Работая в младшем звене и учитывая психо – физиологические особенности данного возраста, при использовании педагогической технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровой технологии), я разработала собственную методику проведения уроков – сказок, которые рассчитаны на отдельные темы программы. Так мною создан и апробирован цикл уроков – сказок “Десятичные дроби в Простоквашино” – тема по программе “Десятичные дроби”, 5 класс.
Литературный сюжет в ходе проведения уроков-сказок должен идти параллельно развитию математических понятий и четко раскрывать данную тему. Основная идея использования сказок на уроках математики – это введение нового материала по средствам основного сюжета сказки. По программе эта тема занимает 38 уроков. В соответствии с планированием из урока в урок была создана эта история. Важно заметить, что излагая материал на уроках мы с ребятами параллельно работали с учебником, где находили соответствующие правила, определения, важные моменты, которые оговаривали, отмечали или сразу записывали в отдельную тетрадь для правил. В ходе повествования сюжета сказки мы одновременно выполняли и различные упражнения из учебника, таким образом, не нарушая целостность процесса обучения.
Я предлагаю Вашему вниманию пример одного из уроков цикла “Десятичные дроби в Простоквашино” по теме “Приближенные значения чисел” (это 11 урок в данной теме), где продемонстрирован только сюжет математической сказки, предназначенный для объяснения нового материала, так как другие этапы урока можно планировать абсолютно по разному.
Урок.
Тема: Приближенные значения чисел.
Цель: Формирование знаний о приближенном значении числа с недостатком и избытком
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение.
3. Основная часть урока.
Однажды Шарик стал к дяде Федору приставать:
– Расскажи мне, дядя Федор, что такое рыночно – торговые отношения?
Расскажи, да расскажи! А дядя Федор и сам не знает. Тогда кот Матроскин взялся ему на простых примерах объяснять:
– Вот смотри, Шарик. Мы с моей коровой Муркой произвели 100 литров молока. Мы садимся на трактор и везем это молоко на рынок. Там продаем молоко по рыночной цене (за 1 литр – 20 рублей, то есть за 100 литров – 2000 рублей). Берем деньги и покупаем тебе в магазине мотоцикл. Вот и все. Это и есть рыночно – торговые отношения. То есть я получаю деньги с избытком.
– А что такое государственно – торговые отношения?
– Это совсем другое. Вот мы с Муркой произвели 100 литров молока. Нам говорят: “Сдайте это молоко на молочный завод по государственной цене”. Я сдаю, мне дают деньги, и я иду покупать тебе … ошейник.
– Почему ошейник?
– Потому что на мотоцикл уже не хватает. То есть я получаю деньги с недостатком.
Шарик сразу все понял и продолжил:
– Вот и у меня вчера в магазине такая история была. Покупал я кулек костей. Стали их взвешивать, оказалось, что масса костей больше 3 кг, но меньше 4 кг, значит число 3 – это число с недостатком, а число 4 – это число с избытком.
– А я знаю, как это математически записать, – сказал дядя Федор. – если обозначить массу костей буквой х, то 3 < х < 4, то есть х имеет какое – то приближенное значение.
В разговор вступил кот Матроскин:
– А я вот вчера измерил длину нашего огорода, и оказалось, что она больше 6 м, но меньше 7 м, то есть это можно записать так: 6 < у < 7, что означает 6 – приближенное значение длины с недостатком, 7 – приближенное значение длины с избытком.
Тут дядя Федор открыл книгу профессора Семина (учебник, стр. 273) и сумел самостоятельно сделать очень важный вывод:
Если а < х < в, то а – называется приближенным значением числа х с недостатком, а в – называется приближенным значением числа х с избытком.
– И все-таки, величина с избытком гораздо приятнее, чем с недостатком, – по – хозяйски заметил кот Матроскин.
А продолжение вы узнаете дальше…
4. Итог урока.
5. Домашнее задание.