Внеклассное чтение по теме "Кошка – мой ласковый и нежный зверь!"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формировать умение решать проблему, увидеть ее, проанализировать с разных точек зрения, выделить составляющие.
  • учить детей давать оценку различным вариантам решения (как собственным, так и чужим), выбрать оптимальный.
  • воспитывать любовь к животным;
  • развивать кругозор и творческие способности учащихся;

Ход урока

1. Организационный момент, чтение скороговорок.

2. Учитель: Без этих существ невозможно жить на Земле. Они повышают настроение, спасают от одиночества, своим забавным поведением вызывают у человека улыбку. Часто они невероятно похожи характером на своих хозяев.

С ними жизнь кажется беспокойной, но такой интересной и наполненной.

Конечно, вы поняли, что речь идет о наших четвероногих друзьях. О ком, сейчас уточним:

Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет,
Только мышь его боится:
Угадали? Это..
Кот.

3. Показ слайдов о кошках.

Учитель: Однако, не сразу кошки и люди стали жить в согласии. В древности человек охотился на них, чтобы добыть себе мясо на пропитание и шкурки для одежды.. Только когда люди заметили, как ловко кошки расправляются с вредными грызунами, они по достоинству оценили это животное.

Людям казалось, раз кошки справляются с полчищами крыс и мышей, значит они- божественный дар. И человек начал приручать кошку, взял ее в свое жилище. Это произошло примерно 5000 лет назад.

Не зря у нас сегодня в гостях самый знаменитый кот среди детей- Леопольд, потому что сегодня за вашу эрудицию вы будете получать карточки-Леопольды.

И, в конце урока, посмотрим, кто самый эрудированный в нашем классе в этой области.

Итак, первый вопрос:

- А каких дальних диких родственников кошки вы знаете?

(гепард, ирбис, ягуар, леопард, пантера, тигр, лев, пума, оцелот, рысь, сервал, манул, Хаус).

"У кого есть кошка, тот может не бояться одиночества" - сказал Даниель Дефо.

Психологи утверждают: люди, у которых есть кошки, живут дольше и счастливее других.

И действительно, кошки загадочные друзья человека, то нежные, то злые. Давно живут в доме человека и не только ловят мышей или хотя бы их пугают. Современные ученые утверждают, что кошка легко узнает температуру воздуха. Как?

Дети:

- Кошка клубком- на мороз, на печку- к ненастью, вверх брюшком лежит- к теплу.

- Скребет лапками по полу: зимой- к метели, летом- к дождю. Закрывает нос лапкой- к холоду, распускает хвост- к метели.

Учитель: на Руси существовал обычай: первой в новый дом, квартиру хозяин впускает кошку. Она олицетворяет домашний уют, " намывает гостей"

Какая еще существует примета?

- Кошка умывается лапкой - жди гостей.

4. Что значат крылатые выражения?

- Черная кошка пробежала?

(произошла ссора, размолвка между кем-то)

У кошек окрас бывает разных цветов. Никому еще не удалось подсчитать количество цветов и оттенков, существующих в природе.

(ЗАЧИТАТЬ):

- черные кошки нервны, чувствительны, любопытны, весьма любят ласку.

- черно-белые- общительны, легко привязываются к хозяину, быстро находят контакт с детьми.

- полосатые скрытны, замкнуты, любят свободу и независимость.

- рыжие и бело-рыжие уважают покой, дом, уют.

- белые капризны, обидчивы, подвержены болезням

5. А теперь послушаем интересные факты о кошках, которые приготовили наши ребята:

1-й ученик: зрение кошки в 6 раз острее зрения хозяина. Она узнает знакомого человека за 100 метров. Слух в 3 раза совершеннее слуха человека. У кошки великолепная зрительная память. Кошки могут подсказывать не только землетрясения, но и извержения вулканов, штормы, пожары, бомбардировки.

2-й ученик: В городе Туапсе мальчик играл со своим котом, шевеля прутиком. Случайно попал в щель между стеной и асфальтом, и оттуда стрелой вылетела змея. Реакция кота была мгновенной: взмах лапой- и змея на земле. Кот даже не дал ей ускользнуть обратно в щель.

3-й ученик: Во время крупного ашхабадского землетрясения не погибла ни одна кошка. Все они почувствовали мелкое содрогание почвы и покинули помещения.

4-й ученик: Кошки могли найти своего хозяина, уехавшим за многие километры. Так кот Пино оставленный своим хозяином в незнакомом месте в 16-ти километрах от дома, вернулся очень быстро. Ученые обнаружили, что кот прошел 9 км, т.е. двигался обратно не тем путем, которым его везли, а выбрал кратчайший путь.

5-й ученик: Самым старым считается кот по кличке Пусс. Он успел отпраздновать 36-й год рождения и умер на следующий день.

Учитель: Конечно, всем нам хочется, чтобы наши домашние питомцы прожили с нами очень долго. Кода мы берем на воспитание кошек, надо помнить, что до конца жизни питомца мы за него в ответе.

6. Объясните крылатые выражения:

- Коки скребут на душе 0чень грустно, тоскливо, беспокойно, тревожно.

- Как угорелая кошка - суматошно, бессмысленно бегать, метаться, носиться.

- Купить кота в мешке - приобрести что-либо, не зная о качестве приобретенного.

- тянуть кота за хвост - нудно, медленно говорить.

Жизнь рядом кошкой всегда связана с проблемами: приятными и не очень. Сегодня на уроке нам тоже предстоит решать проблемы.

Давайте познакомимся с текстом рассказа "Котенок", у вас на столе файл достаньте, пожалуйста, вам предлагается два листа, на одном текст, а на втором таблица, которую вы должны будете, работая в парах заполнить.

Возьмите в руки простой карандаш и в процессе прослушивания и чтения вы должны ответить и пометить сразу ответ на два вопроса:

- Какую проблему должен решить герой рассказа?

- С какой дополнительной информацией познакомил нас автор?

Остальные пункты таблицы вы будете заполнять после прослушивания текста.

(Текст зачитывает подготовленный ученик)

Котенок.

Нежно прижимая к груди соломенную шляпу, пришёл один индеец.

После вежливого обмена приветствиями я попросил показать, что он так бережно прячет. Сияя надеждой, он протянул мне шляпу, и я увидел в ней прелестнейшего котёнка, который смотрел на меня влажными глазенками. Это был детёныш кошки Жоффруа, мелкого вида диких кошек, который теперь встречается в Южной Америке всё реже и реже:

Введённый в заблуждение ангельским выражением мордочки котёнка, я протянул руку.

И тотчас он сильно укусил меня за мякоть большого пальца и оставил двенадцать глубоких красных борозд на тыльной стороне руки.

Я отдёрнул руку и выругался, а котёнок снова принял невинную позу, ожидая, по - видимому, какую ещё весёлую игру я для него придумаю.

А тем временем, пока я, как проголодавшийся вампир, сосал свою руку, котёнок шипел и рычал, как маленький ягуар.

Купив котенка, я пересадил его из шляпы в ящик с соломой и оставил одного, чтобы дать ему освоиться.

Когда мне показалось, что котёнок уже освоился и больше не отвергнет моих попыток вступить в дружеские отношения, я снял с ящика крышку и бодро заглянул внутрь. Я не лишился глаз только потому, что он промахнулся всего миллиметра на три. Да, с этим дьяволёнком мне будет нелегко.

Обернув мешковиной руку, я поставил в один угол ящика блюдце с сырым яйцом и мясным фаршем, а в другой - чашку с молоком и предоставил котёнка самому себе. На следующее утро он к еде не притрагивался:

1. Какую главную проблему должны решить герои?
 
 
2. Какой важной информацией снабдил вас автор?
 
 
 
3. Каковы три главных способа решения проблемы?
 
 
4. Какой из выбранных вами способов наилучший и почему?
 
 

:Предчувствуя, что мне достанется больше, чем накануне, я налил в бутылочку тёплого молока, обернул руку мешковиной и подошёл к ящику.

Мне не раз приходилось кормить из соски испуганных, раздражённых, а то и просто глупых животных, и я думал, что знаю все их уловки.

Но котёнок показал мне, что в этом деле я сущий новичок. Он был так юрок, быстр и силён для своего маленького роста, что после получаса борьбы у меня появилось ощущение, будто я пытаюсь двумя ломами поднять капельку ртути. Я был залит кровью и молоком, но знал, что в своём упрямстве котёнок может заморить себя голодом.

:Проклятый дурачок не хочет есть:Помочь ему может только пример.

(Пойдя к своей соседке я выбрал маленькую кошечку такой же окраски и возраста, что и дикий котёнок, и посадил её в новую клетку. Подсаживать киску в клетку с диким котёнком было нельзя, так как он мог её убить, защищая свою территорию).

:После того как пёстрая домашняя кошечка освоилась в новой обстановке, я схватил дикого котёнка и, несмотря на яростное сопротивление, засунул его в клетку и тут же отступил. Пёстрая кошечка была в восхищении. Она подошла к разозлённому дикарю и, громко мурлыча, стала тереться о его шею. Как я и ожидал, дикий котёнок в ответ на приветствие только фыркнул и удалился в угол.

В тот же вечер я осторожно поставил в клетку большую чашку с молоком и тарелку с мелко порубленным мясом и сырым яйцом. Это было решающее испытание. Урча, как старый подвесной мотор, Пеструшка уверенно бросилась есть. Дикий котёнок сначала не проявлял к происходящему никакого интереса. Но, наконец, шум Пеструшки, громко пожиравшей мясо, привлёк его внимание. Он осторожно подошёл к тарелке, постоял, размышляя, и стал есть.

:На другое утро обе чашки были вылизаны, а котята лежали в обнимку и крепко спали:Я понял, что перехитрил дикого котёнка.

7. Работа в парах над таблицей (на экране таблица и на доске)

Дети предлагают варианты, учитель вписывает в таблицу.

Затем выбираются наиболее приемлемые варианты.

По окончании работы учитель зачитывает окончание рассказа.

(за лучшие ответы вручаются леопольдики)

8. А сейчас поиграем в самую любимую игру котят, кто угадает какую?

"Клубок" - двое детей за минуту разматывают клубок, кто быстрее.