Цель: Учить различать эмоции.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с эмоциями: радостью, страхом, удивлением, грустью, гневом; различать их по схематическим изображениям, понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом.
- Продолжить развивать умения детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.
- Развивать наблюдательность, воображение, внимание, выразительность движений, мимики, речи.
- Воспитывать чувство общности, сочуствие.
Материал:
- портрет К.И.Чуковского; книги К.И.Чуковского, иллюстрированные различными художниками;
- отдельные иллюстрации из книг по произведениям К.И.Чуковского; схематические изображения различных состояний эмоций.
- Карточки на каждого ребенка с различными схематическими изображениями эмоций.
Ход занятия
Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие по сказкам нашего любимого писателя-сказочника К.И. Чуковского.
Перед вами висит портрет писателя. Как вы думаете, какой человек по характеру Корней Иванович? (ответы детей) Правильно, веселый, добрый. Посмотрите, какие у него добрые глаза, ласковая улыбка.
Какие сказки Корнея Ивановича, вы знаете? (ответы детей)
Ребята, посмотрите, здесь у нас выставка книг К.И. Чуковского. Художникам тоже нравятся сказки К.И. и они с удовольствием рисуют к ним иллюстрации. Посмотрите, какие интересные рисунки у них получились!
Вот Мойдодыр. Каждый художник по своему нарисовал его. Как вы думаете, какие эмоции у Мойдодыра на этом рисунке? (сердитый)
Как художник передал гнев Мойдодыра? (брови опущены, рот зажат)
Возьмите зеркало и попробуйте передать эту эмоцию (дети передают эту эмоцию через мимику).
А теперь попробуем сказать, как Мойдодыр говорил мальчику, когда он на него сердился.
Кто скажет? (ответы детей)
Эту эмоцию можно нарисовать вот так (показываю схематическое изображение гнева).
А теперь вспомним Мойдодыра веселого, довольного. Как художник передал эту эмоцию? (ответы детей). Кто нам скажет, как этот Мойдодыр? (показываю схему радости).
Ребенок читает отрывок: «Вот теперь тебя хвалю я, вот теперь тебя люблю я, наконец-то, ты, грязнуля, Мойдодыру угодил!»
А сейчас, что вы почувствовали? Улыбнитесь друг другу, как веселый, довольный Мойдодыр.
Ребята, как вы думаете, какая эмоция здесь нарисована?
Какое это изображение? (грусть, печаль) Вспомним героев из сказок Чуковского, которые испытывают такие же чувства.
Я начну стихи, а вы мне поможете говорить такими же чувствами, как герои сказок.
***
Он и плачет медведь, и ревет,
Медвежат он из болота зовет:
«Ой, куда вы, толстопятые, сгинули?
На кого вы меня, старого, кинули?»
***
Вдруг какой-то старичок-паучок
Нашу муху в уголок поволок,
Хочет бедную убить, цокотуху погубить.
«Дорогие гости! Помогите!
Паука злодея зарубите!
И кормила я вас, и поила я вас,
Не покиньте меня в мой последний час!»
Ребята, какая эмоция у этого лица? (удивление). Вспомните, как Корней Иванович интересно описал удивление козы в сказке «Федорино горе».
Кто желает рассказать?
***
Испугалася коза,
Растопырила глаза:
«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму?»
Ребята, а вы бы, что почувствовали, если бы увидели как по улице бежит посуда, стол?
Покажите, как бы вы удивились?
Посмотрите на это изображение?
Какое чувство у него? (страх)
Послушайте отрывок из сказки.
***
И сидят и дрожат под кусточками,
За болотными прячутся кочками
Крокодилы в крапиву забилися
И в канаве слоны схоронилися.
Только и слышно, как зубы стучат,
Только и видно, как уши дрожат!
Кого так сильно испугались звери? Их какой сказки К.И. Чуковского этот таракан?
Покажите друг другу, как боялись звери.
Ребята, прошу вашей помощи.
У меня здесь много картинок и мне нужно правильно распределить всех героев сказок по своим домикам эмоций. (раздаю карточки, дети распределяют, вместе проверяем правильность выполнения задания.)
Сейчас, ребята, я вам буду читать отрывки из сказок Чуковского, а вы будете угадывать эмоции и во время чтения поднимать соответствующую карточку. И так, начали:
***
Плачет серый воробей:
«Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно –
В поле зернышко не видно!»
***
Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки.
Обнимают и целуют косолапого:
«Ну, спасибо, тебе, дедушка, за солнышко!»
***
Но мохнатые боятся:
«Где нам с этаким сражаться?
Он и грозен, и зубаст
Он нам солнце не отдаст!»
***
И прибежала зайчиха и закричала: «Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!»
***
И доктор пришил ему ножки,
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха-мать
Тоже пошла танцевать.
И смеётся она и кричит:
«Ну, спасибо тебе, Айболит!»
Подведение итогов.
Молодцы, ребята! Вы сегодня прекрасно выполняли все задания, очень интересно показывали различные эмоции, совсем, как настоящие артисты. А вам понравилось?
Тогда предлагаю вам присоединиться к радости зайчихи-мамы и тоже танцевать.