Цели урока:
– знакомство с буквой к;
– чтение слогов, слов с буквой к;
– развитие внимания, мышления, памяти, мелкой моторики.
Оборудование: азбучки, карточки с наждачными буквами, карточки – силуэты птичек с буквами, индивидуальные таблички с заданием, ноутбук, диск с презентацией к занятию.
Ход урока
Основная часть.
1. Знакомство с буквой к.
Отгадайте загадку.
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик)
Назовите первый и последний звуки в слове кузнечик. (звук к)
Звуки [к], [кь] на бумаге обозначаем буквой к.
2. Наждачные буквы на каждого ребёнка. Дети держат карточку правши – левой рукой, а правой указательным пальцем проводят по наждачной букве несколько раз. Левши правой рукой держат карточку, указательным пальцем левой руки проводят по наждачной букве.
3. В альбоме дети обводят предметы: карандаш и кита, заштриховывают их по образцу. Обводят под каждым из этих предметов шаблоны буквы к, раскрашивают их: под карандашом синим цветом, потому что в слове карандаш твёрдый согласный к. Под китом – зелёным цветом, потому что в слове кит мягкий согласный к.
4. Азбучки:
– Это кто? (кобра). Кобра – это кто? ( Кобра – это змея) Назовите первый звук в слове кобра. (Звук к) Буква к похожа на кобру.
– Это что? ( корень) Корень – это что? ( Корень – это часть растения) Назовите первый звук в слове корень.(Звук к) Буква к похожа на корень.
– Это кто? (краб). Краб – это кто? ( Краб – это животное) Назовите первый звук в слове краб.( Звук к) Буква к похожа на краба.
– Это что? (карандаши) ).Карандаш – это что? ( Карандаш – это учебная вещь) Назовите первый звук в слове карандаши.( Звук к) Буква к похожа на карандаши.
– Это кто? (клоун). Клоун – это кто? (Клоун – это профессия ) Назовите первый звук в слове клоун.( Звук к) Буква к похожа на клоуна.
– Кузнец стоит,
как буква к.
Сноп искр летит
до потолка.
Кузнец куёт подковки –
Для лошади –
Обновки.
Буква к похожа на стоящего кузнеца.
– Кто знает, что это за слово – кузнец? (кузнец – это профессия)
5. Чтение слогов с буквой к.
6. Чтение слов с буквой к.
Читаем по указке. Чтение слов с объяснением.
Кит – это кто? Кит – это самое большое животное на земле. Кит – животное, потому что он дышит лёгкими. Чтобы вдохнуть воздух, он каждый раз всплывает на поверхность океана. А рыбы дышат жабрами. Воздух они получают из воды, которая омывает их жабры.
Читаю стихотворение Б. Заходера
Всю жизнь в воде проводит кит,
Хотя он и не рыба.
Он в море ест и в море спит,
За что ему – спасибо:
Тесно было бы на суше
От такой огромной туши!
Тапки – это что? ( Тапки – это обувь)
Паук – это животное, у него 8 ног.
Пауки – это кто? (Пауки – это много пауков)
7. Пальчиковая гимнастика. “Паучок”
Паучок вверх ползёт,
Паутинку плетёт.
Паутинка хоть тонка,
Крепко держит паучка.Указательный палец правой руки прижимается к большому пальцу левой руки.
Большой палец правой руки прижимается к указательному пальцу левой руки.
Указательный палец правой руки и большой палец левой руки отодвигаются и поворачиваются, смыкаясь вверху.
Большой палец правой руки и указательный палец левой руки размыкаются, поворачиваются и смыкаются вверху.
(Паучок, плетя паутину, поднимается вверх)Паучок вниз ползёт,
Паутинку плетёт.
Паутинка хоть тонка,
Крепко держит паучка.Указательный палец правой руки прижимается к большому пальцу левой руки.
Большой палец правой руки прижимается к указательному пальцу левой руки.
Большой палец правой руки и указательный палец левой руки размыкаются, поворачиваются и смыкаются внизу.
Указательный палец правой руки и большой палец левой руки отодвигаются и поворачиваются, смыкаясь внизу
(Паучок, плетя паутину, спускается вниз)
8. Чтение слов с объяснением.
Утка – это кто? (Утка – это птица)
Пикап – это что? (Пикап – это машина)
Кап – кап – это капает вода.
9. На мониторе таблица.
– Найди друзей паука. Читать можно по вертикали и по горизонтали (показываю)
(Друзей у паука 6: по горизонтали – 4 и по вертикали – 2)
10. Почти слово, составь с этим словом предложение.
Купит. ( Мама купит…)
Кипит. ( Кипит суп….)
Катит. ( Мама катит ребёнка в коляске)
11. Что лишнее? Почему? (Лишняя буква и, потому что она – гласная, а все остальные буквы согласные.)
12. Пирамида. Подбери слово к схеме. Примерные слова к схеме.
Как, кок.
Клок, крик. крюк
Котик, комок, кубик
Клубок, кролик, кустик, клювик, крючок, коврик
Колобок, коробок, колосок, карасик,
13. Физкультминутка.
Очень трудно так стоять,
Руки в стороны держать.
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.Встать на одну ножку,
Руки в стороны.Очень трудно так стоять,
Руки в стороны держать.
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.Встать на другую ножку,
Руки в стороны.
14. Выкладывание слов из букв. Буквы на силуэтах птиц. Каждому ребёнку конверт с определённой птицей, не встречающейся ни у кого.
Сели птички дружно в ряд
И словечки говорят.
15. Чтение предложений. Правила:
– Первое слово в предложении пишем с большой буквы.
– Между словами в предложении расстояния .
– В конце предложения ставим точку.
16. Заполни таблицу. Прочти слово, нарисуй предмет.
тапки | утка | пауки |
кит | паук | пикап |
17. Итог занятия.
– Что понравилось на занятии?
– Что не понравилось на занятии?
Литература.
- Занимательное азбуковедение: /Сост. В. Волина, М.; Просвещение. 1991. – 368с.
- Коноваленко В. В. , Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подгтовитеной группе для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием. –М,: “Гном – Пресс”, 1999, 80 с.
- Толоконников Н. Н. Азбука. Учебное пособие, – М,: Издательство “Дидакт”, 1994, – 32 с.
- Саша Чёрный Живая азбука. Ю. А. Якушина оформление, иллюстрации, Издательство “Педагогика – Пресс” 1995 М.
- Азбука. Художник Эка Валева Издание газеты “Московский комсомолец” и РИА “О КЕЙ” М. 1995.
- Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М; ВАКО, 2005 – 176 с.