Виды контрольных работ на уроках русского языка в начальных классах коррекционной школы VIII вида

Разделы: Начальная школа


Основной контрольной работой на уроках русского языка в начальных классах коррекционной школы VIII вида является диктант. Для слабых детей проверочной работой может быть списывание.

Примерный объем текстов контрольных работ в 1 классе – 10–13 слов, во 2 классе – 15–20 слов, в 3 классе – 23–30слов, в 4 классе – 31–40 слов.

Тексты контрольных работ должны состоять из предложений. Работы оцениваются дифференцированно с учетом индивидуальных особенностей.

Предупредительные диктанты в общей системе работы по формированию у учащихся орфографических умений и навыков упражнения по предупреждению ошибок занимают ведущее место.

Они могут проводиться в двух вариантах: зрительные и слуховые.

Зрительные предупредительные диктанты дают возможность сочетать предварительный анализ орфограмм с глобальным зрительным восприятием слова. При разборе текста выделяются и разбираются слова со знакомыми орфограммами.

При проведении слуховых предупредительных диктантов учащиеся выделяют из продиктованного предложения трудные для написания слова. Слова анализируются. При этом анализ может быть фонетическим, если написание слова не расходится с произношением, или орфографический, если слова пишутся в соответствии с определенным правилом. При проведении предупредительных диктантов необходимо использовать прием проговаривания слов по слогам в соответствии с их написанием. При использовании приема проговаривания в работу по запоминанию графического образа слова включается еще один анализатор – речедвигательный.

Объяснительные диктанты – проводятся тогда, когда учащиеся уже справляются с анализом текста, находящегося перед их глазами, и умеют коллективно выделять орфограммы на слух

Сущность объяснительного диктанта заключается в том, что сначала учитель диктует предложение, учащиеся его записывают, а затем объясняют каждую орфограмму. При этом дети совмещают две операции: ведут запись и одновременно осуществляют ее орфографический анализ. Используется такой прием, как подчеркивание (или любой другой прием выделения)опознанных учеником орфограмм. Причем выделение орфограмм должно происходить в момент письма, а не после его окончания. После записи предложения учащиеся разбирают написанное, называют орфограммы, формулируют правила. Прием проговаривания сохраняется и в объяснительных диктантах. Объяснительный диктант используется на третьем году обучения, при повторении материала второго класса.

Выборочный диктант проводится подобно объяснительному, с той лишь разницей, что записи подлежат только слова с орфограммами, анализ которых является целью урока. Выборочный диктант довольно сложен для умственно отсталых учащихся, так как при этом выполняются 3 операции:

  1. Сосредотачивают свое внимание только на тех орфограммах, которые включают изученное правило.
  2. Определяют признаки, по которым можно выделить нужную орфограмму.
  3. Применяют к указанной орфограмме изучаемое правило.

Подготовка к этой сложной умственной деятельности должна вестись постепенно на протяжении длительного времени.

Самодиктанты. По своему характеру самодиктанты напоминают словарные диктанты. С точки зрения орфографического анализа этот вид диктантов является наиболее легким по сравнению с предыдущими. В самодиктантах слова для записи учителем не даются, учащиеся сами, исходя из смысла или рифмы стихотворения, должны найти подходящее слово и записать его, применив изучаемую орфограмму. Самодиктанты интересны тем, что кроме решения орфографической задачи, они занимательны, вносят эмоциональную разрядку в урок, развивают элементы творческой сообразительности.

Творческие диктанты используются не только в качестве формирования навыков правописания, но и как средство развития речи учащихся. При проведении этого вида диктантов школьники учатся правильно выражать свои мысли отдельными предложениями или связным текстом и орфографически грамотно передавать их на письме. Материалом для творческих диктантов могут служить деформированные тексты с пропуском некоторых слов или учащимся предлагаются опорные слова, с которыми нужно составить предложения, объединив их общим сюжетом. Отобранное предложение диктуется учеником, который его составил и записывается учащимися класса. В оценку диктанта включается один критерий: отражение в составленном предложении названной темы.

Чтобы облегчить работу по составлению тематически связанных предложений, можно использовать картину на данную тему. Материал для творческих диктантов с третьего по четвертый класс постепенно усложняется.

Контрольные диктанты предназначены прежде всего для проверки и учета знаний учащихся. Количество слов в них дано в соответствии с требованиями программы коррекционной школы VIII вида.

Контрольный диктант является самым напряженным видом работы для детей с нарушением интеллекта. Не рекомендуется проводить диктант на последних уроках, когда общее утомление учащихся не позволяет выявить точную картину их умений. Время, которое он занимает на уроке, не должно превышать 20-30 минут. Текст контрольного диктанта дважды читается учителем, затем выясняется понимание учащимися содержания прочитанного после чего учащиеся приступают к записи каждого диктуемого предложения. Учитель должен правильно орфоэпически читать текст, стараясь, чтобы учащиеся удерживали в памяти продиктованное предложение.

После окончания диктанта текст еще раз прочитывается учителем для проверки учащимися своих диктантов.

Комментированное письмо. Важный и нужный вид работы, так как позволяет добиваться осознанного применения правил, тренирует быстроту реакции учащихся, активизирует слуховые, речедвигательные, моторные и зрительные анализаторы.

Комментированное письмо применяется с третьего класса.

Сложность комментированного письма для умственно отсталых учащихся заключается в том, что орфографический анализ слова и его запись должны протекать одновременно и достаточно быстро. Ученик, вызванный для комментирования, объясняет правило написания слова, проговаривает слово по слогам, а затем все вместе записывают его в тетради.

Практический материал

На уроках русского языка при проверочных работах я использую следующие виды диктантов:

1 класс

Зрительные и слуховые предупредительные диктанты.

Слова.

Мама, сама, сам, сом, ухо, уха, муха, сухо,Маша, Саша, Луша, усы, осы, малы, мыло, Шура, Лора, шар, хор, сор, сыр, рос.

Слоги и слова (для дифференциации)

ас-аш
су-шу
нас-наш
рама-рана
  са-ша
со-шо
маша-наша
сом-сон

Предложения.

Сын мал. Мама мыла сына.
Рос мох. Мох сох. Он сух.

Контрольные диктанты

Звери.

Мы в зоопарке. Там звери. Вот лось. Вот рысь. Это хитрый зверь. (12 слов).

Мяч.

Дети стали в ряд. Федя бросил мяч. Яша и Коля ловят. (11 слов).

2 класс

Зрительные и слуховые предупредительные диктанты.

Тема: «Слова со стечением согласных»

В саду груши и сливы. Это красивые Фрукты.
Вот клумба. Там красные астры.

Тема: «Большая буква в начале предложения».

Петя купил книгу. Он любит читать.
Галя ела борщ. Он вкусный.

На лугу.

Дети гуляли на лугу. Наташа рвала траву. Вова пускал змея. Павлик играл в мяч.

Тема: «Различение на письме звонких и глухих согласных».

Б-П.

У Бори пакет бумаги. У Поли букет цветов.
У Пети папка. Там букварь.

Г-К.

У Гали куры. У Кати гуси. Куры и гуси на лугу.

Выборочные диктанты

Л-Р.

Оса больно жалит. Бабушка блины жарит.
У меня в руке игла. У Cлавы новая игра.

Контрольные диктанты

У пруда.

Галя была у пруда. Там утки. У Гали горох. Она кормит уток. Утки сыты. (14 слов.)

Тимка.

Кот Тимка пил молоко. Видит он мышку. У мышки кусок сыра. Тимка – за мышкой. Мышка – в норку. Упустил кот мышку. (20 слов.)

3 класс

Зрительные и слуховые предупредительные диктанты.

А-Я.

Дядя Ваня взял плащ.
Мальчик играет в мяч на пляже.

У-Ю.

У меня в руке утюг. Я глажу брюки.
У индюка клюв крючком.

Выборочные диктанты

А-Я.

Смотри не порежь пальцы. Для вышивания мне нужны пяльцы.

О-Е

Девочки смотрели журнал мод. Я ем сладкий торт.

Контрольные диктанты

Снежная баба.

Ясный день. Кругом снег. Маленький Миша дома. Он смотрит в окно. Мальчики лепят снежную бабу. Баба большая, ростом с Мишу. Глаза – угольки. Стоит и улыбается. Вот так баба! (28 слов.)

Мишка и Васька.

Это белые медведи. Их зовут Мишка и Васька. Они большие и сильные. Медведей поймала в Арктике. Тогда они были маленькие. Мишку и Ваську подарили Москве. Теперь медведи выступают в цирке. (30 слов.)

Комментированное письмо.

У Лиды зубная боль.
У брата букварь. Брату семь лет.

Хорь.

Уходит осень. Уже ноябрь. Идет холодный дождь.
Хорь нашел старый пень. Под ним он вырыл себе норку. Там сухо и тепло. Теперь хорю не страшен дождь.

4 класс

Зрительные и слуховые предупредительные диктанты

  1. Мама ушибла пальцы. Ей больно.
  2. Учитель вошел в класс. Будет урок математики.

Творческие диктанты.

  1. Чулан, мыши, кот Васька, добыча.
  2. Речка, камыши, хороший клев, щука, ерши, большой улов.

Выборочные диктанты

  1. У Саши есть груша. Он ест грушу.
  2. Эту песню поет хор. Роет норку хорь.

Самодиктанты.

  1. То дождь проливной,
    То буря ужасная.
    Всем надоела погода … (ненастная).

  2. Утром к нам в оконце
    Заглянуло … (солнце).

Комментированное письмо.

Отец пришел с работы поздно.
Весь берег зарос густым тростником.
Дождь полил капустные грядки.

Контрольные диктанты

В лесу.

Стояли холодные дни. Юра и Петя ходили в лес на лыжах. На снегу было много следов разных зверей. На полянке следы зайца. У дороги следы лисы. Весь день друзья были в лесу. (32 слова.)

Весна

Солнце шлет на землю свои лучи. На дворе тепло. Кругом лужи. Весна наступила. Вдруг подул холодный ветер. Закружились снежинки. Небо в тучах. Опять зима. Но вот снова появилось солнце. Снова журчат ручейки. Здравствуй, дорогая весна! (35 слов.)

Переписка.

Ученик четвертого класса получил письмо из Ялты. Там тепло. Зеленеют деревья. А в Мурманске еще холодно. Люди ходят в шубах, шапках и валенках. Ребята послали друзьям карточки с видами Мурманска. Школьники из Ялты прислали свои рисунки. Хорошо дружить! (38 слов.)