Развитие исследовательских умений на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Многообразие и интенсификация сегодняшней жизни требует от нас, учителей, более пристального внимания к формированию исследовательских умений на всех учебных занятиях, в том числе и на уроках иностранного языка. Дело не в том, что в век информатизации и постиндустриального, информационного общества каждый выпускник школы должен уметь писать исследовательские работы или делать научные открытия.Целью развития умений исследовательского характера является приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, приобретение личностного опыта познания.

Вопросы формирования исследовательской компетенции, исследовательской культуры сейчас становятся одними из самых востребованных современными педагогами. С этой точки зрения интересны статьи Файн Т.Н., в которых приводится перечень исследовательских умений и навыков по ступеням обучения. Предмет иностранный язык позволяет формировать следующие исследовательские умения:

  • мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы),формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, мыслительно- логические операции (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия); планирование пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
  • презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
  • коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
  • поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
  • информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

В свое статье мне хотелось остановиться на некоторых приемах, упражнениях и и игровых заданиях, способствующих формированию исследовательских навыков.

1. Обучающая игра «Главная мысль»- тезирование.

Предлагаю акцентировать внимание на основных видах обработки текста в учебной деятельности, а именно - умению составлять тезисы.

Тезирование дает более полное представление о содержании изучаемого источника. Этот вид работы предусматривает составление по ходу чтения текста отдельных заметок, часто мало связанных по смыслу о наиболее ярких идеях и выводах.

Цель игры- учиться составлять тезисы к тексту, критически оценивать работы других авторов по тезированию, работать в темпе, давать оценку собственной деятельности. Это упражнение ориентировано для обучения старших школьников.

На уроке иностранного языка обучающиеся часто работают с текстами различного характера. Задания на обобщение мысли основного содержания абзаца входят в систему подготовки к сдаче ЕГЭ по иностранному языку. Учащимся предлагается текст( объем и тематика в соответствие с планированием), разделенный на абзацы. Необходимо составить тезисы к тексту, но в упражнении есть и игровая составляющая, т.к. составленные тезисы передаются соседу, который должен проставить номер абзаца, которому этот тезис соответствует больше всего. Передача тезисов и проставление номеров идет по кругу, до тех пор, пока каждый конспект не вернется к своему хозяину. Каждый проверяет правильность соответствия номеров тезисов абзацам. Выигрывает тот, у которого номера абзацев всеми участниками выставлены правильно.

Признаюсь, что в первый раз такой результат не был достигнут, но потом дела пошли успешнее. В « сильных» классах я ужесточаю временной режим, и хронометрирую игру, давая сигналы к началу каждого этапа.

Ход игры. Инструкции учителя:

  1. Внимание! Перед вами учебный текст, разделенный на абзацы. Прочитайте его, пожалуйста! Время чтения---- минут( зависит от характера текста, возраста, лексико-грамматического наполнения).
  2. Возьмите бумагу и ручку. Нужно коротко законспектировать на отдельном листочке каждый абзац текста, выделяя в нем главную мысль, но "и не проставляя номера абзаца. Давайте еще раз для этого посмотрим текст. Внимание! Время выполнения-……. минут
  3. Теперь перемешайте листочки и передайте их своему правому по кругу соседу. Теперь внимательно посмотрите конспекты своего соседа и поставьте сверху на каждом листочке цифру — номер абзаца учебного текста, к которому, по вашему мнению, относится конспект. Пожалуйста, внимательно смотрите конспекты и проставляйте номера. Внимание! Время выполнения-……. минут
  4. Опять передайте конспекты правому соседу. Теперь проставьте номера абзацев на других конспектах. Будем передавать их по кругу, пока к каждому не вернутся его конспекты. Пожалуйста, продолжим
  5. Каждый в своих конспектах проверяет правильность номеров абзацев. Посчитайте ошибочно проставленные номера в конспектах.
    Выигрывает тот, у кого номера абзацев проставлены правильно всеми участниками игры. Ведущий, оцените результаты игры. (если есть возможность пригласить учащихся старших классов, или учитель- сам же и ведущий- проверяет результат
  6. Поздравим победителей. На этом игра окончена.

2. Задание “Посмотри на мир чужими глазами”.

Методика «продолжение неоконченных рассказов от имени разных персонажей», позволяющая смотреть на одни и те же явления с разных точек зрения. Учитель читает детям неоконченный рассказ. Например, в старших классах учитель предъявляет рассказ от лица подростка и предлагает продолжить рассказ, от лица разных персонажей- отца, матери, самого подростка, при этом придумать финал рассказа, т.е сделать выбор за героя текста, аргументируя решение.

« In two months I will have to choose an educational establishment. To tell you the truth my marks are not excellent and my father advices to enroll in vocational school as I would be able to get practical skills and a profession. My mum insists on entering University even if it will take a lot of money. She is sure that higher education will provide better job opportunities»

3. «Match the phrases from two columns» Выполнение заданий основанных на наблюдении, аналогии и анализа.

«Match the phrases from two columns» - соединить две части грамматического упражнения, лексического сочетания, причинно следственных связей в главном и придаточном предложениях, при этом задания составляются для каждого из учащихся на соединение вопроса с ответом или две разрозненные части предложений, пословицы или поговорки. Например, при изучении темы « Здоровый образ жизни» предъявляются пословицы:

Appetite comes…

…makes a man healthy, wealthy and wise.

When wine is in …

… but not live to eat.

 Early to bed, early to rise…

… with eating.

We eat to live …

… the wit is out.

Упражнение «Третий лишний», исключение слова, понятия.

Цель упражнения: формировать умения выделить общее свойство группы объектов и дать ей название, определить объект, неподходящий в данную группу.

В каждом задании есть список слов. Из этого списка все слова, кроме одного, имеют что-то общее друг с другом. Задача - найти лишнее слово, объяснить, почему это слово лишнее. Затем задание усложняется требованием дописать список, добавляя слова, не нарушая обобщающего признака.

-Cheese, milk, butter, water, chocolate, juice, meat, carrots,(неисчисляемые существительные, лишнее слово- carrots)

- stopped, wanted, slob, zipped, scarred, ( глаголы с удвоенной конечной согласной при образовании второй формы, лишнее слово- wanted)

- hard, usually, late, fast, early ( наречия и прилагательные имеющие одинаковую форму слова, лишнее слово- usually)

4. Упражнение «Придумай новое предложение»

Дает возможность тренировать умение определять причинно - следственные связи в предъявляемых предложениях.

Благодаря этому приему, учащиеся не только имеют возможность установить множество связей в рамках одной темы, но и обеспечить при этом частотность и многократность осмысленного и мотивированного повторения структуры, что немаловажно при языковом тренинге.

Исходное предложение If the weather is nice we …. Ученик -1 придумывает вариант, например- If the weather is fine we shall go to the country. Ученик -3 должен из предыдущего предложения взять придаточное предложение( условие) и сделать его частью главного, придумав вторую часть с условием- If we go to the country we will go fishing, Ученик-4 –If we go fishing we will be lost. и т.д.

Иностранный язык - учебный предмет, в котором владение языком является и целью и средством обучения, и он, как никакой другой, имеет возможности для всестороннего развития обучающегося, в том числе и приобретения учащимися функционального навыка исследования - как универсального способа освоения действительности, приобретения личностного опыта познания. Приведенные упражнения доступны, эффективны и могут использоваться на разных возрастных ступенях обучения.