Цель:
повторить и закрепить знания, полученные на уроках по истории Древней Греции;Задачи:
- продолжить формирование образных представлений о занятиях, религии, культуры и войнах Древней Греции; посредством игры проверить знания учащихся;
- воспитывать интерес к далекому прошлому различных народов (в данном случае – греческого народа); чувство ответственности за свои знания, чувство коллективизма;
- применять в игре знания, умения, навыки, полученные на предыдущих уроках,
- развивать потребность в самостоятельной работе дома;
- формировать навыки работы с исторической картой;
Оборудование
: карта «Древняя Греция»; учебные картины: «Акрополь», «В ремесленной мастерской», «Афинская агора», «Саламинский бой», «Порт Пирей»; карточки с заданиями; специальные карточки и конверты с заданиями по культуре, войнам, хозяйственной жизни и религии Древней Греции;Ход урока
I. Организационный момент
Тема нашего урока: Закрепление изученных тем по разделу: «Древняя Греция».
Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие по Древней Греции. Целью нашего
путешествия будет повторение и закрепление знаний по истории Древней Греции, ее
политическому устройству, культурно-историческому наследию. Закрепим умения
работать с исторической картой, логически мыслить, уметь делать выводы,
составлять рассказ по картине, знать даты и термины. На чем мы будем
путешествовать вы сейчас узнаете, если выполните такое задание.
1. Разминка
Соотнести даты и события.
(На доске висит картина с обратной стороны нарисован корабль, с другой – таблица с заданиями. Дети по одному выходят и выбирают любой вопрос, прикрепляя ответ на картинку, чтобы потом ее перевернуть и увидеть корабль.)
Вопросы на которые надо ответить.
Марафонская битва | Простой народ по-гречески называется? | Сосуд для вина и масла | Пифос | Саламинская битва | Агора |
Около 1200 г до н.э. | Военные корабли с тремя рядами вёсел | Начало Олимпийских игр | По-гречески военачальник | Школа в которой занимались борьбой, бегом, прыжками, метанием копья и диска | По-гречески «захваченные» |
Ответы на эти вопросы.
490 г до н.э | демос | амфора | Глиняная бочка для хранения зерна | 480 г до н.э | Главная площадь Афин |
Троянская война | триеры | 776г до н.э | стратег | палестра | илоты |
Проверка.
Открываем рисунок, что вы видите? (Греческий корабль)
Вот на этом корабле мы и отправимся в путешествие по Греции.
Следующее задание (вывешивается карта).
II. Работа по карте
1. Покажите, где находится Греция? Другое название Греции? (Эллада жители–
эллины)
2. На какие части делится Греция? (Ответы детей.)
3. Покажите греческие города: Афины, Марафон, Спарта, Олимпия, Фивы.
Молодцы! Мы выяснили , где находится Греция, смело можем плыть. На всем пути мы будем делать остановки и выполнять задания. Задания находятся в конвертах по темам: « Религия Древней Греции», «Культура Древней Греции», «Мифы Древней Греции».
В каждой теме содержатся вопросы на которые надо отвечать. Кто знает ответ, поднимает руку и отвечает при этом получает за правильный ответ жетон. В конце урока посчитаем , и я вам выставлю оценки.
III. Задания по теме «Религия Древней Греции»
(Учитель читает вопросы, учащиеся отвечают.)
1. Ясный безоблачный день. Вдруг небо закрыла тяжёлая, тёмная туча, засверкали молнии, загремел гром. Кто из богов посылает эти молнии? (Поднять табличку с цифрой правильного ответа – Зевс)
2. Плывут на корабле греческие мореходы. Хмурится небо, поднимается сильный ветер. Море, прежде спокойное, становится неузнаваемым… Люди в ужасе: они чем-то прогневали бога… Какого? (Посейдон)
3. А на этого бога как-то рассердился Зевс и так толкнул его, что тот полетел вверх тормашками с Олимпа и навсегда остался хромым. (Гефест)
4. Эта богиня по преданию греков родилась из пены морской, и именно она получила яблоко с надписью «Прекраснейшей» от греческого юноши Париса. (Афродита)
5. Это очень весёлый бог. В честь него греки устраивали дважды в год праздники с песнями и танцами, вино лилось рекой. (Дионис).
6. Кто из героев мифов мог бы так сказать: «Обманом разлучили меня с любимой дочерью! Так пусть же завянут все цветы, засохнут все деревья и выгорит трава! Верните мне дочь!» (Мать Персефоны богиня земледелия Деметра)
7. Кто из героев мифов мог бы так сказать: «Афиняне, я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мои старые глаза ослепли, чем видеть этот страшный цвет парусов! Мой сын погиб… Будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу!» (Царь Эгей, в честь его названо Эгейское море)
Молодцы! Задание выполнили, следуем дальше.
IV. Задания по теме «Культура Древней Греции»
Слушайте вопросы, вывешивается картина, греческий театр.
1. О чем рассказывает поэма Гомера «Одиссея». (О подвигах Одиссея)
2. Расскажите, как возникли театральные представления. (Его зарождение
связано с празднествами в честь бога Диониса– покровителя виноделов.)
3. Назовите виды состязаний на Олимпийских играх в Древней Греции.
(Пятиборье: 1 – бег, 2 – прыжки в длину. 3 – метание копья, 4 – метание диска, 5
– борьба.)
4. В греческом театре было два главных вида представлений-каких? (Трагедия
и комедия)
5. В Греции были школы для девочек? (Нет, их учили дома грамоте, письму,
танцам, а главное домоводству.)
6. Металлическая или костяная палочка для письма называется… (стиль)
7. Отец истории. (Геродот)
V. Задания по теме: «Мифы Древней Греции»
Дети должны дома подготовить самостоятельно миф и разыграть его.
Миф о Дионисе и морских разбойниках (стр.131)
Миф Ахиллесова пята (стр.121)
VI. Блиц-опрос
Ещё одно испытание мы должны пройти. Надо ответить за 1 минуту на вопросы. За каждый правильный ответ– жетон.
1) Автор «Илиады». (Гомер)
2) Кому запрещали присутствовать на олимпийских играх? (Женщинам)
3) Кто не платил налоги в Афинах? (Граждане)
4) Величайший скульптор Древней Греции. (Фидий)
5) Автор комедии «Птицы». (Аристофан)
6) Рыночная площадь. (Агора)
7) Южная Греция. (Пелопоннес)
8) Игры в честь Зевса. (Олимпийские)
9) Место для зрелищ. (Театр)
10) Раб, сопровождающий ребенка в школу. (Педагог)
11) Афинянин, освободивший греков от долгового рабства. (Солон)
Молодцы, и это задание выполнили.
VII. Расшифруй карту
(Дети выходят к карте и показывают объекты.)
Карточки для команды 1.
– Остров, в лабиринте которого сражался Тесей с Минотавром. (Крит).
– Город, с которым воевали греки из-за Елены Прекрасной. (Троя).
– Море, названное в честь мифического царя, бросившегося в него со скалы.
(Эгейское).
Карточки для команды 2.
– Остров, правителем которого был Одиссей. (Итака).
– Здесь находится «жилище богов». (Гора Олимп).
– Место проведения любимых спортивных праздников греков. (Олимпия).
VIII. Итог урока
Молодцы мы прошли испытания, а теперь чтобы вернуться обратно, давайте подведём итоги нашего урока.
– Прочно ли вы усвоили материал?
– Довольны своими ответами?
Какие задания понравились?
IX. Домашнее задание
Всем детям карточки. Выставляются оценки.
Повторить все изученные даты и термины всем.
Индивидуально выполнить задание по тетради.
Разгадать кроссворды.