Работа в текстовом редакторе. Форматирование текста

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (397 кБ)


Место урока в разделе “Обработка текста на компьютере”.

К этому уроку учащиеся уже познакомились с темами “Набор и редактирование текста”, “Работа с фрагментами текста”.

Основные цели учителя:

  • Создать условия для выработки учениками своего индивидуального стиля работы по форматированию текста, так как современные программы допускают различные способы выполнения одних и тех же операций;
  • Дать возможность учащимся сформулировать свои критерии по оценке компьютерного текста;
  • Воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;
  • Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
  • Воспитание эстетических взглядов;
  • Развитие у учащихся аналитического мышления (формирование умения выделять существенные признаки и свойства);
  • Развитие синтезирующего мышления (развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого);
  • Развитие абстрактного мышления (развитие умений выделять существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них);
  • Развитие умений применять полученные знания на практике;
  • Развитие умений общеучебного труда (умения работать в должном темпе).

Предполагаемые цели учеников:

  • Образовательные – выяснить смысл слов “форматирование”, “абзац” применительно к компьютерному тексту;
  • Исследовательские – выяснить имеющиеся в данном текстовом редакторе способы форматирования текста, выбрать оптимальный для себя;
  • Практические – научиться выравнивать текст по правому и левому краям, центрировать, устанавливать параметры абзаца, форматировать набранный текст;
  • Творческие – оформить свою работу, используя средства форматирования текста.

Тип урока: урок формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного.

Вид урока: урок практикум.

Методы и приемы обучения: эвристический метод (ставится постановка основной проблемы, которая делится на подпроблемы и организуется поисковая деятельность учащихся по ее решению).

Главная проблема урока:

  • Зачем нужно выравнивать текст?
  • Какие средства для форматирования текста имеются в изучаемом текстовом редакторе?
  • Какие способы форматирования текста существуют в данном текстовом редакторе?

Объект изучения: текстовый редактор Microsoft Word.

Предмет изучения: средства форматирования текста.

Материалы к уроку:

  • Компьютерная презентация к уроку;
  • Распечатанные образцы неотформатированного и форматированного текстов;
  • Текстовые файлы для выполнения практических заданий;
  • Распечатанные анкеты для рефлексии учащихся.

Этапы урока и виды деятельности учеников и учителя:

Этап Цель Форма Результат Время
1 Актуализация эстетических представлений детей о тексте, сообщение темы и постановка целей урока. На основе субъективного опыта учащихся сформулировать общую цель деятельности на уроке, в рамках которой дети будут определять свои цели. Обсуждение Перечисление возможных критериев оценки текста. 3
2 Определение понятий “абзац”, “форматирование абзаца”. Формирование представлений о различии “компьютерного” и “человеческого” мышления. Формирование понятий “абзац”, “форматирование” применительно к компьютерной терминологии. Обсуждение. “Свое” (для каждого ученика) определение абзаца. Сравнительный анализ определений абзаца, используемых в русском языке и текстовом редакторе. 4
3 Определение характеристик абзацев и способов их установки. Применение различных способов форматирования абзацев. Выяснение характеристик абзаца и способов их установки; приобретение учащимися опыта исследовательской работы. Парная или индивидуальная исследовательская работа на компьютере Опыт исследовательской деятельности, выбор каждым учеником оптимального для него средства форматирования текста. 10
4 Выполнение упражнений на форматирование текста (по выбору). Выбор учениками эффективных для них способов форматирования текста, отработка этих способов. Практическая работа на компьютере. Выполненное “своим” способом упражнение. 7
5 Определение способов установки маркированного и нумерованного списков. Применение списков для форматирования документов. Выявление способов установки маркированного и нумерованного списков. Отработка навыков использования списков для форматирования документов. Практическая работа на компьютере. Выполненное упражнение. 10
6 Рефлексия Осознание учениками смысла их деятельности на уроке, предпочитаемых способов выполнения упражнений. Ответы на вопросы анкеты. Рефлексия 4
7 Домашнее задание.       2

Ход урока

1. Актуализация эстетических представлений детей о тексте, сообщение темы и постановка целей урока (Слайд 1–4).

Учитель обсуждает с учащимися вопрос: “Какой текст вы назвали бы красивым?!”

Ребята предлагают различные варианты ответов: “С иллюстрациями”, “Оформленный разными шрифтами”, “Ровный, аккуратный”, “Который удобно читать”, “Без ошибок” и так далее.

Учитель демонстрирует печатные образцы текстов, подобранные таким образом, чтобы они позволяли сделать вывод: красивым можно назвать текст, который удобно, понятно читать; а удобно читать прежде всего структурированный и выровненный текст, текст, имеющий форму.

Объявляется тема урока: “Форматирование текста”.

Совместными усилиями определяется цель урока: научиться придавать тексту форму, оформлять его – форматировать.

2. Определение понятий “абзац”, “форматирование абзаца” (Слайд 5–7).

Учитель напоминает ученикам, что текст состоит из отдельных частей – абзацев.

Вопрос: “Что такое абзац? Дайте определение”.

Ребята предлагают разные варианты определения и в процессе обсуждения приходят к выводу: абзац – это одно или несколько предложений, объединенных по смыслу и записанных с красной строки. Учащиеся записывают это определение в тетрадь.

В текстовом редакторе под абзацем понимается последовательность символов, заканчивающаяся нажатием клавиши Enter.

Вопрос: “Как вы считаете, в чем причина такого “формализма” компьютера?”

Ответ: компьютер, в отличие от человека, не понимает смысла текста, поэтому для определения конца абзаца ему нужен физический признак (код символа).

Задание 1. Выделите “свои” характеристики абзаца текста и запишите их в тетрадь.

Могут быть названы такие характеристики, как количество предложений, количество строк, ширина абзаца.

3. Определение характеристик абзацев и способов их установки. Применение различных способов форматирования абзацев (Слайд 8–10).

Вопросы:

  • Какой пункт меню, на ваш взгляд, может содержать команды по выравниванию текста? (Формат, Абзац).

 

  • Какие пиктограммы могут быть нам полезны для выравнивания текста? (Формат по образцу, по левому краю, по правому краю, по ширине, по центру).

 

  • Какие особенности контекстного меню, вызываемого правой кнопкой мыши, вы заметили? (Есть пункт Абзац).

  • Чем, на ваш взгляд, удобнее пользоваться – пунктом главного меню, контекстным меню или пиктограммой?

Задание 2. С помощью меню выясните, какие характеристики абзаца рассматриваются в текстовом редакторе. Каким способом их можно установить? Результат работы оформите в виде таблицы:

Характеристики абзаца Способы установки границ абзаца
Выравнивание, положение первой строки, отступы справа и слева, интервал между строками, интервал перед абзацем и после него. С помощью меню, по образцу, с помощью “линейки”, с помощью пиктограмм.

4. Выполнение упражнений на форматирование текста (по выбору) (Слайд 11–12).

Учащиеся выполняют задание на выравнивание и редактирование текста, причем сами выбирают способы форматирования.

Задание 3. Дан текст, состоящий из нескольких абзацев (файл подготавливается учителем). Установите следующие параметры для всех абзацев: отступ справа – 1 см, отступ слева – 2,3 см, отступ первой строки – 1,5 см. (Приложение 1)

Задание 4. Дан текст (файл подготавливается учителем). Произведите редактирование и форматирование данного документа по образцу (образец выдается учащимся) (Приложение 2, Приложение 3).

5. Определение способов установки маркированного и нумерованного списков. Применение списков для форматирования документов (Слайд 13–15).

Вопросы:

  • Для чего в документах применяются списки? (для размещения в документах различных перечней).
  • Какие типы списков вы знаете? (нумерованные, когда элементы списка сопровождаются числами или буквами и маркированные, когда элементы списка отмечаются с помощью специальных символов-маркеров).
  • Какой пункт меню, на ваш взгляд, может содержать команды по заданию списка? (Формат, Список).

  • Какие пиктограммы могут быть нам полезны для установки списка? (Нумерация, Маркеры).

  • Какие особенности контекстного меню, вызываемого правой кнопкой мыши, вы заметили? (Есть пункт Список).

Задание 5. Дан текст (файл подготавливается учителем). Произведите редактирование и форматирование данного документа с помощью всех изученных на уроке элементов форматирования текста по образцу (образец выдается учащимся) (Приложение 4, Приложение 5).

6. Рефлексия.

На этом этапе проводится письменное анкетирование учащихся (Приложение 6).

Вопросы анкеты:

1. Я считаю, что форматирование текста…..

  • Позволяет сделать его более красивым
  • Нужно, чтобы выделить основные части текста, для удобства чтения
  • Это бесполезная трата времени, форматировать текст совсем необязательно

2. Для того чтобы выравнивать текст, я использовал(а)…

  • Команды главного меню
  • Контекстное маню
  • Кнопки пиктограмм

3. Для установки границ абзаца удобнее использовать…

  • Команды меню
  • Способ “по образцу”
  • Линейку

4. Для установки списков удобнее использовать…

  • Кнопки пиктограмм
  • Контекстное меню
  • Команды главного меню

5. Мои достижения…

  • Научился выравнивать текст по левому краю, по правому краю, по центру, по ширине
  • Научился устанавливать границы абзаца и форматировать его
  • Научился устанавливать в документе различные виды списков (маркированный, нумерованный)
  • Оформил документ, используя операции форматирования
  • Самостоятельно нашел информацию о характеристиках абзаца и способах их установки
  • Другой вариант ____________________________________________________

7. Домашнее задание (Слайд 16).

Придумать свой способ выравнивания текста, нарисовать пиктограмму для этого способа.