Развитие творческого мышления на уроках литературного чтения у учащихся младшего школьного возраста

Разделы: Начальная школа


Небывалый рост объёма информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески, самостоятельно.

"Миру необходим человек разумный, то есть творящий, развивающий себя и мир. Творящий, то есть обладающий необходимым набором универсальных умений для реализации авторской деятельности. Человек не развивается в роли созерцателя, он развивается в роли автора (соавтора)."(Чудинов Ю.В.)

В связи с этим целью своей работы я ставлю развитие детской фантазии, причинно- следственного мышления, языкового чутья, умения сочинять рассказы и сказки, решать сложные проблемные задания.

В своей работе я придерживаюсь таких правил

  • восхищаться каждой идеей ребёнка;
  • позитивно подкреплять все идеи и ответы ребёнка;
  • использовать ошибку, как возможность для нового неожиданного взгляда на что-то привычное;
  • максимально адаптироваться ко всем высказываниям и действиям детей;
  • создавать климат взаимного доверия.

Непременным условием проведения занятий для меня является положительная поддержка деятельности детей: исключается всякая её критика. Педагог должен принимать и выслушивать всё, что говорят дети. Именно поэтому ученики стараются выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, с удовольствием принимают участие в спорах по тем или иным вопросам, как с преподавателем, так и с классом. В такой обстановке детям нравится работать самостоятельно, так как нет страха допустить ошибку.

Особый интерес вызывают у учащихся уроки литературного чтения. На этих уроках ученики пытаются раскрыть тайны художественного слова. Вместе с литературными героями переживают те или иные события, эмоционально воспринимают произведения разных жанров и видов, характеры героев произведений, средства художественной выразительности в литературных произведениях.

В работе с произведениями я использую проблемную технологию. "Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что- то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, удивления или недоумения, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. (С.Л.Рубинштейн) Особенно замечательны в этой связи споры детей при разрешении нравственных коллизий.

Интересны бывают их рассуждения при анализе того или иного произведения. Их эмоциональность и самостоятельность в высказываниях говорят о том, что они действительно сопереживают героям. В речи дети используют выражения: "Я думаю", "Меня поразило", "Я бы хотел помочь", "Я считаю", "Я не согласен с героем", "Мне было жаль", "Меня восхищает" и т.д. А также высказывания о самом авторе, стараются дать ему свою оценку, как личности: "только добрый человек, который умеет любить, мог написать такое произведение", отстаивают свои гипотезы, ссылаясь при этом на текст.

Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно велико в художественном творчестве.

"Все средства художественной выразительности (тропы, фигуры т.п.), которыми пользуется литературное творчество, служат проявлением преобразующей деятельности, воображения. Метафоры, олицетворения, гиперболы, антитезы, методы - это всё приёмы, которыми так акцентируется тот или иной аспект в образе, что весь он преобразуется" (С.Л.Рубинштейн). Исходя из этого утверждения С. Л. Рубинштейна, уделяю большое значение изучению литературных приёмов.

Очень живо проводится работа над "художественным словом". После первичного восприятия текста направляю мысль детей на понимание меткости и ёмкости художественного слова, задавая вопросы типа: "Какими словами поэт передал красоту?", "Из каких слов это видно?", "Как вы думаете, почему автор использовал то или иное слово?", "Прочитайте слова, используемые автором в описании", "Составим синонимичные ряды", "Какие литературные приёмы использовал автор?", "Докажите"

Для того чтобы ответить на вопросы учащимся приходится ещё и ещё раз обращаться к тексту. Всё это способствует совершенствованию навыка чтения. При норме темпа чтения на конец третьего класса 80-90 слов в минуту шесть учащихся читали свыше 120 слов в минуту, девять учеников - 90 - 100слов, семь человек 70 - 80слов и всего два человека читают 60-70 слов в минуту.

Ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания, сравнивают, группируют, классифицируют благодаря предоставленной им свободе для самовыражения. Это способствует развитию творческой активности на уроках литературного чтения. В первую очередь мы работаем над выяснением стиля и жанра произведения, затем над его художественными особенностями. Таким образом, я составила карточки - опоры по работе:

  • на выяснение стиля произведения;
  • с художественными средствами в литературном произведении;
  • с сюжетом (композицией) произведения;
  • задания, направленные на понимание поэтического текста;
  • работа со сказками;
  • задания, направленные на развитие фантазии.

Выяснение стиля произведения

  1. Внимательно прочитай и сравни два текста, чтобы выяснить к какому стилю они относятся.
  2. Замени в научном тексте слова "птица", "кольцо" на эти же слова в уменьшительно ласкательной форме. А с художественным текстом поступи наоборот.
  3. Прочитайте и выясните, есть ли в тексте художественные средства. Приведите примеры.
  4. В каком прозаическом тексте есть сюжет? В каком тексте употребляются сравнения, олицетворения? Докажите.
  5. Выбери подходящий подзаголовок к каждому тексту: сказка, стихотворение, научно-популярный рассказ.

Можно ли этот рассказ поместить в научную энциклопедию? Почему?

Работа с художественными средствами

  1. Придумай сравнения: красный как:., синий как::, зелёный как:., белый как :., чёрный как : .
  2. Попробуй оживить любой предмет неживой природы, расскажи о нём, как о живом существе.
  3. Придумай свои противопоставления. Поставь друг против друга слова, которые борются между собой.
  4. Разгадай, о чём это произведение и расскажи без олицетворения.
  5. Найди случай явного преувеличения в тексте.
  6. Продолжи ряд: небо плачет под дождём, приветливо машут ветки, солнце смеётся, ива :, осень :,одуванчик :, машина :, гора :, дом : .
  7. Определи, в каких строчках автор использует звукопись. Слышишь, какой страшный звук раздаётся при чтении?. Прочитай пострашнее.
  8. Как называется приём, на котором держится смысл стихотворения?

Работа с сюжетом (композицией) произведения

  1. Пометь на нити сюжета узелки событий (завязка, кульминация, развязка).
  2. Вспомни сюжеты каких русских сказок изображают цепочки О О О:О, ООО
  3. Что является главным чудом в рассказе?
  4. Представь, что ты герой произведения. Расскажи от своего имени о событиях в произведении (приём погружения).
  5. Какой приём народной сказки лёг в основу сюжета произведения?

Задания, направленные на понимание поэтического текста

  1. Под какие инструменты можно исполнить стихотворение (фортепиано, гитара, скрипка, скрипка, виолончель, контрабас, барабан, труба, арфа, другие)?
  2. Какую картину ты представляешь, читая стихотворение? Опиши её, как можно точнее не прибегая к поэтическим приёмам. Что-нибудь изменилось?
  3. Что делает стихотворение колыбельной?
  4. Что отличает стихотворное произведение от прозаического?
  5. В каких образах поэт передаёт своё восхищение?
  6. Какие глаголы точнее выражают впечатление от картины природы, созданной поэтом: русская природа поражает, ослепляет, завораживает, проникает, захватывает, удивляет, потрясает?
  7. Как называется поэтический приём, который лежит в основе образов, созданных поэтом?
  8. Представь, что ты художник книги. Ты должен сделать две иллюстрации к стихотворению. На какие строфы ты будешь ориентироваться, почему?
  9. Попробуй сочинить продолжение стихотворения (можно без рифмы).

Работа со сказками и другими фольклорными жанрами

  1. Тебе знакома сказка А.С.Пушкина ":::::::"? Поэт использовал сюжет известной народной сказки, которую рассказывали не только в России, но и в Германии и во Франции. Поищи в хрестоматии.
  2. Соблюдает ли В. Бианки законы сказочного жанра?
  3. Какие волшебные числа тебе встретились в сказке?
  4. Какие сказки являются более древними: волшебные, бытовые, о животных? Высказывай свои версии.
  5. Если тебе жалко Снегурочку, Ивана да Марью, придумай своё продолжение сказки.
  6. Знаешь ли ты авторские сказки, где стали современными старинные сказочные герои.
  7. Найди, где авторская загадка, где народная. Разгадывай, доказывай, не бойся.
  8. Проиллюстрируй загадки. Нарисуй этих чудовищ точно по тексту.
  9. Сравни русскую и немецкую небылицы. Сочини свою.
  10. Какую из особенностей русского народного творчества высмеивает докучная сказка?
  11. Определи, читая, русская это сказка или нет? Народная или нет? Волшебная или нет?

Упражнения для развития фантазии.

  1. Играем в "Лего". Соедини двух животных в одно фантастическое.
  2. Подбери набор картинок о животных, вытяни карточку, произнеси монолог от имени своего персонажа.
  3. Возьми наугад две карточки - это будет встреча двух животных, соедини их единым сюжетом.
  4. Сопоставь мысли двух персонажей по одному и тому же поводу: хозяин и пёс на прогулке, попугай в клетке и мальчик, корова и малыш над чашкой молока, рыба в пруду и рыбак, птица в небе и лётчик.
  5. Задание "если бы::": если бы я видел в темноте, как филин; имел панцирь как черепаха; имел длинную шею, как у жирафа и т.д.
  6. Пофантазируй, о чём может думать муха на потолке, рыбка в аквариуме, черепаха в коробке и т. д.

С целью расширения словарного запаса уделяю большое внимание языковому материалу: толкованию слова, обращению к истокам слова, подбору однокоренных слово, сочетаемости слова, синонимам, антонимам, работе над фразеологизмами, написанию мини- сочинений, трёхстиший, четверостиший с последующим анализом.

Огромный пласт, с которым надо вести работу по ходу чтения текста - это образные слова и выражения. В данном случае важно знать, что к образным сравнениям относятся не только эпитеты, метафоры, сравнения. Образную нагрузку в художественном произведении могут нести и обычные, часто употребляемые нами в обыденной речи, слова глаголы и существительные. Много слов подобного типа употребляется в сказках. Нельзя объяснять эти слова путём замены другими. Например, в выражении "Чиста небесная лазурь" последнее слово переводится так: лазурь - это голубизна. В выражениях: "Кушай, куманёк! Кушай - сама стряпала!", "На силу разбойники очухались" некоторые слова переводятся так: " стряпала" - готовила, "очухались" - пришли в себя. Этот перевод с русского образного языка на русский же необразный разрушает образный смысл подобных слов и выражений. Такая замена не много добавляет к пониманию стихотворения и сказки, красота и юмор при такой замене пропадает.

Работу над уяснением художественного смысла слов провожу в процессе вчитывания в произведение. Большое значение имеет стилистический эксперимент - работа с синонимами. При этом главное внимание учеников направляю на то, что слова синонимического ряда не заменяют друг друга. Иногда направляю работу на открытие художественного смысла. Например, при изучении стихотворения , А.С.Пушкина "Тиха украинская ночь", поэт говорит:

"Чуть трепещут серебристых тополей листы".

Чтобы выяснить понимание строфы прошу подобрать синонимы к слову "трепещут" - дрожат, шелестят. Прошу нарисовать словесную картину лунной ночи, тишины. Предлагаю вопрос: "Почему нельзя сказать другое слово?" И дальше с учениками выясняем, что слово "трепещут" означает гораздо больше, чем "дрожат" или "шелестят". В одном слове поэт передал и лёгкое подрагивание, и, едва уловимый, шелест листьев, подчёркивая этим самым тишину украинской ночи.

При составлении синонимических рядов предлагаю работу над смысловыми нюансами близких по значению слов. Например, изучая рассказ Н.Носова "Фантазёры", предлагаю подобрать синонимы к слову врать. Врать, обманывать, сочинять, выдумывать, лгать, изобретать, клеветать, фантазировать. Затем разделить эти слова на две группы и обосновать своё решение. Ребята объясняют, что сочинять, выдумывать, изобретать - это слова с положительным значением, а врать, лгать, обманывать, клеветать - с отрицательным значением. Таким образом, наряду с расширением словаря, этим упражнением решаются и воспитательные задачи, умение эмоционально откликаться на прочитанный текст.

Особенно это проявляется при написании сочинений. Детям очень нравится быть в роли автора. Задачу добиться творческого подъёма в классе и тем самым способствовать более прочному усвоению знаний я реализую с помощью разнообразных видов творческих работ. На уроках литературного чтения это творческие изложения и сочинения. Творческие изложения вырабатывают у учащихся умение самостоятельно излагать свои мысли, являются первыми ступеньками к сочинению. Сочинение является наиболее трудным видом творческих работ. Творческие сочинения разнообразны по видам и характеру творческих заданий: сочинение по данному началу, по опорным словам, сочинения - зарисовки, творческие сочинения по пословицам, сочинения по картине, сочинения - отзывы, сочинения по личным впечатлениям и наблюдениям и другие.

Прежде, чем приступить к написанию работы, мы с учащимися обращаемся к памяткам, составленным заранее. Приведу некоторые из них:

Сочинение по картине

1. Вступление

-название картины. Автор. Время и история написания(если известно)

2. Основная часть

- описание переднего плана

- описание заднего плана

- как автор использует цвет и тон при создании образа

3. Заключение

- почему, на ваш взгляд, картина гениальна

- какие чувства вызывает картина у тебя

- свои выводы

Сочинение по пословицам

1. Вступление

- тема пословицы

2. Основная часть

- раскрытие смысла пословицы

- примеры из литературных произведений или личных наблюдений

3. Заключение

- вывод, личное мнение.

Сочинение - отзыв о прочитанном произведении

1. Вступление

- название произведения, автор, история создания(краткая)

2. Основная часть

- краткое содержание

- идея произведения

3. Заключение

- личные впечатления; чему учит меня это произведение.

Подражание хокку

  1. Три строки.
  2. Миросозерцание.
  3. Идея.

Результатом становятся такие работы

"Пропал любимый цветок
Но зарождается новая жизнь
Трепещет сердце природы"
(Загайнова Ксения 3 класс)

"Растаял грязный снег
Бежал ручей маленький
Он был так чист"
(Хисматов Замир 3 класс)

Из сказанного следует сделать вывод: многообразны виды деятельности по развитию творческого мышления, которые позволяют учителю, разумно сочетая их все, добиться повышения творческой активности. Велика и воспитательная роль таких работ. Правильно подобранные тексты, картины являются хорошим средством воспитания любви к Родине, гордости за своё Отечество, способствует расширению кругозора.