объясните значение прецедентных имен. Установите связи с другими прецедентными именами (2-3 примера).

  1. Ясная Поляна.
  2. Сергей Есенин.
  3. Анна Каренина.
  4. Сенатская площадь.
  5. Куликово поле.
  6. Михаил Шолохов.
  7. Пьер Безухов.
  8. Женька Комелькова.
  9. Хлестаков.
  10. Евгений Онегин.
  11. Иван Пущин.
  12. Бородино.

Тест 2. Напишите три первые реакции (ассоциации) на соответствующие стимулы.

  1. Обломов.
  2. Андрей Болконский.
  3. Печорин.
  4. Евгений Базаров.
  5. Тарас Бульба.
  6. Петр Гринев.
  7. Родион Раскольников.
  8. Плюшкин.
  9. Васька Пепел.
  10. Чичиков.
  11. Вера Николаевна Шеина.
  12. Тарас Скотинин.

Тест 3. Определите по данному высказыванию автора произведения, а если возможно то и героя произведения, которым были сказаны эти слова.

  1. «У сильного всегда бессильный виноват».

  2. «Отчего люди не летают?»

  3. «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

  4. «Рожденный ползать – летать не может».

  5. «Не хочу учиться, а хочу жениться…».

  6. Светить всегда, светить везде
    До дней последних донца.
    Светить – и никаких гвоздей
    Вот лозунг мой и солнца.

  7. «Человек! Это великолепно! Это звучит гордо…»

  8. «Вся Россия наш сад…»

  9. Есть женщины в русских селеньях
    С спокойною важностью лиц,
    С красивою силой в движеньях
    С походкой, со взглядом цариц, – …

  10. «Но я другому отдана и буду век ему верна».

Тест 4. Соотнесите прецедентное имя с текстом. Определите художественное произведение и автора этого произведения.

  1. «Ее погребли близ пруда, под мрачным дубом, и поставили деревянный крест на ее могиле».

  2. «Каморка его приходилась под самой кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру...»

  3. «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями...»

  4. «Халат имел в глазах тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе. Он как послушный раб покоряется самомалейшему движению тела. Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то не примерно попадал в них сразу...»

  5. «Апрель, дни серые, памятники кладбища, просторного, уездного, еще далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит фарфоровым венком у подножия креста. В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне – фотографический портрет с радостными, поразительно живыми глазами....

  6. «Вся зала следила за каждым движением пары. Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них, особенно умиляли меня его сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков. Очевидно, сапоги были построены батальонными сапожниками. Чтобы вывозить и одевать любимую дочь он не покупает модных сапог, а носит домодельные» – думал я, и эти четвероугольные носки сапог особенно умиляли меня..,.».

  7. «он ему показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги».

  8. «Хата была пуста. В ней господствовал тот печальный, грязный беспорядок, который всегда остается после поспешного выезда. Кучи сора и тряпок лежали на полу, да в углу стоял остов кровати. С стесненным, переполненным слезами сердцем я хотел уже выйти из хаты, как вдруг мое внимание привлек яркий предмет, очевидно нарочно повешенный на угол окопной рамы. Это была нитка дешевых красных бус...»

  9. «На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца....

  10. «Такая ли была! Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала, что хочу, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках?.... До смерти я любила в церковь ходить! Точно бывало, я в рай войду....»

Тест 5. Рядом с названием художественного произведения напишите автора и 2-3 героев из этого произведения.

  1. «Ревизор».
  2. «А зори здесь тихие».
  3. «Мертвые души».
  4. «Недоросль».
  5. И.А. Крылов
  6. «Горе от ума».
  7. Н.А. Некрасов.
  8. «Гроза».
  9. «Герой нашего времени».
  10. «Вишнёвый сад».
  11. «На дне».
  12. М.Е. Салтыков-Щедрин.

Тест 6. Определите автора и название произведения, дайте краткую характеристику этому герою.

  1. Левинсон.
  2. Татьяна Ларина.
  3. Кабаниха.
  4. Желтков.
  5. Воланд.
  6. Соня Мармеладова.
  7. Вощев.
  8. Григорий Мелехов.
  9. Элен Курагина.
  10. Давыдов.
  11. Кутузов.
  12. Павел Власов.

Урок-игра: Конкурс знатоков «Что? Где? Когда?» – Приложение 1.

Урок-игра: «Счастливый случай» – Приложение 2.