Цель: систематизация знаний по Зарубежной Европе, выявление отличительных особенностей по регионам Западной Европы.
Задачи:
- образовательные: определить уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках по теме;
- воспитательные: развивать коммуникативные навыки при работе в группах;
- развивающие: выявлять связи, анализировать, формулировать выводы.
Тип урока – обобщение знаний.
Форма организации учебной деятельности – работа в группах.
Используемые методы: исследовательский, информационный, статистический, картографический.
Оборудование: учебник, атлас, справочные материалы, политическая карта мира, компьютер, проектор.
Результат урока – составление «визиток» регионов Зарубежной Европы.
План урока
- Регионы Зарубежной Европы, признаки их выделения.
- Четыре региона Европы, их характеристика (работа в группах).
- Представление каждого региона (отчёт групп).
- Подведение итогов работы в группах.
Структура урока
1. Слово учителя.
Зарубежная Европа – самый маленький по размерам территории регион мира, Европу называют самым «тесным» континентом.
Как вы считаете, есть ли какие-то различия внутри этого региона? (Ответы учащихся).
Подтвердите примерами свои рассуждения. (Ответы учащихся).
Можно ли выделить в регионе отдельные части, отличные друг от друга своими особенностями? (Ответы учащихся).
На небольшой территории различные природные условия, соседствуют разные по происхождению народы, отличные по уровню развития страны, поэтому в его пределах выделяют отдельные части (субрегионы).
Наиболее часто встречается деление Европы на две части – Западную и Центрально-Восточную. Внутри Западной Европы выделяют три специфические территории: Северную, Западную, Южную Европу. (Приложение 3, слайд 2). Отличие субрегионов друг от друга проявляется по-разному.
Задача урока – определить на основе разных источников знаний специфику каждого региона и доказать своей работой, что Зарубежная Европа действительно контрастный регион мира.
Формируются 4 экспертные группы. Каждая группа получает задание в виде инструктивных карточек и справочный материал. (Приложение 1, 2).
Время работы в группах – 15 минут, на защиту полученной работы – 5 минут.
2. Исследование по каждому региону.
Учащиеся работают в группах, используя различные источники информации, составляют «визитки» регионов. Учитель консультирует, отвечает на вопросы учеников.
3. Отчёт групп.
Знакомство с каждым регионом. Учащиеся заслушивают отчёты всех групп, задают вопросы, заполняют таблицу. (Приложение 3, слайды 3 -10).
Субрегионы Европы | Страны | Индивидуальные особенности |
1. Северная Европа | ||
2. Средняя Европа | ||
3. Южная Европа | ||
4. Восточная Европа |
4. Подведение итогов работы в группах.
На основе полученных исследований убедились, что различия внутри Европы существуют, что позволило выделить 4 субрегиона.
Спасибо за работу.
Оценки за работу в группе выставляются на основе мнений учащихся.
5. Домашнее задание.
Подумать, может ли в перспективе измениться специализация субрегионов? Обоснуйте свой ответ.