Урок литературного чтения кубановедения "Устное народное творчество". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Обобщить знания учащихся по теме : «Устное народное творчество»,
  • развивать речь, мышление, творческие способности учащихся,
  • воспитывать интерес к народному творчеству, любовь к Кубанской земле, её традициям и обычаям, к языку.

Оборудование: мультимедийная презентация, иллюстрации к русским народным сказкам, записи песен Кубанского казачьего хора.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Сообщение темы урока.

Наш урок мы проведем сегодня в форме устного журнала, который можно назвать «Устное народное творчество»

(слайд 1)

– Как вы понимаете эти слова – устное, народное, творчество? (Устное значит, передавалось из уст в уста, не записывалось. Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя, творчество от слова творить, создавать.)

(слайд 2)

– Какие жанры устного народного творчества вам знакомы? (Загадки, пословицы, поговорки, потешки, небылицы и т. д.)

А вот и первая страница нашего журнала.

III. Работа над темой.

1. «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда» – пословицы и поговорки.

Что такое пословица? (Пословица – это художественное произведение, которое содержит широкое обобщение и выражает его в предельно – краткой форме.)

В народе говорят: «Речь без пословицы – все равно, что еда без соли».

Закончи пословицу:

(слайд 3)

У пословиц и поговорок бытующих на Кубани есть свои особенности. Ведь здесь селились казаки-запорожцы, казаки-линейцы, а потом и крестьяне переселенцы из центральных губерний России. Каждые из них принесли свой запас пословиц и поговорок. Немало общерусских, но произносимых на свой лад, на кубанском диалекте.

Давайте послушаем пословицы, которые вы подобрали о труде, о дружбе.

Пословицы и поговорки очень близки между собой, однако имеют и определенные жанровые отличия. Если пословица представляет собой законченное суждение, обобщение, вывод из жизненных наблюдений, то поговорка – это лишь элемент суждения, часть мысли, меткое образное определение. А сейчас проведем блиц опрос: из написанных на доске поговорок вы должны выбрать те, которые подходят к данному описанию:

(слайд 4)

  1. Как говорят о человеке совершившем неблаговидный поступок? (Дурна кров грае)
  2. Что говорят о хозяйке, неумело принимающей гостей? (Умила готувать, та нэ умила годувать)
  3. Как можно сказать о тяжелом, невыносимом положении (Хоть с хаты тикай)
  4. О неудачном обмене? (Выминять шыло на мыло)
  5. Обвинить кого-то без вины? (Найты крайнего)

Использование поговорок и пословиц в речи делает ее яркой и образной.

2. Следующая страница нашего журнала – загадки.

(слайд 5) 

Что такое загадки? Это еще один вид малого фольклорного жанра. Загадки – замысловатое поэтическое выражение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном виде.

По форме загадки могут быть краткими, когда они рисуют какой-нибудь один образ. « Жовтый шар сыпэ жар» Но иногда загадка представляет собой сложный рассказ. Попробуйте отгадать такую загадку:

(слайд 6)

Был я на копанцах,
Был я на топанцах,
Был на пожаре, был на базаре,
Молод был – людей кормил,
Стар стал – пеленаться стал,
А умер – мои кости выбросили,
И собаки не гложут.
(Глиняный горшок)

В большинстве загадок загадываемый предмет не называется, умалчивается, а вместо него указан другой предмет(или несколько предметов), имеющий с ним отдаленное свойство.

Отгадайте загадки: (слайд 7)

  • Висом висят, ходом ходят, время показывают. (Часы)
  • Висит, телепается, всяк за него хватается. (Рушник)
  • Длинна дровыняка в желизо нарядылася, в работе пригодылася. (Лопата)
  • Стоить Антошка на одной ножке, его шукають, а вин не отклыкается. (Гриб)
  • Бьють мэнэ ломакою, рижуть мэнэ ножакою, за то мэнэ дюже губять, що вси мэнэ дюже любять. (Хлеб)

3. Физминутка.

4. Обрядовая поэзия напоминает о о неразрывной связи человека и природы, наполняла глубоким содержанием всю размеренную жизнь человека.

Заканчивалась зима – нужно было ее проводить, осень – время сбора урожая и свадеб, зимой – Рождество, встреча Нового года – святки.

(слайд 8)

Вечером 7 января колядовали мальчики, ходили от двора к двору. Не заходя в дом, они пели колядки под окнами односельчан:

Коляд, коляд, колядныця,
Добра з мэдом поляныця,
А биз мэда ны така,
Дайтэ, тетка, пятака,
А вы, дядько, гроши,
Шоб буллы хороши.

Сейчас мы увидим с вами щедровки.

Вечер перед Новым годом называется «Щедрым вечером». В этот вечер в каждом доме обязательно варят вареники, жарят колбасу, пекут пироги. Девочки идут щедровать. Они подходят под окна какой – нибудь хаты и кричат: «Здравствуй, хозяин с хозяюшкой! Разрешите пощедровать вам?»

Получив разрешение они поют щедровки.

Щедривочка щидрувала,
До виконца припадала,
Що ты, титка, напыкла?
Ныси нам до викна
Як горячее – ныси нам
Як холоднэ – ныхай вам.
Щедрык, ведрык
Дайте варэнык
Грудочку кашки,
Кильце ковбаски.

С наступлением весны девушки выходили на улицу с рушниками весну встречать. В этот день пекли «птушек» или «жаворонков», которых раздавали детям.

(слайд 9)

5. Частушки.

Ни один праздник не обходился без этого жанра устного народного творчества.

Вот и мы с вами послушаем частушки.

Девочки:

Мы девчата-казачата,
Не умеем мы тужить.
Без частушек – прибауток
Нам и суток не прожить.

Мальчики:

Девочки-беляночки,
Где вы набелились?

Девочки:

Мы вчера коров доили
Молоком умылись!

Мальчики:

Запрягу я кошку в дрожки,
А котенка в тарантас,
Повезу свою подружку
Всем соседям напоказ!

Девочки:

Не смотрите вы на нас,
Глазки поломаете.
Не из вашей мы станицы,
И вы нас не знаете.

Мальчики:

Пели, пели петухи,
И запели курицы.

Девочки:

Не пора ли вам, ребята,
Уметаться с улицы!

Мальчики:

Вы, девчонки, вы, девчонки,
Никуда не гожи.
Сами завлекаете,
А потом тикаете.

Вместе:

Мы кубанские ребята,
Мы нигде не пропадем,
Сами музыку играем,
Сами пляшем и поем!

6. «Лейся, песня».

(слайд 10) 

Самым распространенным жанром были и есть народные песни. Они пелись не только в свободное время, но и в горячую пору. Песни бывают разные: обрядовые (свадебные), исторические и т. д.

– С какими русскими народными песнями мы знакомились на уроках?

Прочитайте наиболее понравившуюся песенку.

Прослушивание песни в исполнении Кубанского казачьего хора. Информация о руководителе В.Г. Захарченко (уч-ся)

(слайд 11, 12)

7. Следующая страница нашего журнала называется так «Жили-были».

Как вы думаете, какому жанру устного творчества она посвящена?

– Назовите вашу любимую русскую народную сказку.

«Узнай сказку по иллюстрации» (демонстрация иллюстраций к сказкам)

Рассматривание иллюстраций к сказкам в учебнике, выборочное чтение соответствующих отрывков. (стр. 29, 35, 43)

IV. Итог урока.

С какими жанрами устного народного творчества встретились сегодня на уроке?

Домашнее задание.

  1. Читать казачьи сказки
  2. Нарисовать иллюстрацию к понравившейся сказке.

Презентация.