«Планета есть колыбель разума, но
нельзя вечно жить в колыбели...
Человечество не останется вечно на Земле, но в
погоне за светом и
пространством сначала робко проникнет за
пределы атмосферы,
а затем завоюет себе все околосолнечное
пространство».
К. Э. Циолковский
Форма проведения: диспут.
Цель: патриотическое воспитание подростков; формирование стремления к самоопределению.
Задачи:
- активизировать стремление к самопознанию;
- развить умение выделять профессионально важные качества (ПВК) профессий;
- содействовать формированию адекватной самооценки и уровня притязаний;
- развить навыки самоанализа и рефлексии.
Актуальность: необходимость взвешенного подхода к оценке своих личностных качеств и профессиональной пригодности при выборе профессии.
Оборудование: компьютер, доска, тексты опросников, бланки ответов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Приветствие
II. Организационная часть
Вступительное слово психолога;информирование о целях и задачах занятия.
– Итак, уважаемые ребята, в 2011 году весь мир отметил 50-летие со дня первого полета в космос.
Вопрос классу: А что вы знаете о дате 12 апреля 1959 года?
Учащиеся отвечают на вопрос, рассказывают известные им факты.
III. Основная часть (теоретический этап)
Психолог. Пятьдесят лет назад этот
день стал днем торжества человеческого разума.
Впервые в мире космический корабль с человеком
на борту ворвался в просторы Вселенной:
ракета-носитель вывела на околоземную орбиту
космический корабль «Восток» с советским
космонавтом Юрием Гагариным. Космический полет
Гагарина был не только триумфом советской
космонавтики, не только победой советских
ученых, конструкторов, испытателей на земле, но и
«звездным часом» всего человечества. Как бы ни
были впечатляющи достижения в области
космических аппаратов, освоение космоса не
мыслится без участия человека. Космос стал
понятием земным, еще одной областью применения
ума и рук человека. Говоря «космос», мы
подразумеваем подвиг, мужество и отвагу, знания и
опыт людей, но став привычным понятием, легче и
доступнее космос не стал.
Мы привыкли видеть улыбающиеся лица космонавтов
с экранов телевизоров, наблюдать за их
перемещениями в открытом космосе и как должное
принимаем стыковки кораблей, их возвращение на
Землю. Но, что стоит за легкостью, с которой все
это происходит?
Вопрос классу: Ребята, а как вы думаете, что стоит за внешней красотой профессии «космонавт»?
Учащиеся высказывают предположения о сложности работы космонавтов.
Психолог. На первых порах не было
четкого представления о том, какие конкретные
«профессиональные» обязанности должен иметь
космонавт – человек совершенно новой и
необычной профессии. Поэтому целью первого
полета было изучение переносимости
человеком условий космического полета:
наблюдение за параметрами, характеризующими
функциональную деятельность организма
космонавта: пульс, дыхание, электрокардиограмма,
давление и другие физиологические
характеристики. Космонавт должен был только
наблюдать, оценивать, сравнивать, запоминать
и, если понадобится, то при отказе
автоматики оказать помощь в управлении
техническими средствами спуска корабля с орбиты
для возвращения на Землю. Следовательно, задачей
первого космонавта была оценка
своего состояния, исследование устойчивости
вестибулярного аппарата, психофизических
возможностей человека в полете. Именно поэтому в
первом полете «профессиональные» обязанности
космонавта временно уступили контролю за
психофизическим состоянием, т.е. всему, что
связывалось с оценкой человека, его «запасом
прочности», способностей и возможностей одолеть
неизвестное.
Научные данные, полученные при подготовке к
космическим полетам и при выполнении самих
полетов, дали многое для понимания реакций
человека на сильные, необычные, так называемые
стрессовые воздействия. Они позволили уточнить
границы переносимости таких воздействий и
расшифровать механизмы адаптации к ним. Эти
данные имеют большую ценность для общей и
профессиональной медицины. В частности,
существует определенная аналогия в условиях и
характере деятельности космонавтов и
исследователей морских глубин: длительное
пребывание в ограниченном пространстве кабины
космического корабля или батискафа, большая
эмоциональная нагрузка, искусственная
атмосфера, состояние своеобразной «невесомости»
при выполнении рабочих операций вне батискафа,
использование при этом специального снаряжения
и т. д. Освоение Мирового океана, таящего в себе
огромные энергетические, химические и пищевые
ресурсы, чрезвычайно важно для будущего всего
человечества, поэтому система отбора и
подготовки космонавтов может быть в большой
степени использована в практике подводных
исследований.
Вопрос классу: Как вы думаете, какими человеческими и профессиональными качествами должен обладать человек, чтобы полететь в космос?
Учащиеся предлагают свои варианты ответа, после чего ведущий резюмирует все сказанное и записывает нужные качества на доске:смелость; мужество; ответственность; уверенность; упорство; трудолюбие; крепкое здоровье; твердый характер; выносливость; выдержка; высокий уровень интеллекта; чувство юмора; терпение; инициативность; целеустремленность; хорошо развитая интуиция; любознательность; способность к нестандартным действиям и решениям; мгновенная реакция.
Психолог. Профессия космонавта
уникальна, потому что каждый полет является
неповторимым экспериментом. Она уникальна по
условиям подготовки, комплексу требований,
которые предъявляются к представителям этой
профессии. Космическая профессия стоит
особняком в ряду всех прочих профессий ещё и
потому, что космонавтам приходится не просто
работать в трехмерном пространстве, а
взаимодействовать с Пространством и Вечностью,
особенно в открытом космосе. И это не только
очень большая физическая нагрузка, сложная
интеллектуальная деятельность при высоком
уровне риска. Эмоциональная напряжённость
увеличивается чувством высочайшей
ответственности: космонавт понимает, что он
должен реализовать результаты работы и усилий
многих и многих тысяч людей, которые создавали
эту технику. Космонавт не только работает, но и
живёт, теперь уже месяцами, в постоянном контакте
с опасностью: от космоса со всеми его
«неприятными» свойствами и возможными
сюрпризами отделяет хоть и надёжная, но очень
тоненькая стеночка. В экстремальной ситуации
космонавт может рассчитывать только на себя или
на свою команду.
Космонавт – это человек, деятельность которого
протекает в необычных условиях, оказывающих на
его организм сильное воздействие, нередко
близкое к предельно переносимому. В настоящее
время, когда количество членов экипажа
космического корабля вынужденно ограничено, а
космический полет является сложным
мероприятием, космонавт должен обладать еще и
глубокими познаниями в различных областях науки
и техники, опытом и навыками исследовательской
работы. Кроме того, он должен обладать высокими
чисто человеческими качествами и, конечно же,
иметь большое желание летать в космосе. Успех
полета – завершающего этапа труда
многочисленных коллективов зависит от того,
насколько космонавт подготовлен к выполнению
поставленных задач. Поэтому проблема
профессионального отбора и подготовки членов
экипажей космических кораблей имеет огромное
значение. Следует, правда, отметить, что
указанная проблема важна не только для
космонавтики. Сейчас немало отраслей
человеческой деятельности требуют участия людей
с определенными личными и профессиональными
качествами. Нередко они необходимы для различных
профессий.
Вопрос классу: Как вы думаете, с какими трудностями в полете встречается космонавт?
Учащиеся предлагают свои варианты ответа, а педагог формулирует основные проблемы.
Психолог. Итак, большие перегрузки –
первое, что космонавт встречает на своем пути.
Правда, это не только чисто космический фактор.
Ведь каждый из нас в обычной земной жизни
сталкивается с чем-то подобным. Наземный
транспорт, самолеты, спортивные игры – мало ли
где можно на какое-то мгновение ощутить свое тело
резко потяжелевшим. Так что в известной степени
без всякой специальной тренировки человек
приспособлен к подобным ситуациям.
Другое дело – утрата собственного веса.
Невесомость, например, возникает эпизодически во
время полетов на самолете, когда он попадает в
«воздушные ямы» или резко теряет высоту при
пикировании. Ощущение невесомости хорошо
знакомо парашютистам. Но количество людей, у
которых приобретается некий опыт в смысле
невесомости, разумеется, невелико, а сам этот
опыт исчисляется секундами. А в космосе
невесомость – постоянное условие жизни и
деятельности. Это резко отличает космос от среды,
где уже миллионы лет обитает человечество, среды,
в которой весь нервно-мышечный аппарат человека
существует в непрерывной борьбе с силой тяжести.
Человек «плавает» в космосе…
Вопрос классу: Что происходит в организме в состоянии невесомости? (Ответы учащихся)
Психолог. Во-первых, фактически
выключается из деятельности мускулатура, больше
не стимулируемая силой тяжести. Специальные
исследования показали, что подобное «безделье»
мышц поведет к тому, что упадут все
характеристики их деятельности – выносливость,
точность, скорость. Малая активность мышечной
системы вредна не только для нее самой. Нервные
импульсы, возникающие при всяком мышечном
напряжении, участвуют в регуляции и влияют на
сердечнососудистую деятельность. Эта регуляция
зависит также от давления крови, то есть ее веса.
Тем самым невесомость дважды оказывает вредное
влияние на работу сердечнососудистой системы:
снижается общее напряжение мышечного аппарата
тела, происходит потеря веса самой кровью. Из-за
пассивности мышц уменьшится общий расход
энергии и упадет количество потребляемого
человеком кислорода. Значит, возникнет избыток
гемоглобина – поставщика кислорода тканям
организма, что может повести к пониженной
деятельности костного мозга, синтезирующего
гемоглобин. Есть основания полагать, что
ограничение подвижности нарушит фосфорный обмен
в костях, и они станут хрупкими. Следовательно, длительное
исключение силы тяжести из условий окружающей
человека среды вызывает многочисленные
нарушения жизнедеятельности организма.
Во-вторых, помимо чисто физиологических реакций
организма человека на невесомость, нарушается
двигательная координация, а у некоторых даже
возникает дезориентация в пространстве. Эти
явления входят в круг вопросовкосмической
психологии,изучающей особенности психической
деятельности человека в условиях космических
полетов, особенно если учесть, что он находится в
условиях полнейшей тишины, которая может
по-разному влиять на психоэмоциональное
состояние человека.
В-третьих, проблема общего психического
состояния нормального, здорового человека в
космосе, где его сопровождают новизна и
опасность. Новизна обычно нарушает текущую
психическую деятельность, вызывая
ориентировочный рефлекс типа «Что такое?». Новые,
незнакомые человеку раздражители являются
факторами, резко тормозящими его деятельность.
Опасность в любом случае вызывает у всякого
нормального человека ту или иную по содержанию и
внешнему проявлению эмоциональную реакцию,
которую обычно называют страхом. Психологи
говорят о разных формах страха.
Одна из них, паническая реакция – астеническая
форма страха – ярко нарисована
М. Ю. Лермонтовым в поэме «Беглец»: «Гарун бежал
быстрее лани, быстрей, чем заяц от орла; бежал он в
страхе с поля брани, где кровь черкесская текла».
Существо, охваченное подобным страхом,
фактически теряет правильное представление об
окружающем и чаще всего гибнет именно потому, что
поступает неразумно, во вред себе. Есть другого
вида страх – нормостенический. В
этом случае у человека сохраняется разумное
отношение к действительности, он продолжает
выполнять порученное ему дело, но качество,
продуктивность его усилий ниже, чем в обычном
спокойном состоянии. Лишь часть людей в опасной
ситуации начинает действовать на редкость
находчиво, инициативно, решительно, а поэтому –
очень эффективно. При этом они переживают
чувство особого возбуждения, которое по праву
можно назвать боевым возбуждением. Боевое
возбуждение называют стенической формой
страха, хотя, скорее, это реакция,
Следовательно, лучшие кандидаты к длительному
существованию в космосе – люди, переживающие
опасность подобным образом. Они умеют
преодолевать все трудности практического
освоения космоса, «психологического барьера»
одиночества в космосе.
Ученые предупреждают о том, что человек может не
выдержать гнетущей тишины, фантастических
впечатлений в свободном пространстве, оставшись
один на один с чудовищной пустотой космоса. Он
может почувствовать свое ничтожество, свою
обреченность перед лицом холодной и беспощадной
бесконечности, свою оторванность от
человечества, от всего земного, привычного, с чем
он был связан в своей прошлой жизни тысячами
различных нитей. У него может развиться
своеобразное состояние – «реакция отрыва»,
реакция, никогда не переживавшаяся на земле,
поэтому столь необходим тщательный отбор в отряд
космонавтов. И понятно значение подвига Алексея
Леонова, который впервые в истории человечества
«лицом к лицу» встретился с космосом, осуществив
первый выход в открытое безвоздушное
пространство. Он не только не пережил «феномена
отрыва», но и создал целую галерею великолепных
картин, открывающих нам космос совершенно с
неожиданной стороны.
Таким образом, отличительной
чертой работы космонавта является то, что его
деятельность на борту космической станции
протекает в необычных и сложных условиях
космического полёта – невесомость,
изоляция, ощущение опасности.
Подготовка профессионального космонавта
ведется по нескольким направлениям: летной и
парашютной, инженерно-технической,
медико-биологической подготовке и специальным
тренировкам.
Летной подготовке уделяется большое внимание.
Полеты на больших высотах знакомят космонавтов с
внешней обстановкой, близкой к обстановке
космического полета. Она позволяет сохранять
хорошую форму. Выполнение фигур высшего пилотажа
готовит летчика к работе в условиях
знакопеременных перегрузок и кратковременной
невесомости, тренирует вестибулярный аппарат,
вырабатывает навыки пространственной
ориентации. Полеты в закрытой кабине и в облаках
помогают вырабатывать высокие операторские
навыки, умение абстрагироваться от конкретной
окружающей обстановки.
Парашютная подготовка формирует и вырабатывает
самообладание и дисциплинированность,
устойчивость к большому нервно-эмоциональному
напряжению в неожиданных или аварийных
ситуациях, способность быстро оценивать,
анализировать обстановку и отвечать на ее
изменения точными координированными действиями.
Особенно необходимы прыжки с парашютом при
подготовке к работе в открытом космосе. Здесь
можно привести несколько аналогий: выход из
космического корабля и выброс из самолета
(преодоление психологического барьера),
свободное «плавание» в космосе и свободное,
особенно в первые секунды, падение парашютиста,
ориентировка в пространстве после выхода из
корабля и ориентировка в свободном падении.
Инженерно-техническая подготовка космонавтов
тоже имеет свои особенности и занимает важное
место в общей системе космической подготовки,
т.к. современный космический корабль – реальное
воплощение новейших достижений науки и техники.
Для успешного решения всех этих вопросов
космонавты изучают небесную механику,
астрономию, физику верхних слоев атмосферы и
космического пространства, навигацию,
метеорологию, вычислительную технику, геологию,
теорию автоматических систем, радиосвязь,
ракетные двигатели, конструкцию космического
корабля, методы проведения научных исследований
в космическом пространстве и многое другое.
Полеты наших космонавтов показывает, что
человечество способно к активной
жизнедеятельности в свободном космическом
пространстве, что оно не оказывает влияния,
«разрушающего» нормальную психическую жизнь.
Психолог. Космонавтами хотят стать самые разные люди – весёлые и хмурые, открытые и замкнутые, «физики» и «лирики», импульсивные и сдержанные, честолюбивые и скромные, азартные и рассудительные. Полный спектр человеческих качеств с разнообразнейшими оттенками представлен сообществом космонавтов, но стать космонавтом может далеко не каждый желающий. Для этого необходимо иметь за плечами определённый жизненный и профессиональный опыт: со школьной скамьи «учиться на космонавта» не берут. Нужно уже кем-то быть – лётчиком, инженером, физиком, биологом, врачом, стремиться к познанию, не бояться трудностей, не теряться в сложных и опасных ситуациях.Но пугаться таких требований не стоит: если есть задатки и упорство в стремлении к цели, эти качества разовьются в процессе подготовки к полётам, и профессия космонавта станет реально достижимым.
Вопрос классу: «К какому типу профессий относится профессия космонавта?» (Ответы учащихся)
Психолог.Я предлагаю рассмотреть таблицу «Профессионально важные качества различных типов профессий» и рассказать о профессии космонавта (Приложение 1).(Ответы учащихся)
Психолог подводит итоги ответов.
Вопрос классу: «А как вы считаете, в каких еще профессиях человеку могут пригодиться качества, о которых уже говорили?» Ученики называют профессии, для которых также важны жизненный и профессиональный опыт, способность к нестандартным действиям, выносливость, стремление к познанию, полная самоотдача, трудолюбие, упорство, крепкое здоровье.
Вопрос классу. Ребята, а как вы думаете, что такое«самооценка», «успех», «уровень притязаний? (Ответы учащихся)
IV. Практическая часть (Приложение 2)
Психолог. Успех – это
удача в достижении чего-нибудь. Уровень
притязаний личности – это стремление к
достижению цели той степени сложности, на
которую человек считает себя способным. А как
связаны понятия «самооценка» и «уровень
притязаний»? (Ответы учащихся)
– Американский психолог Уильям Джеймс вывел
формулу самооценки, которую иногда называют
формулой счастья:
Самооценка = успех: уровень притязаний.
Психолог.Как вы понимаете эту формулу? Как влияют на самооценку успех и уровень притязаний? (Ответы учащихся)
Психолог. Главное в этой формуле –
самооценка. Самооценка – оценка
человеком собственных качеств, достоинств и
недостатков. Термин “самооценка” подчеркивает
оценочный характер представлений о себе, где
присутствуют элементы сравнения себя с неким
внешним эталоном, другими людьми или
нравственным идеалом.
Самооценка может быть адекватной, заниженной и
завышенной.
- Адекватная самооценка – человек реально оценивает себя, видит как свои положительные, так и отрицательные качества. Он способен адаптироваться к изменяющимся условиям среды.
- Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе, они часто не уверены в себе, им трудно дается принятие решений, необходимость настоять на своем.
- Высокая самооценка – человек верит в себя, но иногда, будучи уверен в своей непогрешимости, он может попасть в сложную ситуацию, когда требуется отказаться от привычного взгляда на вещи и признать чужую правоту.
Вопрос классу: «Хорошо, если интерес к профессии сочетается с набором качеств, профессионально важных для этой профессии. А если этих качеств нет?» (Ответы учащихся)
Психолог подводит учащихся к мысли о
том, что определенные качества можно развивать, а
если не получается, то подумать о выборе другой
профессии, возможно, близко связанной с данной
областью, но требующей развития других
профессионально важных качеств.
Первые космонавты набирались из числа военных лётчиков
и лётчиков-испытателей,
однако потребности космонавтики
в различных специалистах росли и вскоре в космос
полетели врачи,
инженеры,
учёные и
представители других профессий.
Возможно, кто-то из вас тоже будет отмечать свой
профессиональный праздник 12 апреля.
Вопрос классу: «Владея полученной информацией, можете ли вы с уверенностью сказать: «Есть такая профессия!» (Ответы учащихся)
– А теперь, уважаемые ребята, вашему вниманию я предлагаю сухие факты космической одиссеи.
Они были первыми
- Первый в истории космонавт: Юрий Гагарин, 12апреля 1961года на корабле «Восток-1».
- Первый американский астронавт: Алан Шепард. 5мая 1961года, «Меркурий-3».
- Первая женщина-космонавт: Валентина Терешкова, 16июня 1963года, «Восток-6».
- Первый космонавт из Азии: вьетнамец Фам Туан. 1980г, на борту корабля «Союз-37».
- Первый космонавт из Африки: Марк Шаттлуорт (ЮАР), космический турист, корабль «СоюзТМ-34», 2002г.
- Первый китайский космонавт: Ян Ливэй, 2003г, корабль «Шэньчжоу-5»
- Самым молодым побывал в космосе Герман Титов, 26лет, 1961, корабль «Восток-2».
- Самым пожилым в космосе побывал Джон Гленн, 77лет, США,«ДискавериSTS-95».
- Больше всего в космосе в рамках одного полёта работал космонавт В.Поляков – 438суток.
- Первый частный космонавт: Майк Мелвилл, 2004, «SpaceShipOne».
- Первый коммерческий космический турист: Деннис Тито, 2001
- Наибольшее расстояние от Земли преодолел экипаж «Аполлона-13»:– 401056км.
Статистика на 12 апреля 2011г
- Всего астронавтов и космонавтов – 520
- Всего пилотируемых полётов – 288
- На орбите Земли побывали представители 36 стран
- Космонавтов России – 110
- Пилотируемых полётов России – 120
- Астронавтов США – 326
- Пилотируемых полётов США – 168
- Космонавтов Китая – 6;
- Пилотируемых полётов Китая – 3
- Космонавтов других стран – 75
Рекорд продолжительности полёта (М. Поляков) = 10505 ч 58 м = 437 дней 17 ч 58 м
Рекорд суммарной продолжительности пребывания в космосе С. Крикалёв (за шесть полётов) = 19281 ч = 39 м = 803 дня 9 ч 39 м.
На 26 февраля 2011 года 55 женщин-космонавтов и астронавтов участвовали в космических полётах.
- США – 45 женщин-космонавтов.
- СССР иРоссия – 3 женщины-космонавта.
- Канада – 2 женщины-космонавта.
- Япония – 2 женщины-космонавта.
- Великобритания – 1 женщина-космонавт.
- Франция – 1 женщина-космонавт.
- Республика Корея – 1 женщина-космонавт.
Женщины-космонавты СССР и России:
- Валентина Терешкова, 1963, первая женщина – космонавт.
- Светлана Савицкая, 1982, 1984 – первая женщина, совершившая второй полёт и выход в открытый космос.
- Елена Кондакова, 1994, 1997 – два полета.
V. Рефлексия
– Дорогие ребята!Мы хорошо поработали, мы думали, рассуждали, Что вы узнали нового?Что можете рассказать родителям, друзьям? Что узнали о себе? Что хотелось узнать еще? Что было интересно? (Ответы учеников)
VI. Прощание
– Итак, наше занятие завершено. Хочу предложить
в виде домашнего задания рассмотреть хронологию
освоения космоса в 2010 году (Приложение
3)
Желаю всем хорошего настроения и удачи.
– Спасибо за работу. До новых встреч!
Литература:
- http://www.vokrugsveta.ru
- http://www.federalspace.ru/main.
- Большая детская энциклопедия: Вселенная/ сост. К. Люцис. – М.: 2003.– 608 с.: ил.
- Детская энциклопедия АиФ. Он слышал зов Вселенной// – 2005. – № 6. – с. 42-47.
- Гагарин Ю.А. Ступени во Вселенную. Сборник статей АПН Москва, 1968.
- Титов, Г. На звездных и земных орбитах. – М.: Детская литература, 1987.