Час общения "Школа жизненных навыков. Вверх по лестнице жизни"

Разделы: Классное руководство


Форма проведения: работа в группах.

Оборудование: мультимедийная презентация "Школа жизненных навыков. Вверх по лестнице жизни", раздаточный материал.

Педагогическая цель: формирование мотивации нравственного общественно ценного поведения как условия ЗОЖ.

Задачи:

1. Актуализация знаний о социальном успехе, полученных на предыдущих часах общения

2. Формирование социальных компетенций обучающихся:

  • умение делать правильный выбор
  • способность отстаивать своё мнение
  • уметь сотрудничать не только со сверстниками, но и со взрослыми

Средства реализации цели:

1. Музыкотерапия

2  Мини-дискуссия

3. Метод проектной деятельности

4. Приём "Ассоциация"

5. Анализ ситуации

6. Упражнение "Мой выбор"

7. Строительство лестницы жизни

8. Упражнение "Взаимодействие"

9. Интервью

10. Информационный буклет "Советы успешной жизни"

11. Проблемные вопросы и задания

Ход часа общения

Сегодня мы с вами продолжаем разговор о вашем будущем. Нет, наверное, на земле человека, который бы не мечтал стать успешным в жизни. И это правильно! В этом учебном году, начиная с 1 сентября, мы с вами по кирпичикам пытаемся построить дом благородного успешного человека, О каких же этажах нашего дома мы уже вели разговор? (На доске макет дома с этажами: здоровье, досуг, семья, профессия, общество, успех)

- Почему фундаментом нашего дома является здоровье человека?

- Какие у вас возникают ассоциации с этим словом? В тетради для часа общения напишите или нарисуйте вашу ассоциацию.

- А достаточно ли человеку только физического здоровья, чтобы подняться вверх к успеху?

- Что значит быть физически здоровым?

- Каким ещё человек должен обладать здоровьем? (крепится на доску к дому нравственное здоровье, психическое здоровье)

- Почему в народе говорят:"В здоровом теле- здоровый дух?"

Сегодня мы попробуем построить лестницу, чтобы добраться до верхнего этажа нашего дома и попасть в комнату успеха. А для этого необходимо, кроме физического, и нравственное здоровье тоже.

- А что же такое нравственное здоровье? Наши ребята - информаторы работали со словарями.

В тетради записали число, тему, эпиграф со слайда. К эпиграфу мы вернёмся позже. Сегодня мы опять работаем по группам, А какие существуют правила работы в группе?

Я предлагаю вам рассмотреть ситуацию "Перед вами две дороги. Выбирайте::.." (Дети инсценируют)

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.

- Подожди, я подойду к нему,- сказала девушка.

- Не вздумай, он грязный, ты подцепишь от него заразу, - ответил юноша.

- Отпусти, видишь у него сломана нога и кровь на штанине.

- А нам- то что, он сам виноват.

- Отпусти мою руку, ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам виноват. Работать надо, а он ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я все равно пойду,- девушка вырвала свою руку.

- Я тебя не пущу, ты моя девушка и не смей общаться со всякими:..

Но девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине.

- Что с вами?- спросила она его.

- Я сломал ногу и не знаю . где в этом городе больница, я не местный.

- Сейчас, потерпите, нужно вызвать "Скорую".

- Спасибо, девушка, спасибо.

- Послушай, - обратилась девушка к юноше,- у тебя нет " мобильника?"

Парень промолчал. Девушка вопросительно взглянула на него и почувствовала брезгливость к нему.

- Иди отсюда, не звони мне больше и не приходи. Я знать тебя не хочу.

- Неужели ты из- за какого- то бомжа, алкоголика так можешь поступить со мной? Ты пожалеешь об этом.

Девушка опустилась к мужчине, а юноша пошёл прочь.

- У Вас перелом, я пойду к автомату вызвать врача.

- Девушка, - окликнул её мужчина, - спасибо вам, вы обязательно найдёте счастье!

- Почему Паша отказался помочь?

- Как бы вы поступили в этом случае?

- Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

- Какой мы недавно рассказ прочли? "Осколки в сердце")

- Можно ли сказать, что Паша физически здоровый, а нравственно здоровый?

- Почему?

- Кто в этой ситуации оказался нравственно здоровым?

- Почему?

- Какие нравственные качества проявились у Маши в сложившейся ситуации?

- Что такое милосердие в словаре?

- Как вы думаете, если человек болен, плохо только ему? А кому ещё плохо?

- Какой можно сделать вывод?

Ваня Кирсанов подобрал стихотворение (чтение)

Могут ли нанести урон здоровью человека вредные привычки?

А какие это вредные привычки?

- На пути к успеху вас обязательно будут подстерегать вредные привычки, и очень важно уметь сказать "Нет".

У вас в группах есть диалоги, разыграйте их, пока звучит музыка.

Диалоги.

- Я сегодня пачку сигарет на спор выиграл. Курить будешь?

- Нет, я не курю.

- Сейчас же все курят, ты что не крутой?

- Значит не крутой.

- А, ты здоровье бережёшь, хочешь, чтоб все вокруг были больные, а ты здоровый. Да?

- Не кури и ты, тоже будешь здоровым.

- А если мне нравится курить!

- А мне нравится не курить.

- Гони двадцатку, пацаны за водкой сбегают, надо 23 февраля отметить.

- Нет у меня денег.

- Я тебе займу, потом отдашь.

- У меня правило: никогда не брать взаймы.

- Ну. Мы тебя так угостим.

- Да нет. Я пить не хочу.

- Ну, за компанию посидишь.

- За компанию ни пить, ни сидеть не хочу.

- Ты что, откалываешься от коллектива?

- Нет, просто мне это неинтересно.

- Хочешь улететь далеко- далеко, могу колесо дать, сразу забудешь обо всех проблемах.

- Нет, я со своими проблемами и без колёс справлюсь.

- Даже Рональдо и то колёса глотал.

- Ну и пусть глотает, я же не попугай, чтобы за ним повторять.

- Так ты ж кайф поймаешь!

- Мне и без кайфа неплохо.

- В жизни всё надо испытать.

- А я так не думаю.

- Все, кто колёса пробовал, не жалеют.

- А я не жалею, что не пробовал.

- Одобряете ли вы поведение героя?

- Как ему удалось отбиться от сомнительного предложения?

- Кто вёл себя достойно?

- Что такое достоинство в словаре?

- В романе Чингиза Айтматова "Плаха" есть такие слова: "Человек сам судья и сам творец каждого дня нашего". Как вы их понимаете?

Мы с вами обязательно должны анализировать прожитый день, что сделано не так, что можно осудить в себе, что одобрить.

Серёжа Рытиков подготовил стихотворение (читает)

- А как вы считаете, доброта является частью нравственного здоровья?

- Почему?

- Какое толкование этому слову даётся в словаре?

Продолжаем работать в группе. У вас есть разрезанные пословицы, соберите их, объясните их. (Доброе слово лечит, злое калечит. Делай другим добро- будешь сам без беды. Добрая слава лежит, а худая бежит.)

- Не только народ сочинял пословицы о доброте, это затрагивали и известные во всём мире люди. Внимание на слайд:

Во внутреннем мире человека доброта- это солнце. В. Гюго.

Доброта- это то , что может услышать глухой и увидеть слепой. М. Твен.

- Почему доброту Гюго сравнивает с солнцем? Как вы понимаете слова Твена?

- Что вы чувствуете при слове доброта?

Эти компоненты здоровья, вообще, и существуют для того, чтобы приблизиться к успешной жизни, именно так нужно жить каждому из нас.

Давайте немного отдохнём, проведём такое упражнение. Я читаю лозунг, если он правильный, вы хлопаете в ладоши, если нет- просто сидите.

- Здоровье - путь к успеху

- Здоровье - это моё личное дело

- Здоровье человека в его руках

- Здоровье каждого обеспечивает развитие общества.

Вернёмся к эпиграфу нашего урока, как вы его понимаете?

- Какие же компоненты составляют нравственное здоровье человека?

В вашей маленькой корзинке
Много качеств разных есть.
Всех их нам не перечесть!
Выбирая, не спеши,
Бери, что важно для души!

- Строим на доске лестницу к успешной жизки...

- Почему не все качества ваши группы взяли?

- Прямо сейчас мы выполним проект"Следы". Уже давно по земле шагает современный век, цивилизация движется вперёд, но именно на нравственном здоровье строится храм жизни. Мы живём и оставляем следы на земле. У вас в группах есть белый лист и следы разных цветов. Составьте проект вашей группы и защитите его (под музыку "Прекрасное далёко")

Обратите внимание на слайд. Закончите предложения:

- Преуспевающий человек - это:::.

- Если человек умеет:::, то он состоится в жизни.

Закончить я бы хотела словами Паскаля (на слайде) Как вы их понимаете?

Домашнее задание.

Взять интервью у членов своей семьи по вопросам:

  • Как сохранить физическое здоровье?
  • Что необходимо для нравственного здоровья?
  • Как добиться успеха в жизни?

Наша творческая группа ребят составила проект и оформила его в информационный буклет. Он называется "Советы успешности в жизни"

Спасибо всем за работу!