Цели:
- способствовать полноценному восприятию рассказа
- формировать представление о композиции, учить выделять элементы сюжета, учить составлению плана, отражающего движение эмоций;
- формировать систему читательских умений;
- воспитывать внимательное и чуткое отношение к окружающим, любовь к природе, уважение к старшим.
Оборудование: портрет Р.П. Погодина, фотогалерея «Портреты пожилых женщин», цветные квадраты для определения настроения, таблица с готовым планом для каждого учащегося, хрестоматия по литературе.
При подготовке к уроку учащиеся должны прочитать рассказ Р.П. Погодина «Жаба» и найти сведения о жизни и творчестве автора.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
– Подберите антонимы. | Работа по карточкам.
|
|
– Вот как богат наш русский язык! – Благодаря этим словам мы можем дать характеристику человеку. – А может ли человек быть только хорошим или только плохим? – В человеке есть и хорошее, и плохое. У каждого человека есть две половинки: белая и черная. Важно, какую он откроет! |
Ученики высказывают свои мнения, доказывают их. | |
2. Беседа об авторе. (Приложение 2) | ||
– Дома вы прочитали рассказ Р.П. Погодина « Жаба». – Для того, чтобы лучше понять произведение, надо поговорить об авторе. – Р.П. Погодин – наш земляк. У нас в городе он жил, много работал, здесь похоронен. Радий Петрович в жизни много повидал, воевал во время Великой Отечественной войны. И весь свой опыт старался через книги передать людям. Для детей он написал более 20 книг, которые переведены на многие языки мир. Но у него есть особенность: Радий Петрович с детьми говорит о жизни всерьез, не делая скидки на возраст. Он верил: ребята все поймут. |
Учащиеся дополняют рассказ учителя сведениями об авторе, найденными самостоятельно. | |
3. Проверка первичного восприятия. | ||
– Понравился ли вам рассказ? – Какие вопросы у вас возникли? – Что бы вы хотели обсудить? |
Выслушиваются мнения детей и их вопросы. | |
4. Постановка учебной задачи. | ||
Я рада, что вы внимательно читали произведение, и оно вас заинтересовало. – Сегодня мы еще раз прочитаем этот рассказ. Но будем читать его по заранее выделенным частям и составим план. Этот план будет необычным. – У каждого из вас уже есть готовый план, отражающий ход событий рассказа. Он поможет нам правильно определить границы частей. – А составим мы план, отражающий настроение и размышления героя. Он поможет нам решить основную задачу урока – проследить, как и почему меняется отношение Коли к жабе и к окружающему миру. |
Каждый ученик имеет план рассказа. (Приложение 3) |
|
5. Чтение и анализ текста. (Приложение 4) |
||
– Вспомните, из каких частей состоит любой текст. (Название частей появляется на доске.) 1) – О чем говорится во вступлении? – Прочитайте 1 часть. – Как она озаглавлена? |
1) Вступление. 2) Завязка. 3) Развитие действия. 4) Развязка. 5) Заключение. |
|
– С какой целью Коля идет на улицу? | Нужно еще на улицу сбегать.
– Чтобы спалось лучше. |
|
– У вас у каждого 3 квадрата (черный, белый, коричневый). – Покажите, каким цветом вы бы определили настроение Коли. Почему? |
Дети показывают цветной квадрат. | |
2) – Что послужило завязкой сюжета? Без чего ничего бы не случилось? | Встреча с жабой. | |
– Давайте прочитаем эту часть. Что испытывает Коля при виде жабы? – Описание жабы дано в авторской речи. Как вы думаете, такой некрасивой жабу видит Коля или автор? – Как озаглавим эту часть? |
– Автор встает на позицию героя, чтобы передать читателям чувства Коли. Больно некрасивая жаба. |
|
3) – Как стали дальше развиваться события? – Как называется эта часть в готовом плане? – А как мы ее назовем? – Что значит "кокнул"? – Жалеет ли Коля о том, что сделал? |
Камень летит в жабу. Я жабу кокнул. |
|
– Как надо прочитать эту реплику? – Каким цветом вы обозначите переживания героя? – А каким цветом выразите свое отношение? Почему? |
Работа над выразительностью чтения. Работа с цветными квадратами. |
|
4) Давайте прочитаем следующую часть. – Как Елизавета Антоновна отреагировала на заявление Коли? Почему она его не ругает? |
Она его не одобряет, но хочет понять причину его поступка. | |
– Зачем она принесла в дом булыжник? – Какая жизненно важная фраза есть в этой части? |
«Если всех некрасивых камнями побить, тогда и красоты на земле не останется». | |
– Почему Елизавета Антоновна так говорит? – Что сказано про жабу? |
«А некрасивая твоя жаба всю ночь шлепает, трудится, чистит землю для утренней красоты». | |
– Изменилось ли отношение Коли к жабе?
– Как назовем эту часть? – Каким цветом обозначим переживания героя? |
Может быть я промазал? Работа с цветными квадратами. |
|
5) – Заканчивается ли на этом беседа с Елизаветой Антоновной? – О чем дальше говорит Елизавета Антоновна? – Как у нас названа эта часть? – Куда же уходит красота? – Посмотрите сегодня внимательно на своих бабушек и дедушек. Сколько добра они сделали в своей жизни! |
Куда уходит красота? | |
– Как реагирует Коля на слова Елизаветы Антоновны? – Как назовем эту часть? |
– Чуть не заплакал и убежал на улицу. Я точно помню, что промазал! |
|
– Обозначьте цветом настроение Коли. | Работа с цветными квадратами. | |
6) – Чем закончился разговор? Это развязка! – Как она у нас названа? – Изменилось ли Колино отношение к жабе? – Почему жаба уже не кажется ему некрасивой? Для чего ей большие глаза? – Почему Коля похолодел, когда жаба прыгнула ему на ногу? |
Вторая встреча с жабой. |
|
– Как назовем эту часть?
– Каким цветом обозначим чувства героя? |
Живая! Жаба на меня не в обиде. Работа с цветными квадратами. |
|
7) Последняя часть – заключение. – С каким чувством лег спать Коля? А проснулся? – Как назовем эту часть? – Почему Елизавета Антоновна ему не чужая старуха? |
Елизавета Антоновна не чужая старуха. | |
6. Обобщение. (Приложение 6) | ||
– Как и почему менялось отношение Коли к жабе? – А как менялось отношение Коли к Елизавете Антоновне? – Поможет нам ответить на эти вопросы таблица, которую мы составили по ходу урока. |
Работа в парах. Учащиеся анализируют таблицу и вместе готовят ответы на поставленные вопросы.
(Приложение 5) |
|
– Опишите, какой вы представляете себе Елизавету Антоновну? Почему автор не дает в рассказе описание ее внешности? – Какой из портретов, представленных на доске, на ваш взгляд, наиболее отражает внешность Елизаветы Антоновны? Почему? |
Обсуждение мнений детей. | |
7. Домашнее задание. | ||
Подготовиться к чтению рассказа по ролям. | ||
8. Рефлексия. | ||
– Чему вас научил этот рассказ? – Что хотели бы еще обсудить? – Кого хотели бы похвалить? – С каким настроением вы уходите с урока? |
Литература:
- Воюшина М.П. Хрестоматия по литературе для 2 класса. – СПб.: «Папирус», 2002.
- Воюшина М.П., Чистякова Н.Н. Тетрадь по литературе. – СПб.: «Папирус», 2005.
- Воюшина М.П. Изучение литературы во 2 классе. – СПб.: «Папирус», 1998.