Орфографическая зоркость на уроке русского языка

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Дидактическая: Создать условия для формирования знаний учащихся о правописании имён собственных, умений распознавать имена собственные, отличать их от нарицательных имён существительных и применять правило при письме.
  • Развивающая: Создать условия для развития познавательной и мыслительной деятельности учащихся на основе сравнения и обобщения групп слов имён собственных и нарицательных.
  • Воспитательная: Способствовать воспитанию культуры общения: при обращении называть с уважением имя сверстника, по имени, отчеству взрослых людей.

Оборудование: карточки для каждого ученика по группам, сигнальные круги красного и зелёного цвета.

Тип урока: урок формирований знаний.

Ожидаемый результат: 1. Дети имеют представления об именах, фамилиях и отчествах людей, как имена собственные. 2. Дети знают и могут применить правила правописания имён собственных. 3. Дети выделяют имена собственные из других слов. Дети знакомы с новым словом: тёзка. Дети обращаются к друг другу по именам.

СТРУКТУРА УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Постановка целей и задач урока.
  3. Актуализация знаний.
  4. Формирование знаний.
  5. Первичное закрепление знаний.
  6. Подведение итогов.
  7. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Психологический настрой. Задача: настроить учащихся к работе на уроке.

(припевка) – Прозвенел звонок, начинается урок!

Сядет тот, кого я назову: Вера, Вася и Илья, а за ними Азер. Герман, Лена и Алина, Аня и Сергей сядут тоже рядом.

- Я сейчас прохлопаю ритм ладошками, а вы повторите, но сделать это нужно дружно, чтобы никто не отставал и никто не забегал вперёд. (задаётся ритм)

- Молодцы! Все дружно и правильно прохлопали ритм. Вот и на уроке мы так же будем работать дружно, слушать и слышать друг друга.

2. Постановка целей и задач урока.

Задача: определить тему урока.

- Ребята, посмотрите на доску. Прочитаем слова на карточках вместе со мной. ( повар, Наташа, ворона, Юрий, Саша, человек)

- Давайте мы эти слова разделим на два столбика. По какому признаку можно разделить эти слова?

(1.имена людей в один столбик, а остальные слова в другой столбик. 2.слова, написанные с большой буквы в один столбик, а слова, написанные с маленькой буквы в другой столбик.

- Давайте мы так и сделаем. Посмотрим, что у нас получится.

(слова на карточках разделены в два столбика на доске)

- Прочитайте слова одного столбика. (повар, человек, ворона)

- Что они обозначают? (обозначают живые предметы)

- Прочитайте слова другого столбика (Наташа, Юрий, Саша)

- Что обозначают эти слова:? (это имена людей, они написаны с большой буквы, живые предметы)

- Ребята, а вы догадались, о чём мы будем сегодня говорить? Вспомните начало нашего урока. Что было для вас неожиданным? (мы садились тогда, когда называли наши имена, будем говорить о именах людей)

- Верно. Вот мы и определили тему нашего урока. Тема: Правописание имён и фамилий людей. (название темы выносится на доску)

3. Актуализация знаний.

Задача: вспомнить, что учащиеся знают о именах и фамилиях людей.

- Ребята, а у вас у всех есть имена? Может, у кого нет имени? А когда даётся имя человеку? Назовите свои имена.

- А где вы видели в жизни записанные имена и фамилии людей?

- Посмотрите ваши имена и фамилии на обложке тетради. С какой буквы записаны имена и фамилии?

4. Формирование знаний.

Задача: познакомить учащихся с правилом правописания имён собственных.

- Послушайте стихотворение и подумайте о чём оно?

Имя, фамилия
Пишутся с нею,
Чтобы заметней
Им быть и виднее.
Буква большая – совсем не пустяк.
В букве большой – уважения знак.

- О чём это стихотворение?

- А что значит видная, заметная буква пишется в начале имени?

Ещё ребята, в этом стихотворении зашифровано правило правописания имён и фамилий. Как вы думаете, какое правило спряталось в стихотворении?

- Давайте прочитаем правило в учебнике и проверим, как пишутся имена и фамилии людей.

- Скажите ребята, правило, которое вывели из стихотворения и правило, которое прочитали в учебнике совпадают?

- Значит, мы правильно высказали о правописании имён и фамилий людей, что они пишутся с большой буквы?

Имя – личное название человека, которое даётся при рождении. Каждое имя имеет значение. Я хочу вас познакомить с книгой Б.Ю.Хигера. Большая книга имён. В этой книге мы можем прочитать о своём имени, что оно обозначает. В группе продлённого дня с воспитателем обязательно прочитайте и узнайте значение своего имени.

- Есть ли дети в нашем классе с одинаковыми именами? Назовите их.

- Как называют человека, носящего одинаковое с кем-нибудь имя?

- Человека, носящего одинаковое с кем-нибудь имя, называют тёзка (слово выносится на доску) А чтобы мы не путали людей с одинаковыми именами, что нам поможет их различить? (фамилия)

- Запишите своё имя и фамилию в тетрадь. С какой буквы написали имя и фамилию? Прочитайте свои имена и фамилии.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Гимнастика для глаз с использованием офтольмотренажёра.

Речёвка

1,2 – 3,4 3,4 – 1,2
Кто шагает дружно в ряд?
Второклассников отряд
1,2 – 3,4 3,4 – 1,2
Рассчитайсь по одному

Вера – 1, Вася – 2, Герман – 3, Аня – 4, Азер – 5, Лена – 6, Алина – 7, Серёжа – 8, Ваня – 9, Илюша – 10

Вот какие дружные, послушные и умные.

5. Закрепление знаний.

Выполнение тренировочных заданий. Задача: упражнять учащихся выполнять практические упражнения, применяя правило правописания имён собственных.

Работа с индивидуальными карточками.

- Каждый получил задание на карточке. У каждого ряда своё задание. Выберите и запишите в данные слова большую или маленькую букву.

Задание 1 ряду Задание 2 ряду
Ю – ю Г – г
1…ла 1…олубь
2…рий 2…агарин

- В слово, под каким номером вы поставили большую букву? Почему в эти слова вы вписали большую букву?

- Назовите слова, в которые вписали большую букву. (проверка: 1ряд – Юрий, 2 ряд – Гагарин)

Запись слов в тетрадь и на доску. Юрий – это…(имя) Гагарин это …(фамилия) У нас получилось имя и фамилия человека. Прочитаем. Кто знает кто такой Юрий Гагарин? Это первый человек на Земле, который полетел в космос.

6. Подведение итогов.

Организация контроля знаний. Задача: Проверить полученные знания детей об именах собственных.

- Ребята, вы любите играть? Поиграем?

Работа с сигнальными кругами.

- Я буду называть слова, а вы будете поднимать сигнальные круги. Если я назову слово, которое пишется с большой буквы, то вы поднимаете зелёный круг. Если слово пишется с маленькой буквы, то вы поднимаете красный круг.

(на доске для слабых учащихся опора А (зелёный круг) а (красный круг)

  • рябина (красный)
  • четверг (красный)
  • Иванов (зелёный)
  • письмо (красный)
  • диван (красный)
  • Маша (зелёный)
  • ромашка (красный)

- Молодцы! Вы справились с заданием.

- С каким правилом правописания мы познакомились на уроке?

7. Домашнее задание.

Задача: закрепить в самостоятельной работе правило правописания имён собственных.

Найти в тексте и подчеркнуть имена собственные. Для слабых учащихся опора в виде галочки на полях строчки, где есть имена собственные.

- Не менее интересное будет домашнее задание. Ваши родители читают газеты, журналы? А вы их читаете? Каждый получит вырезку из газеты и вам надо будет найти имена, фамилии людей. Подчеркнуть карандашом и выписать в тетрадь.

- Ребята, мне очень понравилась ваша работа на уроке. Вы меня приятно удивили. Спасибо за работу. Урок окончен.