Ход урока
1. Организационная часть
Приветствие. Организация рабочего места (наличие бумаги, красок, кистей, баночки с водой, палитра). Настрой на работу.
1 - таблица “Элементы росписи”
2 - схемы композиций
3 - гжельская керамика (посуда, скульптурки)
4 - ТСО-ПК с мультимедийным оборудованием
5 - панно для коллективной композиции “Изразцовая печь”
2. Начальная мотивация
Ребята, вы уже видели необыкновенную на вид посуду, в которой завораживает красота сочетания белого и синего цветов. Это гжель.
Стихотворение
Гжель! Земля моя родная,
Сколько лет и сколько зим
Ты цветёшь, не увядая,
Полыхая голубым.
В этом пламени чудесном,
Вижу буйный твой расцвет.
В сочетании небесном
Белый цвет и синий цвет.
Древний край в обличье новом
Как шекспировский сонет,
Ты звучишь высоким словом-
Белый цвет и синий цвет.
И для всей родной России,
Не одну уж сотню лет,
Даришь ты свой бело-синий,
Сине-белый свой букет.
Э.Гольдберг
3. Постановка творческой задачи
Внимание на экран!
Презентация “Гжельская керамика”
1 слайд – Сказочная гжель (изображение гжельской керамики)
2 слайд – Голубой песней, синеглазой сказкой величают керамику Гжели. Неповторимы причудливая фантазия ее форм, виртуозное изящество её росписи, вобравшей в себя богатство природы и пленительную поэзию народных традиций.
4. Повторение пройденного материала
3 слайд – Вопросы для повторения.
Родина гжели?
4 слайд – Недалеко от Москвы находится известный центр гжельской художественной керамики. Он собрал вокруг себя три десятка близлежащих деревень (Турыгино, Гжель, Речица и др.)
Издавна здесь занимались изготовлением глиняной посуды – край богат залежами гончарных глин.
5 слайд – Что означает словосочетание “гжельская керамика”?
6 слайд – В жарком пламени печи обжигалась, закалялась глиняная посуда, становилась звонкой и прочной. Вслушайся в слово “гжель”– и ты уловишь в его звучании что-то общее со словом “жечь”, “обжигать”. “Керамос” в переводе с греческого означает “глина”.
7 слайд – Какие цвета используются в росписи?
8 слайд – Отличительная особенность современной Гжели – синяя кобальтовая роспись по белому фону, включающая в себя всю гамму цвета– от глубокого синего до прозрачно– голубого.
9 слайд – Какие приёмы росписи используют в гжельской керамике?
10 слайд – Мастерица набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладет мазок на поверхность сосуда. Один мазок-лепесток, другой, третий – и вот уже роза готова, и в нём можно различить оттенки, постепенный переход от светлого к тёмному. Такой приём росписи называют “мазок на одну сторону” или “мазок с тенями”.
11 слайд – Каков основной мотив гжельской росписи?
12 слайд – Орнамент изделий чаще растительный, геометрический. Основной мотив росписи – травка, злаки, полевые и садовые цветы, птицы.
5. Сообщение новых знаний
13 слайд – Гжель не всегда была сине-белой.
Известно, что 200лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Это майолика. Её делают и сейчас. Присмотрись к гжельской майолике: её формам, лепным украшениям, нарядным росписям.
14 слайд – В гжельских мастерских рождались квасник– декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокой куполообразной крышкой, длинным изогнутым носиком, скульптурной ручкой, часто на четырёх массивных округлых ножках; кумган – подобные же сосуды, но без сквозного отверстия.
15 слайд – Найди лишнее
Задание: Из имеющихся предметов найди те, которые относятся к гжели.
6. Практическая работа
Форма организации совместной деятельности: совместно – индивидуальная. Принцип организации коллективной композиции: составление по принципу мозаики.
Задание: В ходе работы каждый ребёнок получает элемент – фрагмент общей композиции “Изразцовая печь”.
При выполнении задания необходимо соблюдать следующие правила:
- соблюдение единства языка декоративной стилизации природной формы (стиль гжельской росписи)
- соблюдение условной цветовой гаммы, общего цветового фона
- соблюдение правил размещения изображения на листе индивидуальной работы
Используются те приёмы, которые были изучены на предыдущих уроках при работе красками. Учитывается фантазия и выдумка, проявленная в работе.
При выполнении работы звучит музыка, которая способствует творческому успеху детей.
7. Подведение итогов.
Выставка оформление коллективного панно “Изразцовая печь”. После того, как дети украсят элемент – фрагмент общей композиции, помощники учителя собирают их и переносят на пустые незаполненные места в изразцовой печи. Идёт процесс любования и обсуждения работ.
Критерии оценки:
Выразительность – уровень школьников по владению художественным материалам;
творчество – уровень творческого индивидуального подхода в сюжете и композиции;
навык – нанесение мазка с тенями.