Цели:
- Образовательная: объяснить понятие влажности воздуха, насыщенный пар; показать практическое применение способа измерения влажности и значимость понятия в жизни человека.
- Развивающая: развивать умение, моделировать и проводить мысленный эксперимент; устанавливать логическую взаимосвязь наблюдаемых явлений и состояние окружающего мира.
- Воспитательная: воспитывать компентентность в сфере самостоятельной, познавательной деятельности учащихся, основанная на условии и учении применять полученные знания в повседневной жизни; -формировать отношения учащихся к ценности физических значений для человека к ценности научного подхода к изучению явлений окружающего мира.
Оборудование: психрометр, барометр, тесты, сборник задач, 2 банки с водой, стакан, шприц, молочная бутылка, варенное яйцо, воздушный шарик, презентация, электронные уроки по теме: «Атмосферное давление».
Дидактические методы и приемы:
- Словесно – иллюстрированный и экспериментальный.
- Дифференцированный подход к обучению учащихся.
- Лабораторный эксперимент.
- Развитие творчества и самостоятельности.
- Контроль знаний и умений учащихся через тестирование.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Повторение изученного материала:
1. Решение задач на доске: 3 человека.
2. Фронтальный опрос:
А. Что такое испарение?
Б. От чего зависит испарение?
В. Как изменяется температура при испарении?
Г. Что такое конденсация?
Д. Можно ли усилением огня под кастрюлей ускорить варку картошки, когда вода уже кипит?
Е. Можно ли вскипятить воду в кастрюле, которая плавает внутри другой кастрюли с кипящей водой?
Ж. Вы собрались завтракать и налили в стакан черное кофе, но позвонил телефон, что надо сделать, чтобы к вашему возвращению кофе был горячий: налить в него молока сразу перед уходом, или после, когда вы вернетесь?
3. Проверка заданий на доске.
3. Объяснение нового материала.
Демонстрация: 2 банки с водой, одна без крышки, другая с крышкой.
- В чем сходство?
- В чем различие у них?
Когда конденсация и испарение уравновешивают друг друга – это называется динамическим равновесием, т.е. когда число молекул покинувших жидкость равно числу молекул возвратившихся в жидкость.
Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью называется насыщенным.
Пар, находящийся в закрытой банке – насыщенный.
Давление насыщенного пара – это максимальное давление, какое может иметь пар при данной температуре.
При постоянный температуре давление насыщенного пара не зависит от занимаемого им объема.
Что собой представляет атмосфера Земли?
Мы живем на дне воздушного океана.
Атмосфера представляет смесь различных газов: N2, O2, H2, Н2О, CO2 и другие.
Под действием силы тяжести они не улетают в космическое пространство, но они в результате хаотичного, непрерывного движения не падают на поверхность Земли.
Так как большая часть поверхности Земли покрыта водой, то казалось бы воздух должен быть насыщенным. В действительности насыщенным он бывает редко.
Какие же опыты свидетельствуют о том, что атмосферное давление есть и оно значительно?
- Опыт со стаканом с водой: вода удерживается в перевернутом стакане листом бумаги.
- Опыт со шприцом: в шприц набрать воды.
- Опыт с молочной бутылкой и варенным яйцом :яйцо вталкивается атмосферным давлением внутрь бутылки.
Каким прибором измеряется атмосферное давление? Рассмотреть устройство прибора - барометра.
Всегда ли в помещении одинаковое количества водяного пара?
Использование электронных уроков: – Устройство и принцип действия прибора. «Молекулярная структура материи», «Физика в школе».
Давление, которое создал бы водяной пар, если бы все газы отсутствовали, называется парциальным давлением. Чем ближе парциальные давление к давлению насыщенного пара, тем более влажен воздух. Поэтому состояние водяного пара в атмосфере характеризуется относительной влажностью, равной отношению давления водяного пара в воздухе к давлению насыщенного пара при данной температуре.Относительная влажность показывает насколько ненасыщенный пар близок к насыщению.
Давление и плотность насыщенного пара можно найти в таблице (см. Приложение 2).
Признаком того, что пар стал насыщенным – это появление капель сконденсированной жидкости – росы. Температура при которой пар, находящийся в воздухе становится насыщенным, называется точкой росы.
Точка росы также характеризует влажность воздуха.
Существуют приборы для измерения влажности воздуха – психрометры, гигрометры.
Принцип действия волосного гигрометра основан на свойстве обезжиренного волоса изменять свою длину в зависимости от влажности воздуха.
Учащийся делает сообщение: «Значение влажности воздуха для живых организмов»
Экспериментально определим относительную влажность в кабинете.
Решение задач:
- Показания сухого 22°, показания влажного 17°. Найдите относительную влажность?
- Определите давление водяных паров при относительной влажности воздуха 40% и температуре 10°С.
- Вечером температура воздуха 15°С, а относительная влажность 60%. Ночью температура упала до 8°С. Выпала ли роса?
- Отгадайте загадки:
Вечером родился,
Ночью живет,
Утром умирает. (роса)
Клубиться, а не дым,
Ложится, а не снег.(туман)Крупно, дробно зачистило,
Всю землю напоило.(дождь)
Закрепление:
- Почему в холодную погоду окна запотевают изнутри?
- Почему после жаркого дня роса бывает более обильной?
- Почему при густой облачности ночью роса не выпадает?
- Почему купающемуся человеку не становится холодно, когда он выходит из реки во время летнего дождя?
- Что быстрее тушит пламя: холодная вода или пар пи той же температуре?
- Какое понятие объединяет эти явления природы? (см. Приложение 3)
- Как по внешнему виду отличить в бане трубы с холодной и горячей водой?
- Почему фрукты, которые достали из холодильника начинают покрываться влагой?
- Как водяной пар попадает в атмосферу? (см Приложение 4)
Проведение теста на 2 варианта (см. Приложение 1):
Ответы за доской:
Если осталось время:
Решение задач.
- Сухой термометр психрометра показывает, что температура воздуха 250С. По разности показаний термометров определено, что относительная влажность воздуха равна 60%. Найдите давление водяного пара в воздухе. Чему равна точка росы?
Д/з 65, 625, 626, 627.