Коррекционно-образовательные цели: Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме “Домашние животные”. Совершенствование навыка слогового анализа слов. Закрепление навыков практического употребления прилагательных и глаголов. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -ок-). Закрепление умений правильно подбирать слова с противоположным значением и образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Упражнение в употреблении творительного падежа единственного числа существительных.
Коррекционно-развивающие цели: Развитие зрительного внимания и восприятия, связной речи, общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование: предметные картинки, мячик, поднос, корзинка.
Ход занятия
I этап. Организационный момент. Психогимнастика.
Давайте дружненько поздороваемся и вместе выполним наше любимое упражнение:
С добрым утром, глазки, |
(дети поглаживают закрытые глазки), |
Вы проснулись. |
(открывают глаза, смотрят “в бинокль”). |
С добрым утром, ушки, |
(поглаживают ушки), |
Вы проснулись |
(прикладывают ладонь к ушам). |
С добрым утром, ручки |
(поглаживают руки сверху вниз), |
Вы проснулись. |
(встряхивают кистями рук). |
С добрым утром, ножки, |
(поглаживают ножки сверху вниз). |
Вы проснулись. |
|
Глазки – смотрят, смотрят; |
(прикладывают ладонь к глазкам). |
Ушки – слушают, слушают; |
(прикладывают ладони к ушкам). |
Ручки – хлопают, хлопают; |
(хлопают ручками). |
Ножки – топают, топают. |
(топают ножками). |
Мы проснулись! |
(потягиваются высоко). |
Молодцы! Пожалуйста, присаживайтесь на свои места.
II этап. Сообщение темы занятия.
Посмотрите, кто это? Правильно, ослик. Ослик – дикое животное или домашнее? Совершенно верно, домашнее животное. Сегодня мы на занятии будем разговаривать о домашних животных.
У нашего ослика день рождения.
Ждет гостей сегодня ослик
И волнуется немножко:
“Что ж так долго не идут?”
Ну а гости тут как тут.
III этап. Развитие зрительного внимания и восприятия (наложенные изображения 3 животных)
Перед вами лежат картинки-загадки. Переверните, внимательно рассмотрите и скажите какое домашнее животное пришло в гости к ослику? (за правильный ответ логопед дает картинку с изображением домашнего животного).
IV этап. Совершенствование навыка слогового анализа слов.
Когда мы приходим в гости, сначала стучим в дверь. А чтобы ослик узнал, кто из домашних животных пришел к нему, вам надо стукнуть столько раз, сколько слогов в названии этого животного.
Костя выходи со своим животным, покажи ребятам и стукни столько раз, сколько слогов. Молодец, правильно. Помести свое животное рядом с осликом.
V этап. Закрепление навыков практического употребления прилагательных и глаголов.
Все гости в сборе. Но некоторые из них друг друга не знают. Давайте поможем животным познакомиться.
Зоя, подбери как можно больше слов об этом животном отвечающих на вопрос “Какая?”.
Это корова. Она большая, рогатая, хвостатая, умная, добрая.
Алеша, подбери как можно больше слов об этом животном, отвечающих на вопрос “Что делает?”.
Это собака. Она охраняет, лает, служит, дружит.
Теперь, Катя назовет это животное и расскажет какое оно.
Это лошадь. Она большая, красивая, гордая, стройная, умная.
Ваня, назови это животное, и расскажи, что оно может делать.
Это кошка. Она мяукает, мурлычет, лакает, ловит, умывается, играет.
Молодцы. Вот и все животные познакомились.
VI этап. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами –онок, -енок-, -ок-).
Гости пришли не одни, они пришли со своими детенышами.
Максим, выйди и найди детеныша лошади. У лошади кто? У лошади жеребенок.
VII этап. Физкультминутка.
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
По коленкам – шлеп, шлеп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлепай!
Можем хлопнуть за спиной!
Хлопаем перед собой!
Вправо можем! Влево можем!
И крест-накрест руки сложим.
VIII этап. Игра с мячом. Закрепление навыков словообразования.
(1 ряд) А сейчас поиграем в игру “Скажи наоборот”.
У коровы длинный хвост, а у свиньи … (короткий).
У козы острые рога, а у барана … (тупые).
У свиньи жесткая щетина, а у кошки … (мягкая).
У свиньи толстые ноги, а у ягненка … (тонкие).
(2 ряд) А с вами мы поиграем в игру “Скажи ласково”.
овца – овечка
коза – козочка
кошка – кошечка
собака – собачка.
IX этап. Употребление творительного падежа единственного числа существительных.
Ослик приготовил угощение для каждого животного. Но он так переволновался, что все перепутал. Давайте поможем ему. Подберем для каждого животного его угощение.
Лошадь / овес; Корова / сено; Собака / мясо; Свинья / кукуруза;
Кошка / рыба; Кролик / морковка; Коза / капуста; Овца / трава.
X этап. Развитие связной речи.
Вот и помогли мы ослику разобраться с угощениями. А сейчас поговорим о наших гостях.
Назовите домашних животных и их детенышей. Почему мы называем их домашними животными? Скажите, кто как голос подает? Корова – МУ, значит она мычит… Какую пользу приносят домашние животные?
Корова дает молоко и мясо. Лошадь перевозит грузы, дает мясо. Собака охраняет, охотится вместе с хозяином. Кошка ловит мышей. Овца, свинья дают мясо, еще овца дает теплую шерсть. Коза дает очень полезное молоко, пух, шерсть. Кролик дает мясо и шкурку. Домашние животные очень нужные и полезные животные. За это человек за ними ухаживает, кормит. Что же любят есть домашние животные? Молодцы.