Цель урока:
- Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки,
- Повторить и закрепить умения и навыки работы с обыкновенными дробями,
- Воспитывать любовь к сказкам, развивать грамотную математическую речь.
Оборудование: рисунки, плакат, книга А.С. Пушкина “Сказки”, музыкальный центр, портрет А.С. Пушкина, проектор.
Материалы: карточки, проектор, персональный компьютер учителя.
Тип урока: смешанный урок, интегральный урок.
Девиз урока: слайд 2
Что за прелесть эти сказки,
Если в них решать задачки.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель математики:
– Дорогие ученики, мы сегодня повторим тему “Простые дроби”. И в этом нам помогут герои сказок нашего любимого писателя А.С. Пушкина.
Ученики вспоминают сказки А.С. Пушкина, главных персонажей.
– Сказки Пушкина учат нас не только дружбе, согласию, но и через героев проверяют нашу смекалку, развивают логическое мышление, воспитывают умение доводить до конца начатую работу. слайд 3
Значит, главная цель нашего урока :
– Повторить обыкновенные дроби, действия с дробями и смешанными числами через сказки.
II. Основная часть урока
Учитель русского языка: слайд 4
– Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя,
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Учитель математики:
– Так сколько же было у царя Дадона В солдатах народа? слайд 5
В первом полку – 56 взводов, а во втором полку – 42 взвода. Если в каждом взводе по 10 человек, сколько народу служит в солдатах?
Учитель русского языка:
– Ребята, какая это сказка? (выслушивается ответ) Правильно, “Сказка о золотом петушке”. Каждая сказка нас чему-то учит, дает нам урок, на что-то намекает, от чего-то предостерегает. Какой урок дает нам эта сказка?
Выслушиваются ответы учеников, сказка рассматривается до конца..
Учитель русского языка:
– В этом же царстве слайд 6
– Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару
(“Сказка о попе и о работнике его Балде“)
Учитель математики:
– Смотрит, арбуз, дыня и тыква вместе стоят 200 рублей. Дыня стоит всех денег, тыква стоит дыни. Поп купил самый дешевый товар. Так что же приобрел поп?
Совместно с учениками вспоминается сказка.
– А какова же была заработная плата Балды?
– Нет, – говорит Балда, –
Теперь моя череда,
Условия сам назначу,
Задам тебе вражёнок, задачу. слайд 7
Реши-ка пример.
– Ученики работают в группах.
Энергизатор “Кто ты?”
Учитель русского языка:
– Какова основная мысль этой сказки?
А теперь давайте вспомним сказку «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». (слайд 8 ) Эта сказка написана Пушкиным в Болдино. В её основе народная сказка, рассказанная няней и записанная поэтом в Михайловском. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» – одна из самых лиричных, гуманных, добрых пушкинских сказок. Основные мотивы – добро и зло, противопоставление красоты внешней и красоты душевной. Как же начинается эта сказка?
(Рисунок царя и царицы)
– В ту пору войну была слайд 9
Царь с царицею простился,
В путь- дорогу снарядился
И говорит ей:
Учитель математики:
– Сделай мне своими руками вышитый платочек. Смотря на этот платк, я буду вспоминать тебя.
Ребята, а давайте мы поможем царице с платком. Если вы согласны с утверждением, то ставите “+”, а если нет, то “-”. После окончания работы мы все закрепим наши работы на доске, у нас получится красивый платочек. слайд 10
- Нуль – натуральное число.
- Любое натуральное число записывается с помощью десяти цифр.
- В обыкновенных дробях над черточкой записывается числитель, а под - знаменатель.
- Любая правильная дробь больше любой неправильной дроби.
- Смешанным называется число, в состав которого входит натуральное число и неправильная дробь.
- Чтобы вычесть дроби надо от числителя отнять числитель, от знаменателя знаменатель.
- Дробная черта означает деление.
- Правильную дробь можно показать в виде смешанного числа.
- Любая неправильная дробь больше 1.
- Любую неправильную дробь можно показать в виде смешанного числа.
– Ребята, а вы внимательно читаете сказки? Давайте мы это проверим. В сказках очень часто встречаются числа. Они остались у вас в памяти? Сейчас прочитаем отрывки из разных сказок А.С.Пушкина, которые вы уже знаете, а вы попробуйте вспомнить какие числа пропущены.
Учитель русского языка:
Но царевна молодая, слайд 11
Тихомолком расцветая,
Между тем росла,росла,
Поднялась и расцвела:
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.
Сват приехал,царь дал слово,
И приданое готово:
... торговых городов
Да...... тремов.
* * *
Братья милую девицу слайд 12
Полюбили. К ней в светлицу
Раз лишь только рассвело,
Всех их... вошло.
* * *
Сотворив обряд печальный, слайд 13
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили и толпой
Понесли в пустую гору,
И в полночную пору
Гроб её к... столбам
Осторожно привинтили.
– Молодцы, дети. А теперь расскажите, как королевич Елисей спасает свою невесту? К кому он обращается с просьбой о помощи? слайд 14
– Как заканчивается сказка? Какие мысли и чувства вызывает у вас конец сказки?
А теперь давайте вспомним еще одну, очень хорошо вам известную сказку Александра Сергеевича Пушкина, “Сказку о рыбаке и рыбке”
Зачитывается начало сказки “Сказка о рыбаке и рыбке” слайд 15
– Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно … лет и … года.
Учитель математики:
– Правильно, дети. Они 33 года жили у синего моря и старик всё это время ловил рыбу. Всего один раз ему повезло поймать золотую рыбку. Но в этом море плавало пять разных золотых рыбок. Какую же рыбку поймал старик? слайд 16
- бело-золотая рыбка – кг
- серо-золотая рыбка – кг
- чёрно-золотая рыбка – 1 кг
- рыже-золотая рыбка – кг
- пёстро-золотая рыбка – кг
Старик поймал самую лёгкую рыбку. Которая рыбка попалась в сети рыбака?
Учитель русского языка:
– Почему старуха оказалась у разбитого корыта? Чему учит нас эта сказка?
III. Итоги урока.
слайд 17
Учитель математики:
– Ребята, мы сегодня повторили обыкновенные дроби через сказки. Вы были очень активными, все очень старались. Всем спасибо.
Выставление оценок, домашнее задание.
Рус теле укытучысы:
– Спасибо, ребята. Урок окончен.
Сказка – ложь, да в ней намек
Добрым молодцам урок.