Организация начала занятия. Вступительное слово. Объявление темы, целей.
Здравствуйте! Сегодня мы отправляемся в очередное путешествие в родную старину.
Поведу в путешествие вас я.
Итак, отправляемся в путешествие. Закроем глаза. Сядем ровно, спины прямые. Стараемся увидеть то, что я буду говорить.
Как во славном городе во Коряжме
Стоит школа, да огромная.
Вокруг сад растет яблочный.
Во саду том гуляют девицы
Свет красы неописанной.
Да удалы добры молодцы.
Все ребятушки, малы детушки
Обучаются уму-разуму
Да во храме том, во школушке.
А во школе той есть горенка.
И собрались мы в этой горенке
Себя показать, да других посмотреть.
Вспомнить старину русскую.
А говорить мы будем об одежде, которую носили в будни и в праздники.
Тема нашего урока «Северный костюм».
Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой, возделыванием земли. Праздник либо завершал какой-то сложный этап в нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздники ждали, к ним готовились.
А какие наряды одевали в праздники? Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки и на свет извлекались многочисленные рубахи, сорочки, сарафаны, кафтаны, шубы и юбки. Чем больше сундуков и чем плотнее они были набиты, тем богаче считался хозяин дома и большой почет был хозяйке.
Праздничная одежда изготовлялась долго и трудно, но в то же время по ней можно было судить о вкусе и умению мастерицы. Крестьянка была сама себе модельером, и моделью, и мастером по индивидуальному пошиву одежды. Ткани были в основном домашней выработки, поэтому крестьянка должна была уметь не только шить, но и прясть, ткать, вязать, вышивать.
Следует отметить бережное отношение крестьян к праздничной одежде.
Доклады детей.
Известно, что в особо нарядных сарафанах крестьянки не только не садились за стол, но и даже не присаживались на лавку, боясь испачкать или помять свой наряд. Как правило, самую красивую и дорогую одежду готовили к свадьбе. И нередко случалось так, что невесту в свадебном сарафане под руки выводили к гостям и тут же снова уводили и переодевали в менее дорогое платье.
Главной и самой известной частью северорусского костюма является сарафан. Его носили в будни и в праздники. Мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились при движении, делали женщину похожей на лебедя. Недаром в народных песнях и сказках женщин зовут лебедушками. Украшали сарафаны вышивкой.
Основными частями мужской одежды как сейчас, так и в старые времена являются рубаха и порты (штаны). Мужские рубахи обычно шились из ткани одноцветной, клетчатой (пестрядь) или с мелким набивным рисунком.
Из какого растения крестьяне делали ткань для одежды? Растение, которое называется лен.
Лен стали выращивать не в нашей стране. К нам он пришел из Индии. На Руси его ценили за то, что волокна льна очень прочные, долго не гниют.
Гербарий из музея.
Это лен, который растет в Архангельской и Вологодской областях. Цветет он голубыми цветочками. А поле похоже на голубое озеро.
Нужно было не только вырастить лен, но и суметь обработать лен.
Сначала лен рвали с корнем, сушили, обмолачивали, мяли, трепали, чесали, пряли. Из ниток ткали ткань. Это холст. Его можно отбелить и покрасить. Из ткани шили одежду.
Издавна на Руси мастерицы шили очень красивую одежду. Недаром лен называют Северным шелком.
Самостоятельная работа.
Об одежде и нарядах складывалось много пословиц.
Собирают пословицы.
- Хвалят на девке шелк, когда в самой девке есть толк.
- По одежке встречают, по уму провожают.
- Курицу не накормить, а девицу не нарядить.
- Друг лучше старый, а платье новое.
- Шуба тепла и мохната – жить вам легко и богато.
Смотрим на экран. Перед вами на экране.
- Девичий праздничный костюм.
- Девичий костюм.
- Женский будничный.
- Женский жатвенный.
Обратите внимание на костюмы.
Что в них является самым ярким?
На что вы в первую очередь обращаете внимание?
Цвет, вышивка, отделка.
Посмотрите внимательней на вышивку.
Как называется узор состоящий из повторяющихся знаков, элементов? Орнамент.
Каждый узор имел свой особый смысл, каждый изгиб линии содержал в себе тайный смысл.
Мы разгадаем тайны орнамента. А помогут нам мои помощницы.
Знаки орнамента (узоры северной вышивки).
Как вы думаете, какое значение имели эти элементы орнамента?
Одежда с орнаментом должна была отпугивать демонов и духов, имеющих человеческий облик, хранить и оберегать владельца от разных напастей.
Особое значение придавалось расположению рисунка на рубахе. Так нагрудные узоры (передцы) вдоль разреза по центру груди защищали сердце и легкие, наплечные (вошвы) охраняли руки, а наподольные не давали пробраться злым силам снизу.
Приступаем к первой части нашей практической работы.
Нарисуем орнамент, используя знаки – символы, значения которых мы с вами знаем.
Выделили – красный цвет. Поему крестьяне отдавали предпочтение красному цвету?
Русичи отдавали предпочтение красному цвету. В качестве подтверждения обратимся прямо к названию «Русь». Одно из наиболее вероятных толкований этого слова – корень «рус» означает: красный, рыжий, розовый.
Одежду с элементами красного цвета носили практически все – от простолюдинов до служителей церкви. Всем известно, что на Руси было принято выходить замуж в красном сарафане. Красные ленты подружки вплетали невесте в косы.
В красном сарафане, с русою косой,
Машет вслед девчонка тоненькой рукой.
Старое слово «красный» означало одновременно красивый.
Красный цвет, кроме того, считался магическим. Известно, что магические свойства красного цвета связывали с цветом огня и солнца и именно поэтому красный цвет был символом спасения и знаком преграды для злых сил, тьмы и ночи.
Какие еще цвета встречаются в отделке северного костюма? Синий, зеленый, белый, желтый
А откуда в деревнях брали краски для окрашивания ткани? Из растенийИ действительно красили пряжу и ткань отварами растений, которые собирали в поле, на лугу во время заготовки сена и даже в огороде во время прополки гряд.
Самостоятельная работа.
У вас на столах тексты в которых рассказывается о растениях нашей области, которые использовались для окрашивания тканей и ниток. Прочитайте и скажите о каких растениях идет речь.
Текст 1.
Это дерево считается символом России. Оно и в песнях, и в загадках, и в песнях, и в сказках. Любит его наш народ за красоту и за пользу, которую оно приносит.
Загадки.
Стоит в белой одежке, свесив сережки.
Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.
Береза.
Текст 2.
Плоды этих ягод синевато-черные. Они очень богаты витаминами. В древности говорили, что если в доме едят ? , то врачу нечего делать. В медицине используются как ягоды, так и листья, особенно для улучшения зрения.
Загадка.
Сидит рядом с нами,
Смотрит черными глазами.
Черна, сладка, мала
И ребятам всем мила.
Черника
Текст 3.
Загадка.
Если вдруг пчела ужалит или ушибешься ты,
Выручат, не знай печали!
Желтые мои цветы.
Это растение растет вблизи жилья человека. Его легко узнают благодаря необыкновенно резкому характерному запаху его ярких золотистых цветков. Пижма.
Текст 4.
Название этого цветка – уменьшительное мужское имя. Василек.
Текст 5.
Это растение считают «средством от 99 болезней». Зверобой.
Текст 6.
Эти ягоды известны также под названием «волчьи ягоды». Крушина.
Текст 7.
Принятое в наши дни русское название цветка имеет старинное происхождение. Не исключено, что название связано со временем массового цветения, которое приходится на 6 июля. Этот день называли Аграфена-купальница и с этого дня было принято начинать купание в реках и озерах. Примерно в это время в старину отмечали другой языческий праздник – «день Ивана Купалы» (Иванов день). Купальница
Текст 8.
Загадка.
Сидит дед, во сто шуб одет,
кто его раздевает – тот слезы проливает.
Репчатый лук.
Для получения красок научились использовать растения: василек, зверобой, чернику, листья березы, шелуху лука.
Появились умельцы – крашенники, которые окрашивали нитки и ткань.
Красный цвет – зверобой (листья, стебли, цветы), крушина («волчьи ягоды»), свекла.
Желтый цвет – купальница.
Зеленый цвет – листья березы, пижма.
От желтого до коричневого цвета – шелуха лука.
Синий – василек (цветы).
Фиолетовый цвет – черника.
Физкультминутка.
Я буду называть названия деревьев и кустарников быстро подряд, а вы будете внимательно слушать. Если растение или кустарник растут в нашем крае – надо хлопнуть в ладоши, если нет – молчать.
Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул, облепиха, береза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, смородина, клен, мандарин.
Смотрите-ка, молодцы! Но это только начало. Дальше я буду говорить быстрее. Готовы?
Слива, осина, каштан, кофе, платан, дуб, кипарис, алыча, тополь, сосна, каланча.
Практическая работа.
Мы рассмотрели особенности северного костюма. Выяснили, что крестьяне предпочитали красный цвет. Одежда украшалась вышивкой с орнаментом – узором, который имел магическое оберегающее действие. Придумали свой орнамент.
Мы с вами получим краски из отваров растений.
Все краски имеют следующие основные компоненты:
Пигмент (то вещество, которое определяет цветовой фон)
Связующее вещество (камедь – натеки на стволах деревьев) крахмальный клейстер
Чтобы краска не растекалась – мед – мы заменим его на глицерин.
У вас на столах отвары: свеклы, шелухи лука, цветков василька, листьев березы.
Внимательно читаем инструкцию.
Вам выдан силуэт русского северного девичьего сарафана, и вы его раскрасите.
Инструкция:
- Смешайте крахмальный клейстер с глицерином, тщательно их перемешав.
- Добавьте отвар растения.
Молодцы! Сегодня мы с вами много нового узнали на уроке. А чтобы проверить все ли хорошо вы усвоили, я предлагаю вам найти слова, которые здесь спрятались.
Самостоятельная работа:
Карточка.
у | с | а | р | а | ф | а | н | |
з | о | р | н | а | м | е | н | т |
о | к | р | а | с | н | ы | й | |
р | у | б | а | х | а | л | ||
о | б | е | р | е | г | ё | ||
к | о | с | т | ю | м | н |
Проверяем.
Карточка.
у | с | а | р | а | ф | а | н | б |
з | о | р | н | а | м | е | н | т |
о | ю | к | р | а | с | н | ы | й |
р | у | б | а | х | а | к | в | л |
о | о | б | е | р | е | г | м | ё |
к | о | с | т | ю | м | з | а | н |
Подведение итогов урока.
Вам понравился урок! О чем говорили на уроке? (об одежде, льне)
Одежду можно сшить из растения лен? (нет)
Что надо сделать с растением лен, чтобы получилась ткань?
Как говорят о льне на Севере?
Какой цвет преобладал в крестьянской одежде?
Почему?
На всех костюмах есть узоры – орнаменты. Для чего они?
Кто запомнил, где они располагаются?
А где крестьяне брали краску для окрашивания пряжи и тканей?
Какие растения использовались?
А в настоящее время мы пользуемся растительными красителями?
Спасибо за интересную работу.
Урок окончен.