Цель:
- Дидактическая: Создать условия для формирования знаний учащихся о правописании имён собственных, умений распознавать имена собственные, отличать их от нарицательных имён существительных и применять правило при письме.
- Развивающая: Создать условия для развития познавательной и мыслительной деятельности учащихся на основе сравнения и обобщения групп слов имён собственных и нарицательных.
- Воспитательная: Способствовать воспитанию культуры общения: при обращении называть с уважением имя сверстника, по имени, отчеству взрослых людей.
Оборудование: карточки для каждого ученика по группам, сигнальные круги красного и зелёного цвета.
Тип урока: урок формирований знаний.
Ожидаемый результат: 1. Дети имеют представления об именах, фамилиях и отчествах людей, как имена собственные. 2. Дети знают и могут применить правила правописания имён собственных. 3. Дети выделяют имена собственные из других слов. Дети знакомы с новым словом: тёзка. Дети обращаются к друг другу по именам.
СТРУКТУРА УРОКА
- Организационный момент.
- Постановка целей и задач урока.
- Актуализация знаний.
- Формирование знаний.
- Первичное закрепление знаний.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Психологический настрой. Задача: настроить учащихся к работе на уроке.
(припевка) – Прозвенел звонок, начинается урок!
Сядет тот, кого я назову: Вера, Вася и Илья, а за ними Азер. Герман, Лена и Алина, Аня и Сергей сядут тоже рядом.
- Я сейчас прохлопаю ритм ладошками, а вы повторите, но сделать это нужно дружно, чтобы никто не отставал и никто не забегал вперёд. (задаётся ритм)
- Молодцы! Все дружно и правильно прохлопали ритм. Вот и на уроке мы так же будем работать дружно, слушать и слышать друг друга.
2. Постановка целей и задач урока.
Задача: определить тему урока.
- Ребята, посмотрите на доску. Прочитаем слова на карточках вместе со мной. ( повар, Наташа, ворона, Юрий, Саша, человек)
- Давайте мы эти слова разделим на два столбика. По какому признаку можно разделить эти слова?
(1.имена людей в один столбик, а остальные слова в другой столбик. 2.слова, написанные с большой буквы в один столбик, а слова, написанные с маленькой буквы в другой столбик.
- Давайте мы так и сделаем. Посмотрим, что у нас получится.
(слова на карточках разделены в два столбика на доске)
- Прочитайте слова одного столбика. (повар, человек, ворона)
- Что они обозначают? (обозначают живые предметы)
- Прочитайте слова другого столбика (Наташа, Юрий, Саша)
- Что обозначают эти слова:? (это имена людей, они написаны с большой буквы, живые предметы)
- Ребята, а вы догадались, о чём мы будем сегодня говорить? Вспомните начало нашего урока. Что было для вас неожиданным? (мы садились тогда, когда называли наши имена, будем говорить о именах людей)
- Верно. Вот мы и определили тему нашего урока. Тема: Правописание имён и фамилий людей. (название темы выносится на доску)
3. Актуализация знаний.
Задача: вспомнить, что учащиеся знают о именах и фамилиях людей.
- Ребята, а у вас у всех есть имена? Может, у кого нет имени? А когда даётся имя человеку? Назовите свои имена.
- А где вы видели в жизни записанные имена и фамилии людей?
- Посмотрите ваши имена и фамилии на обложке тетради. С какой буквы записаны имена и фамилии?
4. Формирование знаний.
Задача: познакомить учащихся с правилом правописания имён собственных.
- Послушайте стихотворение и подумайте о чём оно?
Имя, фамилия
Пишутся с нею,
Чтобы заметней
Им быть и виднее.
Буква большая – совсем не пустяк.
В букве большой – уважения знак.
- О чём это стихотворение?
- А что значит видная, заметная буква пишется в начале имени?
Ещё ребята, в этом стихотворении зашифровано правило правописания имён и фамилий. Как вы думаете, какое правило спряталось в стихотворении?
- Давайте прочитаем правило в учебнике и проверим, как пишутся имена и фамилии людей.
- Скажите ребята, правило, которое вывели из стихотворения и правило, которое прочитали в учебнике совпадают?
- Значит, мы правильно высказали о правописании имён и фамилий людей, что они пишутся с большой буквы?
Имя – личное название человека, которое даётся при рождении. Каждое имя имеет значение. Я хочу вас познакомить с книгой Б.Ю.Хигера. Большая книга имён. В этой книге мы можем прочитать о своём имени, что оно обозначает. В группе продлённого дня с воспитателем обязательно прочитайте и узнайте значение своего имени.
- Есть ли дети в нашем классе с одинаковыми именами? Назовите их.
- Как называют человека, носящего одинаковое с кем-нибудь имя?
- Человека, носящего одинаковое с кем-нибудь имя, называют тёзка (слово выносится на доску) А чтобы мы не путали людей с одинаковыми именами, что нам поможет их различить? (фамилия)
- Запишите своё имя и фамилию в тетрадь. С какой буквы написали имя и фамилию? Прочитайте свои имена и фамилии.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Гимнастика для глаз с использованием офтольмотренажёра.
Речёвка
1,2 – 3,4 3,4 – 1,2
Кто шагает дружно в ряд?
Второклассников отряд
1,2 – 3,4 3,4 – 1,2
Рассчитайсь по одному
Вера – 1, Вася – 2, Герман – 3, Аня – 4, Азер – 5, Лена – 6, Алина – 7, Серёжа – 8, Ваня – 9, Илюша – 10
Вот какие дружные, послушные и умные.
5. Закрепление знаний.
Выполнение тренировочных заданий. Задача: упражнять учащихся выполнять практические упражнения, применяя правило правописания имён собственных.
Работа с индивидуальными карточками.
- Каждый получил задание на карточке. У каждого ряда своё задание. Выберите и запишите в данные слова большую или маленькую букву.
Задание 1 ряду | Задание 2 ряду |
Ю – ю | Г – г |
1…ла | 1…олубь |
2…рий | 2…агарин |
- В слово, под каким номером вы поставили большую букву? Почему в эти слова вы вписали большую букву?
- Назовите слова, в которые вписали большую букву. (проверка: 1ряд – Юрий, 2 ряд – Гагарин)
Запись слов в тетрадь и на доску. Юрий – это…(имя) Гагарин это …(фамилия) У нас получилось имя и фамилия человека. Прочитаем. Кто знает кто такой Юрий Гагарин? Это первый человек на Земле, который полетел в космос.
6. Подведение итогов.
Организация контроля знаний. Задача: Проверить полученные знания детей об именах собственных.
- Ребята, вы любите играть? Поиграем?
Работа с сигнальными кругами.
- Я буду называть слова, а вы будете поднимать сигнальные круги. Если я назову слово, которое пишется с большой буквы, то вы поднимаете зелёный круг. Если слово пишется с маленькой буквы, то вы поднимаете красный круг.
(на доске для слабых учащихся опора А (зелёный круг) а (красный круг)
- рябина (красный)
- четверг (красный)
- Иванов (зелёный)
- письмо (красный)
- диван (красный)
- Маша (зелёный)
- ромашка (красный)
- Молодцы! Вы справились с заданием.
- С каким правилом правописания мы познакомились на уроке?
7. Домашнее задание.
Задача: закрепить в самостоятельной работе правило правописания имён собственных.
Найти в тексте и подчеркнуть имена собственные. Для слабых учащихся опора в виде галочки на полях строчки, где есть имена собственные.
- Не менее интересное будет домашнее задание. Ваши родители читают газеты, журналы? А вы их читаете? Каждый получит вырезку из газеты и вам надо будет найти имена, фамилии людей. Подчеркнуть карандашом и выписать в тетрадь.
- Ребята, мне очень понравилась ваша работа на уроке. Вы меня приятно удивили. Спасибо за работу. Урок окончен.