Интегрированный урок (физика + физическая культура) "Познай самого себя"

Разделы: Физика, Спорт в школе и здоровье детей


К уроку необходимы данные учащихся в беге на 30м, 500м – у девушек, 1000м – у юношей.

Цели урока:

  • показать взаимосвязь между физической культурой и физикой;
  • уметь использовать полученные знания и умения на уроках физики к пониманию биофизических функций организма;
  • использовать их для своего физического развития и сохранения здоровья.

Оборудование: скамья гимнастическая, плакаты, презентация, напольные весы, сантиметр, секундомер.

Ход урока

1.Организационный момент.

(приложение 1)

Учитель физического воспитания: В последнее время заговорили о необходимости улучшать здоровье. Одной из основных безотлагательных мер признается выработка навыков физической культуры. Урок физкультуры не только помогает сохранить здоровье, но и учит, как познать себя, как рационально использовать свои знания и умения в жизни.

Учитель физики: Наш технократический век называют по-разному: век электричества, век авиации, космонавтики, электроники… Все эти названия можно заменить одним – век физики.

Физика – наука об окружающей нас природе. Важным составным звеном ее является наш организм, наше тело. «Познай самого себя», – говорили древние. Познай и свой внутренний духовный, и вполне осязаемый физический телесный мир.

II. Выполнение практических работ.

1. Измерение расстояния, которое проходит учащийся за сутки.

Домашнее задание:

Ребятам предлагалось подсчитать пройденное расстояние в течение дня (в шагах).

  • Ученик 1 13865 шагов
  • Ученик 2 13571 шагов
  • Ученик 3 11379 шагов
  • Ученик 4 2272 шага

На уроке определяем среднюю длину шага.

Измеряется число шагов в классе, укладывающихся в длину класса – n1:

l1 = L / n1, где L – длина класса.

Измеряется число шагов, укладывающихся в две длины класса – n2:

l2 = 2L / n2.

Для этого приглашаются девочка из одного класса и мальчик из другого.

Затем помощники рассчитывают среднюю длину шага:

l = l1 + l2 / 2.

Зная среднюю длину шага и количество шагов, можно рассчитать расстояние пройденное учащимся за сутки.

Анализ полученных результатов и сравнение их с расстоянием, которое необходимо проходить в день для нормального развития организма ( приложение 2). Из таблицы видно, что перемещения у большинства учащихся значительно меньше нормы. Это говорит о том, что ребята ведут малоподвижный образ жизни.

2. Измерение скорости бега.

Зная периметр спортивного зала, число кругов, пробегаемых учащимися и время, рассчитывается скорость по формуле: v = S / t (на доске).

Периметр зала равен, S= 54 м, время равно, t = 2,20 мин = 140 с.

Скорость равна 0,4 м/с.

Перевод значения этой скорости в км/ч. = 1,44 км/ч

На доске сравнительная таблица, в которой указаны скорости лыжника, велосипедиста и т.д. и скорость бега учащихся (приложение 3).

Это интересно!

На Евро-2008 российские футболисты пробежали 586,6 км, то есть каждый среднестатистический полевой игрок проделал путь 53,4 км.

Средняя скорость = 6,7 км/ч

Соперники россиян в этом матче пробежали 575 км, путь игрока 52,3

Средняя скорость = 6,5 км/ч

Малоподвижный вратарь пробежал за матч 19,9 км, т.е

Средняя скорость= 7,1 км/ч

3. Измерение максимальной скорости движения.

Трем представителям от каждой команды раздаются конверты, в которых находятся данные по бегу. Они на доске рассчитывают скорость и переводят значение скорости в км/ч.

В презентации в таблице указаны скорости 8а и 8б класса на дистанциях 30м,500м,1000м, рассчитанные учащимися (приложение 4).

Анализ полученных результатов при беге на различные дистанции

(приложение 5, 6).

4. Работа рук при подтягивании на горизонтальной скамье, одновременно с 3 пунктом.

Показать зависимость работы от массы тела.

Необходимые измерения: длина скамьи, масса тела, длина рук, время.

К доске вызываются по 2 участника от каждой команды (разной массы).

Проводятся необходимые измерения.

Для расчета работы необходимо знать массу тела и длину рук . Работа одного подъема будет равна А=10ml, где m – масса тела, l – длина рук.

Работа нескольких подъемов рук n будет соответственно равна А=10nml, где n – число подъемов (приложение 7).

Результаты записываются на доске.

5. Определение мощности, развиваемой руками, при движении по горизонтальной скамье.

Вспомнить формулу мощности при равномерном движении.

Зная массу своего тела, длину скамьи и время движения по скамье без помощи ног, мощность можно рассчитать по формуле: N= 10 mh/ t,

где h – длина скамьи, m – масса тела, t – время движения.

Полученные результаты записать на доске.

В презентации приведена сравнительная таблица мощности бытовых приборов (телевизора, утюга и т. д.). Можно привести сравнение мощности рук с представленными значениями (приложение 8).

III. Подведение итогов урока.

(приложение 9)

Приложения.