Цели и задачи урока:
- закрепить и обобщить свои знания по грамматической и лексической теме,
- повысить интерес учащихся к художественным произведениям А.С.Пушкина,
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость;
- привить интерес к русскому языку, к литературе
- навык самостоятельной работы над созданием собственного текста по заданной теме;
- воспитывать патриотизм, чувство собственного достоинства.
Методические приемы:
телеигра, создание текста, конструирование и разбор предложений, элементы анализа текста.Оборудование: мультимедийный кабинет, интерактивная доска, аудиозапись, компьютер
.Класс:
11ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя
- Сегодня у нас с вами одновременно урок русского языка и литературы. Мы участвуем в передаче телекомпании "Класс", и я не просто учитель, а телеведущий. Разрешите мне познакомить Вас с программой телепередач на ближайшие 45 минут.
- 8.50-9.00 "С утра пораньше"
- 9.00-9.10 "Счастливый случай"
- 9.10-9.20 "Тема"
- 9.20-9.30 "Поле чудес"
- 9.30-9.35 "Итоги"
"С утра пораньше"
/Разминка - фронтальный опрос по теме "Сложноподчиненное предложение"
"Счастливый случай" /с использованием интерактивной доски/
/ Из разных частей стихов А.С.Пушкина нужно собрать сложноподчиненное предложение и определить тип придаточных, начертить схему/
1. И пастырь нисходит к веселым долинам
2. И нищий наездник таится в ущелье
3. Была та смутная пора
4. Я жить хочу
- чтоб мыслить и страдать
- где мчится Арагва в тенистых брегах
- где Терек играет в свирепом веселье
- когда Россия молодая, в бореньях силы напрягая, мужала с гением Петра
"Тема"
/запись эссе в тетрадях с использованием СПП на тему "А.С.Пушкин-чудо русской поэзии"/
"Поле чудес" /задания на компьютере-аудиозапись/
/ угадать название стихов А.С.Пушкина, найти СПП, объяснить постановку знаков препинания/
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.Веленью бoжию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приeмли равнодушно
И не оспаривай глупца.
"Я памятник себе воздвиг нерукотворный"
Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.А там уж и люди гнездятся в горах,
И ползают овцы по злачным стремнинам,
И пастырь нисходит к веселым долинам,
Где мчится Арагва в тенистых брегах,
И нищий наездник таится в ущелье,
Где Терек играет в свирепом веселье...
"Кавказ"
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель.
"Мадонна"
"Итоги"
/Я как ведущая программы "Итоги" комментирую работу на каждом этапе, оцениваю вклад участников в выполнение заданий и выставляю оценки/
Домашнее задание: написать письмо А.С.Пушкину с использованием СПП.