Урок-обобщение "Сложноподчиненное предложение"

Разделы: Русский язык


Цели и задачи урока:

  • закрепить и обобщить свои знания по грамматической и лексической теме,
  • повысить интерес учащихся к художественным произведениям А.С.Пушкина,
  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость;
  • привить интерес к русскому языку, к литературе
  • навык самостоятельной работы над созданием собственного текста по заданной теме;
  • воспитывать патриотизм, чувство собственного достоинства.

Методические приемы: телеигра, создание текста, конструирование и разбор предложений, элементы анализа текста.

Оборудование: мультимедийный кабинет, интерактивная доска, аудиозапись, компьютер.

Класс: 11

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя

- Сегодня у нас с вами одновременно урок русского языка и литературы. Мы участвуем в передаче телекомпании "Класс", и я не просто учитель, а телеведущий. Разрешите мне познакомить Вас с программой телепередач на ближайшие 45 минут.

  • 8.50-9.00 "С утра пораньше"
  • 9.00-9.10 "Счастливый случай"
  • 9.10-9.20 "Тема"
  • 9.20-9.30 "Поле чудес"
  • 9.30-9.35 "Итоги"

"С утра пораньше"

/Разминка - фронтальный опрос по теме "Сложноподчиненное предложение"

"Счастливый случай" /с использованием интерактивной доски/

/ Из разных частей стихов А.С.Пушкина нужно собрать сложноподчиненное предложение и определить тип придаточных, начертить схему/

1. И пастырь нисходит к веселым долинам

2. И нищий наездник таится в ущелье

3. Была та смутная пора

4. Я жить хочу

  • чтоб мыслить и страдать
  • где мчится Арагва в тенистых брегах
  • где Терек играет в свирепом веселье
  • когда Россия молодая, в бореньях силы напрягая, мужала с гением Петра

"Тема"

/запись эссе в тетрадях с использованием СПП на тему "А.С.Пушкин-чудо русской поэзии"/

"Поле чудес" /задания на компьютере-аудиозапись/

/ угадать название стихов А.С.Пушкина, найти СПП, объяснить постановку знаков препинания/

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью бoжию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приeмли равнодушно
И не оспаривай глупца.
"Я памятник себе воздвиг нерукотворный"

Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.

А там уж и люди гнездятся в горах,
И ползают овцы по злачным стремнинам,
И пастырь нисходит к веселым долинам,
Где мчится Арагва в тенистых брегах,
И нищий наездник таится в ущелье,
Где Терек играет в свирепом веселье...
"Кавказ"

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель.
"Мадонна"

"Итоги"

/Я как ведущая программы "Итоги" комментирую работу на каждом этапе, оцениваю вклад участников в выполнение заданий и выставляю оценки/

Домашнее задание: написать письмо А.С.Пушкину с использованием СПП.