Стихотворение С.Я. Маршака "Ландыш"

Разделы: Начальная школа, Презентация к уроку


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (140 кБ)


Слайд 1.

Цели урока:

  1. Познакомить со стихотворением С.Я.Маршака “Ландыш”
  2. Развивать речь, творчество, воображение, способность высказывать собственное мнение.
  3. В сферу учения вовлечь не только интеллект школьника, но и эмоции, духовные потребности.
  4. Воспитывать положительную мотивацию в обучении. (Слайд 2)

1. Организационный момент. Психологический настрой.

– Ребята, посмотрите, какая сегодня прекрасная погода! Деревья пробудились от зимнего сна. Птицы, звери, люди все рады весне. Солнышко улыбается. Мне очень хочется, чтобы сегодня на уроке у нас присутствовало весеннее настроение, и своим прекрасным настроением вы поделились с нашими гостями.

2. Постановка задач урока.

А) Прослушивание грамзаписи.

– Наш урок начнет музыка, а вы расскажите, о чем она вам поведает. (Приход весны.)
– Вот так услышал музыку весны композитор Чайковский. Свою пьесу он назвал “Жаворонок”.

Б) Работа с репродукциями картин о весне известных художников.

– Весна волнует сердца и настоящих художников. Мы с вами оказались среди картин известных художников, посвященных теме “Весна”. Всмотритесь в их картины, почувствуйте весну. (Слайд 3)

Здесь мало услышать.
Здесь вслушаться нужно
Чтоб в душу и сердце
Нахлынули чувства…

1. Картина замечательного советского художника Юона “Мартовское солнце”. (Слайд 4)

– В картине художник с большим мастерством передает радостное настроение солнечного дня первого весеннего месяца.

2. Картина художника Левитана “Весна-большая вода”. (Слайд 5)

– Здесь мы видим, что в воде, как в зеркале. Отражаются облака, деревья. Весеннее небо тоже отражается в спокойной воде и делает ее голубой. Это образ русской весны. Такой она бывает повсюду, по всей России.

3. Картина художника Саврасова “Грачи прилетели”. (Слайд 6)

– Здесь мы наблюдаем, что идет активная стройка своих домиков.

3. Открытие новых знаний.

А) – Мы с вами побывали в мастерской художника, композитора. Но есть еще мастерская поэта. И этим поэтом сегодня будет Самуил Яковлевич Маршак. Послушайте немного об этом интересном человеке. (Слайд 7)

(Портрет поэта. Сообщение делает ученик.)

– Родился С.Я.Маршак 4 ноября 1887 года в городе Воронеже. С четырех лет начал сочинять стихотворные строки. В 11 лет Маршак, учась в гимназии, уже переводил с латинского древнегреческого поэта Горация. Маршак – один из лучших поэтов-переводчиков в нашей стране.

Б) Повторение.

– А сейчас я хочу узнать, хорошо ли вы знаете произведения С.Я.Маршака. На доске написаны названия, выберите, какие из них написал Самуил Яковлевич. (Слайд 8)

Мастер-ломастер”, “Круглый год”, “Усатый -полосатый”, “Урок вежливости”, “Крокодил”, “Багаж”, “Пожар”, “Муха-цокотуха”, “Кот и лодыри”.

– А кто написал остальные произведения?

(Корней Иванович Чуковский.)

Физкультминутка (выполнение упражнений под музыку).

– Руки поднимаем и покачаем –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем-
Крылья сложили назад.

4. Чтение стихотворения С.Я.Маршака “Ландыш”.

– Маршак написал удивительное, красивое стихотворение.

Догадайтесь, о каком цветке идет речь.

(Чтение стихотворения учителем.)

Ландыш

Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.

Природой бережно спеленутый,
Завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.

(Речь в этом стихотворении идет о ландыше.) (Слайд 9)

(Вывешиваются иллюстрации с изображением цветка, выставка книг, духи “Ландыш”.)

А) Работа с текстом до чтения. Словарная работа.

– Отметьте непонятные слова (чтение незнакомых слов и их объяснение).

(Вывешивается словарь.) (Слайд 10)

Словарь.

Созерцать – чувствовать сердцем.
Венчики – часть цветков, состоящих из отдельных или сросшихся лепестков.
Объят – охвачен, обнят.
Томиться – переживать, мучиться.
Жемчужины – сокровища.
Бутоны – почки цветка.
Бубенчики – шарики с кусочками металла внутри, которые звонят.

Б) Работа с текстом во время чтения.

(Дети читают стихотворение про себя, проверяя предложения.)

– Понравилось?
– Какие образы представились?

(Чтение вслух с попутным комментарием.)

– Прочитайте первые четыре строчки. (Слайд 11)
– Что увидели? Что почувствовали?
– “Чернеет лес” можно заменить словом черный?
– Какой цвет вы выбрали для этих строчек?
– Какие звуки вы слышите, когда читаете эти строчки?
– Какие запахи чувствуете?
– Прочитайте следующие строчки. (Слайд 12)
– Почему “колокольчики весны”?
– “Но солнце раскрывает венчики у колокольчиков весны”– как вы понимаете эти строки?
– С чем можно сравнить венчики? (Глазки.)

Чтение третьего столбика. (Слайд 13)

– Что представили? (Ребенок в пеленках; листики, как ладони берегут ландыш.)
– Чей это ребенок? Чье дитя? (Леса, природы.)
– Почему Маршак пишет, что ландыш “прохладен”? (Первый цветок, похож на снег.)
– Какой цвет вы выбрали для этих строчек?
– Какие запахи почувствовали?

Чтение четвертого столбика. (Слайд 14)

– Почему Маршак пишет “лес томиться”?
– Почему “горький цветок”? (Ландыш. Его ядовитый сок используют в медицине. Сок имеет горький вкус.)

В) Выразительное чтение стихотворения.

– Прочитайте еще раз. Почувствуйте, чем “пахнет” лес? (Землей, корой, листвой.)
– Приготовьтесь читать стихотворение от лица человека, который восхищен красотой и нежностью ландыша.

(Чтение детьми.)

– Как вы считаете, получилось?

Г) Работа со стихотворением после чтения.

– Мы увидели, насколько трудна работа писателя, художника, композитора. Познакомились с прекрасным стихотворением Маршака “Ландыш”.
– Какая строфа стихотворения вам больше всего запомнилась?
– К какой строфе вам захотелось нарисовать иллюстрацию?

(Ппод тихую, спокойную мелодию дети делают зарисовку.)

Итог урока. Рефлексия.

– Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке?
– Появилось ли желание выучить стихотворение? Нарисовать рисунок?
– У каждого из вас на парте лежат красивые желтые солнышки. Покажите свое настроение. (дети поднимают солнышки).
– Посмотрите, каким солнечным стал наш класс! Наверное, не случайно поэт Плещеев сказал: (Слайд 15)

Все лица весело глядят
“Весна” – читаешь в каждом взоре.
И тот, как празднику ей рад.

– Кому из ребят, нашего класса, вы бы хотели подарить свое солнышко? Подарите.

Спасибо всем за работу. (Слайд 16)