Место урока в разделе “Обработка текста на компьютере”.
К этому уроку учащиеся уже познакомились с темами “Набор и редактирование текста”, “Работа с фрагментами текста”.
Основные цели учителя:
- Создать условия для выработки учениками своего индивидуального стиля работы по форматированию текста, так как современные программы допускают различные способы выполнения одних и тех же операций;
- Дать возможность учащимся сформулировать свои критерии по оценке компьютерного текста;
- Воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;
- Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
- Воспитание эстетических взглядов;
- Развитие у учащихся аналитического мышления (формирование умения выделять существенные признаки и свойства);
- Развитие синтезирующего мышления (развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого);
- Развитие абстрактного мышления (развитие умений выделять существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них);
- Развитие умений применять полученные знания на практике;
- Развитие умений общеучебного труда (умения работать в должном темпе).
Предполагаемые цели учеников:
- Образовательные
Тип урока: урок формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного.
Вид урока: урок практикум.
Методы и приемы обучения: эвристический метод (ставится постановка основной проблемы, которая делится на подпроблемы и организуется поисковая деятельность учащихся по ее решению).
Главная проблема урока:
- Зачем нужно выравнивать текст?
- Какие средства для форматирования текста имеются в изучаемом текстовом редакторе?
- Какие способы форматирования текста существуют в данном текстовом редакторе?
Объект изучения: текстовый редактор Microsoft Word.
Предмет изучения: средства форматирования текста.
Материалы к уроку:
- Компьютерная презентация к уроку;
- Распечатанные образцы неотформатированного и форматированного текстов;
- Текстовые файлы для выполнения практических заданий;
- Распечатанные анкеты для рефлексии учащихся.
Этапы урока и виды деятельности учеников и учителя:
№ | Этап | Цель | Форма | Результат | Время |
1 | Актуализация эстетических представлений детей о тексте, сообщение темы и постановка целей урока. | На основе субъективного опыта учащихся сформулировать общую цель деятельности на уроке, в рамках которой дети будут определять свои цели. | Обсуждение | Перечисление возможных критериев оценки текста. | 3 |
2 | Определение понятий “абзац”, “форматирование абзаца”. | Формирование представлений о различии “компьютерного” и “человеческого” мышления. Формирование понятий “абзац”, “форматирование” применительно к компьютерной терминологии. | Обсуждение. | “Свое” (для каждого ученика) определение абзаца. Сравнительный анализ определений абзаца, используемых в русском языке и текстовом редакторе. | 4 |
3 | Определение характеристик абзацев и способов их установки. Применение различных способов форматирования абзацев. | Выяснение характеристик абзаца и способов их установки; приобретение учащимися опыта исследовательской работы. | Парная или индивидуальная исследовательская работа на компьютере | Опыт исследовательской деятельности, выбор каждым учеником оптимального для него средства форматирования текста. | 10 |
4 | Выполнение упражнений на форматирование текста (по выбору). | Выбор учениками эффективных для них способов форматирования текста, отработка этих способов. | Практическая работа на компьютере. | Выполненное “своим” способом упражнение. | 7 |
5 | Определение способов установки маркированного и нумерованного списков. Применение списков для форматирования документов. | Выявление способов установки маркированного и нумерованного списков. Отработка навыков использования списков для форматирования документов. | Практическая работа на компьютере. | Выполненное упражнение. | 10 |
6 | Рефлексия | Осознание учениками смысла их деятельности на уроке, предпочитаемых способов выполнения упражнений. | Ответы на вопросы анкеты. | Рефлексия | 4 |
7 | Домашнее задание. | 2 |
Ход урока
1. Актуализация эстетических представлений детей о тексте, сообщение темы и постановка целей урока (Слайд 1–4).
Учитель обсуждает с учащимися вопрос: “Какой текст вы назвали бы красивым?!”
Ребята предлагают различные варианты ответов: “С иллюстрациями”, “Оформленный разными шрифтами”, “Ровный, аккуратный”, “Который удобно читать”, “Без ошибок” и так далее.
Учитель демонстрирует печатные образцы текстов, подобранные таким образом, чтобы они позволяли сделать вывод: красивым можно назвать текст, который удобно, понятно читать; а удобно читать прежде всего структурированный и выровненный текст, текст, имеющий форму.
Объявляется тема урока: “Форматирование текста”.
Совместными усилиями определяется цель урока: научиться придавать тексту форму, оформлять его – форматировать.
2. Определение понятий “абзац”, “форматирование абзаца” (Слайд 5–7).
Учитель напоминает ученикам, что текст состоит из отдельных частей – абзацев.
Вопрос: “Что такое абзац? Дайте определение”.
Ребята предлагают разные варианты определения и в процессе обсуждения приходят к выводу: абзац – это одно или несколько предложений, объединенных по смыслу и записанных с красной строки. Учащиеся записывают это определение в тетрадь.
В текстовом редакторе под абзацем понимается последовательность символов, заканчивающаяся нажатием клавиши Enter.
Вопрос: “Как вы считаете, в чем причина такого “формализма” компьютера?”
Ответ: компьютер, в отличие от человека, не понимает смысла текста, поэтому для определения конца абзаца ему нужен физический признак (код символа).
Задание 1. Выделите “свои” характеристики абзаца текста и запишите их в тетрадь.
Могут быть названы такие характеристики, как количество предложений, количество строк, ширина абзаца.
3. Определение характеристик абзацев и способов их установки. Применение различных способов форматирования абзацев (Слайд 8–10).
Вопросы:
- Какой пункт меню, на ваш взгляд, может содержать команды по выравниванию текста? (Формат, Абзац).
- Какие пиктограммы могут быть нам полезны для выравнивания текста? (Формат по образцу, по левому краю, по правому краю, по ширине, по центру).
- Какие особенности контекстного меню, вызываемого правой кнопкой мыши, вы заметили? (Есть пункт Абзац).
- Чем, на ваш взгляд, удобнее пользоваться – пунктом главного меню, контекстным меню или пиктограммой?
Задание 2. С помощью меню выясните, какие характеристики абзаца рассматриваются в текстовом редакторе. Каким способом их можно установить? Результат работы оформите в виде таблицы:
Характеристики абзаца | Способы установки границ абзаца |
Выравнивание, положение первой строки, отступы справа и слева, интервал между строками, интервал перед абзацем и после него. | С помощью меню, по образцу, с помощью “линейки”, с помощью пиктограмм. |
4. Выполнение упражнений на форматирование текста (по выбору) (Слайд 11–12).
Учащиеся выполняют задание на выравнивание и редактирование текста, причем сами выбирают способы форматирования.
Задание 3. Дан текст, состоящий из нескольких абзацев (файл подготавливается учителем). Установите следующие параметры для всех абзацев: отступ справа – 1 см, отступ слева – 2,3 см, отступ первой строки – 1,5 см. (Приложение 1)
Задание 4. Дан текст (файл подготавливается учителем). Произведите редактирование и форматирование данного документа по образцу (образец выдается учащимся) (Приложение 2, Приложение 3).
5. Определение способов установки маркированного и нумерованного списков. Применение списков для форматирования документов (Слайд 13–15).
Вопросы:
- Для чего в документах применяются списки? (для размещения в документах различных перечней).
- Какие типы списков вы знаете? (нумерованные, когда элементы списка сопровождаются числами или буквами и маркированные, когда элементы списка отмечаются с помощью специальных символов-маркеров).
- Какой пункт меню, на ваш взгляд, может содержать команды по заданию списка? (Формат, Список).
- Какие пиктограммы могут быть нам полезны для установки списка? (Нумерация, Маркеры).
- Какие особенности контекстного меню, вызываемого правой кнопкой мыши, вы заметили? (Есть пункт Список).
Задание 5. Дан текст (файл подготавливается учителем). Произведите редактирование и форматирование данного документа с помощью всех изученных на уроке элементов форматирования текста по образцу (образец выдается учащимся) (Приложение 4, Приложение 5).
6. Рефлексия.
На этом этапе проводится письменное анкетирование учащихся (Приложение 6).
Вопросы анкеты:
1. Я считаю, что форматирование текста…..
- Позволяет сделать его более красивым
- Нужно, чтобы выделить основные части текста, для удобства чтения
- Это бесполезная трата времени, форматировать текст совсем необязательно
2. Для того чтобы выравнивать текст, я использовал(а)…
- Команды главного меню
- Контекстное маню
- Кнопки пиктограмм
3. Для установки границ абзаца удобнее использовать…
- Команды меню
- Способ “по образцу”
- Линейку
4. Для установки списков удобнее использовать…
- Кнопки пиктограмм
- Контекстное меню
- Команды главного меню
5. Мои достижения…
- Научился выравнивать текст по левому краю, по правому краю, по центру, по ширине
- Научился устанавливать границы абзаца и форматировать его
- Научился устанавливать в документе различные виды списков (маркированный, нумерованный)
- Оформил документ, используя операции форматирования
- Самостоятельно нашел информацию о характеристиках абзаца и способах их установки
- Другой вариант ____________________________________________________
7. Домашнее задание (Слайд 16).
Придумать свой способ выравнивания текста, нарисовать пиктограмму для этого способа.