Слайд 1.
Цели урока:
- Познакомить со стихотворением С.Я.Маршака “Ландыш”
- Развивать речь, творчество, воображение, способность высказывать собственное мнение.
- В сферу учения вовлечь не только интеллект школьника, но и эмоции, духовные потребности.
- Воспитывать положительную мотивацию в обучении. (Слайд 2)
– Ребята, посмотрите, какая сегодня прекрасная погода! Деревья пробудились от зимнего сна. Птицы, звери, люди все рады весне. Солнышко улыбается. Мне очень хочется, чтобы сегодня на уроке у нас присутствовало весеннее настроение, и своим прекрасным настроением вы поделились с нашими гостями.
2. Постановка задач урока.
А) Прослушивание грамзаписи.
– Наш урок начнет музыка, а вы расскажите, о чем она вам поведает. (Приход
весны.)
– Вот так услышал музыку весны композитор Чайковский. Свою пьесу он назвал
“Жаворонок”.
Б) Работа с репродукциями картин о весне известных художников.
– Весна волнует сердца и настоящих художников. Мы с вами оказались среди картин известных художников, посвященных теме “Весна”. Всмотритесь в их картины, почувствуйте весну. (Слайд 3)
Здесь мало услышать.
Здесь вслушаться нужно
Чтоб в душу и сердце
Нахлынули чувства…
1. Картина замечательного советского художника Юона “Мартовское солнце”. (Слайд 4)
– В картине художник с большим мастерством передает радостное настроение солнечного дня первого весеннего месяца.
2. Картина художника Левитана “Весна-большая вода”. (Слайд 5)
– Здесь мы видим, что в воде, как в зеркале. Отражаются облака, деревья. Весеннее небо тоже отражается в спокойной воде и делает ее голубой. Это образ русской весны. Такой она бывает повсюду, по всей России.3. Картина художника Саврасова “Грачи прилетели”. (Слайд 6)
– Здесь мы наблюдаем, что идет активная стройка своих домиков.
3. Открытие новых знаний.
А) – Мы с вами побывали в мастерской художника, композитора. Но есть еще мастерская поэта. И этим поэтом сегодня будет Самуил Яковлевич Маршак. Послушайте немного об этом интересном человеке. (Слайд 7)
(Портрет поэта. Сообщение делает ученик.)
– Родился С.Я.Маршак 4 ноября 1887 года в городе Воронеже. С четырех лет начал сочинять стихотворные строки. В 11 лет Маршак, учась в гимназии, уже переводил с латинского древнегреческого поэта Горация. Маршак – один из лучших поэтов-переводчиков в нашей стране.
Б) Повторение.
– А сейчас я хочу узнать, хорошо ли вы знаете произведения С.Я.Маршака. На доске написаны названия, выберите, какие из них написал Самуил Яковлевич. (Слайд 8)
“Мастер-ломастер”, “Круглый год”, “Усатый -полосатый”, “Урок вежливости”, “Крокодил”, “Багаж”, “Пожар”, “Муха-цокотуха”, “Кот и лодыри”.
– А кто написал остальные произведения?
(Корней Иванович Чуковский.)
Физкультминутка (выполнение упражнений под музыку).
– Руки поднимаем и покачаем –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем-
Крылья сложили назад.
4. Чтение стихотворения С.Я.Маршака “Ландыш”.
– Маршак написал удивительное, красивое стихотворение.
Догадайтесь, о каком цветке идет речь.
(Чтение стихотворения учителем.)
Ландыш
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.Природой бережно спеленутый,
Завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.
(Речь в этом стихотворении идет о ландыше.) (Слайд 9)
(Вывешиваются иллюстрации с изображением цветка, выставка книг, духи “Ландыш”.)
А) Работа с текстом до чтения. Словарная работа.
– Отметьте непонятные слова (чтение незнакомых слов и их объяснение).
(Вывешивается словарь.) (Слайд 10)
Словарь.
Созерцать – чувствовать сердцем.
Венчики – часть цветков, состоящих из отдельных или сросшихся лепестков.
Объят – охвачен, обнят.
Томиться – переживать, мучиться.
Жемчужины – сокровища.
Бутоны – почки цветка.
Бубенчики – шарики с кусочками металла внутри, которые звонят.
Б) Работа с текстом во время чтения.
(Дети читают стихотворение про себя, проверяя предложения.)
– Понравилось?
– Какие образы представились?
(Чтение вслух с попутным комментарием.)
– Прочитайте первые четыре строчки.
(Слайд 11)
– Что увидели? Что почувствовали?
– “Чернеет лес” можно заменить словом черный?
– Какой цвет вы выбрали для этих строчек?
– Какие звуки вы слышите, когда читаете эти строчки?
– Какие запахи чувствуете?
– Прочитайте следующие строчки.
(Слайд 12)
– Почему “колокольчики весны”?
– “Но солнце раскрывает венчики у колокольчиков весны”– как вы понимаете эти
строки?
– С чем можно сравнить венчики? (Глазки.)
Чтение третьего столбика. (Слайд 13)
– Что представили? (Ребенок в пеленках; листики, как ладони берегут ландыш.)
– Чей это ребенок? Чье дитя? (Леса, природы.)
– Почему Маршак пишет, что ландыш “прохладен”? (Первый цветок, похож на снег.)
– Какой цвет вы выбрали для этих строчек?
– Какие запахи почувствовали?
Чтение четвертого столбика. (Слайд 14)
– Почему Маршак пишет “лес томиться”?
– Почему “горький цветок”? (Ландыш. Его ядовитый сок используют в медицине. Сок
имеет горький вкус.)
В) Выразительное чтение стихотворения.
– Прочитайте еще раз. Почувствуйте, чем “пахнет” лес? (Землей, корой,
листвой.)
– Приготовьтесь читать стихотворение от лица человека, который восхищен красотой
и нежностью ландыша.
(Чтение детьми.)
– Как вы считаете, получилось?
Г) Работа со стихотворением после чтения.
– Мы увидели, насколько трудна работа писателя, художника, композитора.
Познакомились с прекрасным стихотворением Маршака “Ландыш”.
– Какая строфа стихотворения вам больше всего запомнилась?
– К какой строфе вам захотелось нарисовать иллюстрацию?
(Ппод тихую, спокойную мелодию дети делают зарисовку.)
Итог урока. Рефлексия.
– Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке?
– Появилось ли желание выучить стихотворение? Нарисовать рисунок?
– У каждого из вас на парте лежат красивые желтые солнышки. Покажите свое
настроение. (дети поднимают солнышки).
– Посмотрите, каким солнечным стал наш класс! Наверное, не случайно поэт Плещеев
сказал:
(Слайд 15)
Все лица весело глядят
“Весна” – читаешь в каждом взоре.
И тот, как празднику ей рад.
– Кому из ребят, нашего класса, вы бы хотели подарить свое солнышко? Подарите.
Спасибо всем за работу. (Слайд 16)