Регионы и страны Зарубежной Европы. 10-й класс

Разделы: География

Класс: 10


Цель: систематизация знаний по Зарубежной Европе, выявление отличительных особенностей по регионам Западной Европы.

Задачи:

  • образовательные: определить уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках по теме;  
  • воспитательные: развивать коммуникативные навыки при работе в группах;
  • развивающие: выявлять связи, анализировать, формулировать выводы.

Тип урока – обобщение знаний.

Форма организации учебной деятельности – работа в группах.

Используемые методы: исследовательский, информационный, статистический, картографический.

Оборудование: учебник, атлас, справочные материалы, политическая карта мира, компьютер, проектор.

Результат урока – составление «визиток» регионов Зарубежной Европы.

План урока

  1. Регионы Зарубежной Европы, признаки их выделения.
  2. Четыре региона Европы, их характеристика (работа в группах).
  3. Представление каждого региона (отчёт групп).
  4. Подведение итогов работы в группах.

Структура урока

1. Слово учителя.

Зарубежная Европа – самый маленький по размерам территории регион мира, Европу называют самым «тесным» континентом.

Как вы считаете, есть ли какие-то различия внутри этого региона? (Ответы учащихся).

Подтвердите примерами свои рассуждения. (Ответы учащихся).

Можно ли выделить в регионе отдельные части, отличные друг от друга своими особенностями? (Ответы учащихся).

На небольшой территории различные природные условия, соседствуют разные по происхождению народы, отличные по уровню развития страны, поэтому в его пределах выделяют отдельные части (субрегионы).

Наиболее часто встречается деление Европы на две части – Западную и Центрально-Восточную. Внутри Западной Европы выделяют три специфические территории: Северную, Западную, Южную Европу. (Приложение 3, слайд 2). Отличие субрегионов друг от друга проявляется по-разному.

Задача урока – определить на основе разных источников знаний специфику каждого региона и доказать своей работой, что Зарубежная Европа действительно контрастный регион мира.

Формируются 4 экспертные группы. Каждая группа получает задание в виде инструктивных карточек и справочный материал. (Приложение 1, 2).

Время работы в группах – 15 минут, на защиту полученной работы – 5 минут.

2. Исследование по каждому региону.

Учащиеся работают в группах, используя различные источники информации, составляют «визитки» регионов. Учитель консультирует, отвечает на вопросы учеников.

3. Отчёт групп.

Знакомство с каждым регионом. Учащиеся заслушивают отчёты всех групп, задают вопросы, заполняют таблицу. (Приложение 3, слайды 3 -10).

Субрегионы Европы Страны Индивидуальные особенности
1. Северная Европа    
2. Средняя Европа    
3. Южная Европа    
4. Восточная Европа    

4. Подведение итогов работы в группах.

На основе полученных исследований убедились, что различия внутри Европы существуют, что позволило выделить 4 субрегиона.

Спасибо за работу.

Оценки за работу в группе выставляются на основе мнений учащихся.

5. Домашнее задание.

Подумать, может ли в перспективе измениться специализация субрегионов? Обоснуйте свой ответ.