Цели и задачи урока:
Образовательные:
- Повторить и обобщить правописание слов с безударной гласной в корне слова;
- Учить распознавать на слух безударные гласные.
Развивающие:
- Развивать у детей самостоятельность, самоконтроль и самооценку, интеллект, внимание.
- Способствовать обогащению словаря и письменной речи.
Воспитательная:
- Прививать интерес и любовь к русскому слову.
- Вырабатывать привычку делового сотрудничества, толерантности и самоконтроля за поведением во время работы на уроке.
ТИП УРОКА: урок обобщения знаний.
Форма проведения урока: комбинированный.
Методы: информационно-рецептивный, эвристический, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный.
Оборудование: учебник “Русский язык” 1 часть для 3класса, авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, листок настроения, карточки с дифференцированными заданиями, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайд)
1. – Сейчас урок русского языка. Прошу всех встать и повернуться лицом к гостям. Улыбнитесь друг другу. Протяните руки вперёд ладошками вверх навстречу гостям. Пошлите всем лучики добра, тепла, солнца, радости. Так человек творит в себе Солнце.
Это сделали только что и вы.
– Повернитесь, пожалуйста, лицом к доске. Тихонько сядьте, возьмите листок настроения. (Слайд)
– Поставьте цифру 1 около лица с соответствующим для вас настроением перед уроком, а в конце урока вы поставите цифру 2.
2. Сегодня урок у нас будет необычный. Я предлагаю вам совершить путешествие в замечательную и великую страну русского языка. И отправимся мы с вами (слайд) в гости к старому и мудрому дедушке Корню.
II. Запись числа, классной работы.
– Давайте запишем время и место нашего путешествия. – А что такое КОРЕНЬ?
– Как вы думаете, почему он самый главный?
– Могут ли слова существовать без КОРНЯ?
Тяжело живётся дедушке Корню. Дел у него очень много. Правит в своей стране мудро и справедливо. И все спешат к нему за советом. Нет у него ни одной свободной минуты. Все жители страны русского языка почитают его и выполняют все его правила!
С одним из них мы и будем сегодня работать. А с каким, вы узнаете, преодолев первое испытание.
III.
Словарная работа (слайд )1. Мы подошли к воротам первого дома. Но ворота закрыты. (Слайд) А открыть их нам помогут ваши знания. Слова у нас на экране.
- Прочитайте слова.
- Что можно про них сказать.
- Что это за слова? (слова из словаря, с непроверяемыми орфограммами) Слайд
пр.вет
в.кзал
кв.ртира
д.льфин
.зык
2. Запишите в тетрадь, через запятую, вставляя пропущенную букву и подчеркните ее.
3. Проверьте получившийся ряд букв: и, о, а, е, я (Слайд). Запишите их каллиграфически правильным подчерком всю строку.
IV. Сообщение темы урока.
– Прочитайте еще раз буквы.
– Чем они интересны? ( В безударном положении требуют проверки.)
– Как проверить безударную гласную? (Чтоб развеять все сомнения гласный ставь под ударение.)
– Назовите сами тему урока. (Безударные гласные в корне слова. ) Слайд
– Совершенно верно, мы будем обобщать умение писать слова с безударной гласной в корне и проверять их. Ну, вот ворота и открылись, перед нами владения дедушки Корня. Слайд
V. Актуализация знаний.
1. – Давайте повторим алгоритм написания
безударной гласной в корне. (Слайд)
– Разберем по алгоритму словосочетания (слайд): зеленеет травка, резвая лошаденка (разбор слов по алгоритму на доске).
Дети. З.л.неет травка – в слове “зеленеет” ударение падает на 3 слог, в корне слова две безударных гласных, значит подбираем два проверочных слова: зелень, зеленый. Вставим две буквы “е”, обозначим орфограмму.
Резвая л.ш.денка – в слове “лошаденка” ударение падает на 3 слог, в корне слова две безударных гласных, значит подбираем два проверочных слова: лошадь, лошадка. Вставим букву “о” и букву “а”, обозначим орфограмму.
2. Комментированное письмо.
– Составьте по картинке предложения, используя слова с безударными гласными в корне. Давайте запишем это предложение.
– Молодцы, хорошо справились с заданием.
3. – А теперь следующее испытание от дедушки Корня. Он предлагает применить это правило в игре “Подбери проверочное слово”. Надо к проверяемым словам из левого столбика подобрать проверочные слова из правого столбика.
– Молодцы, хорошо справились с заданием.
VI
. Физминутка.Ручки к солнцу протяните, улыбнитесь, потянитесь.
Здравствуй, солнышко!
А теперь попробуйте поймать солнечный лучик, и он вам принесёт удачу и укажет путь к дедушке Корню.
VII. Самостоятельная работа в парах.
– Теперь для вас следующее испытание. (Слайд). Перед вами две строчки слов. Первая строчка – для 1 варианта, 2 – для второго. Вставьте пропущенные буквы, переписав слова в тетрадь, помогая друг другу в парах:
1 вариант. Х.л.да, в.ч.рок, д.р.гой, ст.рик, с.л.вьиный.
2 вариант. З.л.той, д.ш.визна, в.л.сок, м.лыш, с.к.линый.
– А теперь сверим со слайдом.
Вывод: – Быстро, оперативно справились с работой.
VIII. Дифференцированная работа.
А) – И вот, тропинка привела нас дальше. (Слайд ) Ребята, дедушка Корень приготовил для каждого из вас задания. Ознакомьтесь и приступайте к их выполнению самостоятельно в тетради.
Карточка 1.
Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова, выделить орфограммы.
Рудакова Е.В. 228-113-968
В…т…рок – ……, гр..знуля. – …, к…л …сок – ….., г…в…рит – ….., уг..сает – ….., сп..шит – …., м…л…тилка – ….., з…леный – ……
Карточка 2.
Спиши. Вставь пропущенные буквы. Напиши вместо точек подходящие по смыслу слова.
П.л.сатый …., б.р.датый …., г.л.вная …., заг.р.дный …., …. в.ч.рок, …… к.л.сок, …. г.л.сок, …. д.р.вушка.
Карточка 3.
Найдите слово с безударной гласной в корне слова, в скобках напиши проверочное.
На лесных полянах показались золотые лисички.
Б) Самостоятельная работа.
В) Поменяйтесь тетрадями и проверьте.
IX. Выборочный диктант.
– Идём дальше. (Слайд ) Перед нами течёт река, но непростая река, а река Ошибок. Чтобы перебраться через мост, ошибки надо нам исправить.
У книг своя жизнь. Они тоже с гадами могут балеть, если их не содиржать в честоте, типле, и порядке. Жучки, плесень и грязь губят книги.
- Какие ошибки вы здесь встретили?
- Давайте исправим ошибки (объяснения детей)
- А теперь запишем предложение, в котором есть ошибки под диктовку. Только слово “они” я заменю словом “книги”. – Книги тоже с годами могут болеть, если их не содержать в чистоте, тепле и порядке.
- После урока я проверю все работы и поставлю оценки.
– Какая самая главная мысль этого текста? А почему книги надо беречь?
– Ребята, а можно ли назвать книги корнем нашей жизни? Почему?
X. Итог урока.
– Итак, свершилось волшебство, открываются ворота и нас встречает этот удивительный, добрый и очень мудрый дедушка Корень, без которого жизнь в стране русского языка была бы совершенно беспорядочной. Корень правит, корень судит, корень одобряет и осуждает. Без корня, наверное, и мы бы жить с вами не смогли.
“О корне” подготовленные ученики: (слайд)
– Когда говорят о важном, о главном, иногда употребляют слово “корень”.
– Например, если речь идёт о причине чего-то плохого, скажут “корень зла”
– О серьёзных ошибках – “это в корне неправильно”
– Если что-то надо основательно переделать, говорят о “коренной переработке, коренной перестройке”
– “Смотри в корень!” или “Зри в корень!” – значит, выдели самое главное!!
– А без каких правил, мы с вами не можем обойтись уже сейчас, учась в третьем классе?
Безударный в корне – хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.
XI. Домашнее задание.
С. 78 упр. 118.
XII. Рефлексия.
– Поставьте цифру 2 около лица с соответствующим для вас настроением сейчас. Посмотрим, изменилось ли оно? Я рада, если вам стало весело.