Предмет: физика, экономика.
Класс: 11.
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
Обучающие: изучить экономико-географическое положение НАО и показать
значение добывающих нефтегазовых предприятий в развитии энергосистемы
государства; изучить устройство и работу генератора.
Развивающие: развивать память, умение анализировать,
систематизировать информацию
Воспитательные: развивать культуру общения, вызывать желание
постоянно пополнять свои знания; поддерживать интерес к предметам.
Задачи урока:
– формирование общих учебных умений: познавательной, коммуникативной,
практической и творческой деятельности;
– развитие внимания и памяти, творческих способностей средствами ИКТ;
– привитие учащимся необходимых навыков самообучения, коммуникативных умений и
элементов информационной культуры.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока. Экономико-географическое положение в НАО и знание добывающих нефтегазовых предприятий в развитии энергосистемы государства; устройство и работа генератора.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, экран (или интерактивная доска), аудиоколонки, карта НАОПодробный конспект урока.
Организационная информация |
|
Тема урока | Арктика – стратегия будущего |
Предмет | Физика, экономика |
Класс | 11 |
Автор урока (ФИО, должность) | Антоничева Валентина Ананьевна учитель физики и математики, Тютюнникова Елена Александровна учитель географии и экономики. |
Образовательное учреждение | МОУ СОШ № 3 |
Республика/край, город/поселение | г. Нарьян-Мар |
Методическая информация |
|
Тип урока | Изучение нового материала |
Цели урока | актуализация и систематизация знаний учащихся о
экономико-географическое положение НАО и значение добывающих
нефтегазовых предприятий в развитии энергосистемы государства;
устройстве и работы генератора. |
Задачи урока | Обучающая: изучить
экономико-географическое положение НАО и показать значение добывающих
нефтегазовых предприятий в развитии энергосистемы государства; изучить
устройство и работу генератора. Развивающая: сформировать практические умения применять знания о экономических расчетах стоимости и количестве топлива, повышение информационной, коммуникативной культуры, опыта самостоятельной деятельности; Воспитывающая: воспитание коллективизма, взаимного уважения, нравственных качеств |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | закрепят: – смысл физических явлений и экономических понятий: электромагнитная индукция, умения описывать и объяснять физические явления; стоимость, расход топлива: – устройство и работа генератора; – приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни по использованию генератора; – навыков умений анализировать результаты демонстрационных опытов и делать выводы. |
Необходимое оборудование и материалы | видеопроектор, оборудование демонстрации (модель генератора), компьютер, интерактивная доска. |
Подробный конспект урока | |
Мотивация учащихся | Арктика становится ключевой стратегической ресурсной базой России в 21 веке, где будет производиться основная добыча углеводородного сырья. Для добычи углеводородного сырья необходима электроэнергия, которая вырабатывается дизельными электростанциями, работающие на дизельном топливе. Для выработки электроэнергии необходимы специальные устройства – генераторы. |
Ход и содержание урока | I. Организационный этап – 1 мин. II. Этап постановки целей и задач урока – 1мин. III. Лекция-24мин. IV. Фильм -10 мин. V. Рефлексия. – 2 мин. VI. Заключительный этап. – 2 мин. Ход урока: I. Организационный этап. Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Сегодня у нас обычный урок, но с довольно необычными формами работы. Я попрошу от вас внимания, внимания и еще раз внимания. II. Этап постановки целей и задач урока. Учитель: НАО является кладовой, в которой хранятся огромные запасы углеводородного сырья. На территории НАО ведется разработка и добыча полезных ископаемых как российскими, так и зарубежными компаниями. Среднегодовой объем добычи углеводородов в НАО составляет 19 мил. тон нефти в год. При этом добыча природного газа почти не добывается. Меж тем природный газ – топливо будущего, на котором будет работать мировая экономика 21 века. Извлекаемые запасы газа на территории округа составляют 523,5 млнм3, конденсат 21,4 млн. тонн. Арктика становится ключевой стратегической ресурсной базой России в 21 веке. Для добычи углеводородного сырья необходима электроэнергия, которая вырабатывается дизельными электростанциями, работающие на дизельном топливе. Среднее потребление дизельного топлива на выработку 1 кВтч составляет 221 гр. Для выработки необходимого количества энергии требуется тысячи тони дизельного топлива, которое в основном доставляется на месторождения в зимний период (по зимнику). Вместе с нефтью из скважин добывается попутный газ, который практически весь сжигался на факельных установках. В связи с этим к 2о12 году по государственной программе 95% газа должно использоваться в промышленности, в частности на газопоршневых и газотурбинных электростанциях. Учитель: Что лежит в основе работы электростанции? Ученик: Генератор Учитель: Запишем: генератор это устройство, преобразующее какой-либо вид энергии в электроэнергию. Какое явление используется в работе генератора? Ученик: Явление электромагнитной индукции. Учитель: Каково устройство генератора? Ученик: Генератор состоит из ротора (подвижной части) и статора (неподвижной части). Учитель: Посмотрим на модель генератора. Основные части индукционного генератора – это подвижный ротор и неподвижный статор. Насаженный на вал генератора ротор представляет собой электромагнит, который вращается внутри статора. В пазах статора уложены проводящие “контур – обмотки”, в которых при вращении ротора переменное магнитное поле порождает вихревое электрическое поле. Вследствие чего возникает индукционный ток. Этот ток передается от генератора во внешнюю цепь. В генераторе механическая энергия вращения преобразуется в электрическую энергию. Но чтобы получить механическую энергию нужно топливо для вращения турбин (поршня). Какие виды топлива вы знаете? Ученик: Дрова, уголь, ядерное топливо, нефть и газ. Учитель: В настоящее время самым распространенным видом топлива является нефть и газ. Естественно, что человек ищет наиболее дешевое топливо. Что можно для этого сделать? Ученик: Разработать новые технологии по добыче и переработки сырья, использования двух разных видов топлива. Учитель: Примером может послужить, ввод в эксплуатацию нового энергоцентра на “Тэдинском” месторождении мощностью 10,5 Мегаватт. Газотурбинные станции “ Солар” производства США, работают на газовом топливе, используя попутный газ. Одной из особенностей этих станций является двухтопливная система, позволяющая работать как на дизельным, так и на газовом топливе. И так произведем расчеты: 1кВтч электроэнергии – 0,35 м3 . 1кВтч электроэнергии – 221 г. Стоимость дизельного топлива 1т – 25000руб. Ученик: 0,221* 25000 = 5.525руб Учитель: Мощность одной турбины – 2600кВтч Произведем расчет суточной выработки электроэнергии: Ученик: 2600*24 = 62.400кВтч , тогда месячная выработка электроэнергии будет 62.400*31 = 1 934 400 кВтч Учитель: Произведем расчет топлива для выработки данного объема электроэнергии Ученик:1 934 400*0,221 = 427,5 тонн Учитель: Стоимость топлива тогда составит: Ученик: 427,5 * 25000 = 10. 687т Учитель: Мы с вами посчитали стоимость топлива 1 турбины, а в состав энергоцентра входит 3 турбины. И так мы можем сделать вывод о экономической эффективности использования попутного газа. Активная экономическая политика НАО способствует значительному увеличению налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации. Со времени добычи углеводородного сырья начали активно развивать и шельфовые зоны. Таким примером является морская ледостойкая стационарная платформа “ПРИРАЗЛОМНАЯ” первая в мире платформа такого класса. Она предназначена для разработки приразломного месторождения в Печерском море в 60км. к с-з от Варандея и в 310км. от г. Нарьян-Мар. Введение платформы в эксплуатацию оживит экономику региона: – это и открытие рабочих мест, и востребование транспортной системы, а так же солидные налоговые отчисления в окружной бюджет. А сейчас я предлагаю посмотреть фильм “Арктика – стратегия будущего” Просмотр фильма. III. Этап обобщения материала Учитель: Сегодня на уроке вы узнали об экономическом значении нефтедобывающих компаний в развитии экономики страны. Где и как используются различные виды топлива. Устройство генератора и значение ресурсной базы РФ. IV. Рефлексия. Учитель: Наш урок подходит к завершению. Хотелось бы услышать ваши отзывы о сегодняшнем уроке: что вам понравилось, что не понравилось, чем бы хотелось заняться еще. Для этого, пожалуйста, поднимите ваши руки. Кому было интересно на уроке, легко справились с заданием – поднимают обе руки. Кто испытывал затруднения, но тоже справился с заданием – поднимают одну руку. V. Заключительный этап. Учитель: Спасибо всем нам за урок, а теперь давайте подведем итоги вашей работы на сегодняшнем уроке. |
Проверка и оценивание ЗУНКов | Выявление качества усвоения в беседе с учащимися. |
Рефлексия деятельности на уроке | Рефлексия проводится методом поднятия рук. Кому было интересно на уроке, легко справились с заданием – поднимают обе руки. Кто испытывал затруднения, но тоже справился с заданием – поднимают одну руку. |
Домашнее задание | Написать: какие альтернативные способы создания электроэнергии вы могли бы предложить, используя природные ресурсы НАО. |
В помощь учителю | |
Использованные источники и литература (если имеются) | Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплексом Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. для 11 класса. Уроки экономики в школе Савицкая Е.В., Серегина С. Ф.. www.worldbank.org – Всемирный банк (социально – экономические показатели по странам мира). |
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить | Презентация создает положительный настрой на работу, повышает мотивацию для восприятия нового материала, помогает наглядно представить изучаемый материал при введении новых физических понятий и величин, визуально запоминать новый материал. Слайды, показывающие расположение углеводородного сырья и модели генератора сокращают время учитель для объяснения нового материала и значительно повышают эффективность урока. |
Другое | Материалы урока можно использовать как при индивидуальной работе учащихся в компьютерном классе, так и фронтально, при наличии в кабинете медиапроектора и одного компьютера. |
Приложение 1. Фото.