Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Однако в реальной жизни это не всегда и не всеми осознается с достаточной глубиной и ответственностью. Все чаще и чаще исследователи, занимающиеся изучением проблем современной семьи, отмечают падение ее педагогического потенциала и престижа семейных ценностей, увеличение числа разводов, преступности в сфере семейно-бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам, насилию из-за неблагополучных семейных союзов.
Говорить о семейном неблагополучии и просто, и сложно, одновременно, потому, что формы, причины неблагополучия довольно многообразны.
Основные причины семейного неблагополучия:
- социально-экономическая
Известный детский психиатр М.И. Буянов считает, что все в мире относительно – и благополучие, и неблагополучие. При этом семейное неблагополучие он рассматривает как создание неблагоприятных условий для развития ребенка. «Неблагополучная семья – это не синоним асоциальной семье. Существует множество семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать нельзя, но для конкретного ребенка это семья будет неблагоприятной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребенка, усугубляющие его отрицательное эмоционально-психическое состояние, поэтому только система отношений «семья-ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная. Именно душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия», подчеркивает М.И. Буянов.
Деятельность педагога-психолога в образовательных учреждениях
направлена на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников в процессе воспитания и обучения (прим. Должностная инструкция педагога-психолога от 26.08.2010 № 761н).
Главной целью своей деятельности во взаимодействии с семьей «группы риска», а именно с «неблагополучной семьей» считаю сохранение семьи, т.е. решение проблем и взрослых и детей, а не обвинение и наказание. При построении системной работы с семьей, например, с родительской некомпетентностью, проблема станет не мишенью для осуждения, а объектом для совместной работы. Родители становятся участниками взаимодействия и наравне со специалистом «реабилитируют» свои семьи.
Одной из проблем в дошкольных учреждениях считаю отсутствие специалиста по работе с семьей – социального педагога. Данный специалист обладает большими полномочиями и устойчивой нормативно-правовой базой в работе с семьями «группы риска». На сегодняшний день вся ответственность за качество, эффективность поддержки семей «группы риска» ложится на плечи команды специалистов учреждения (педагога-психолога, воспитателя, медицинского работника, администрации). При этом специалисты должны уметь:
- грамотно диагностировать состояние семьи;
- владеть разнообразными технологиями работы с семьей данной категории, своевременно и правильно их применять;
- соблюдать основные принципы работы:
– принцип индивидуального подхода – реализуется с учетом индивидуальных
особенностей семьи
– принцип законности – предусматривает соблюдение требований законодательства в
работе с семьей.
– принцип комплексности – предполагает реализацию системного подхода в работе с
семьей.
– принцип взаимодействия – определяет порядок работы с семьей всех компетентных
структур.
– принцип ответственности – предусматривает ответственность конкретных
исполнителей (в том числе и самих членов семьи).
Только при выполнении этих требований, а также при творческом подходе к решению проблем детей и их родителей результаты работы с семьей будут положительными.
В социально-психологической работе с семьей «группы риска» нет одной технологии, подходящей для решения трудностей всех семей. Диагностика на основе методики «Оценка риска и возможностей» позволяет составить более точное представление о потребностях, индивидуальных личностных особенностях членов семьи, ценностных ориентациях. На основе полученной информации осуществляется дифференциация семей, позволяющая разработать стратегию и тактику работы в отношении конкретной семьи, обеспечить адресность и результативность психосоциальной поддержки и помощи.
Результаты диагностики позволили четко сформулировать определение «неблагополучная семья» и с учетом доминирующих факторов разделить на группы.
«Неблагополучная семья» – семья, в которой обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные» дети. Неблагополучная семья порождает насилие (физическое, психическое или эмоциональное, сексуальное).
1 группа (открытая форма неблагополучия):
Конфликтная семья:
– социально-психологические проблемы родителей (высокое эмоциональное
напряжение, наличие психологического (физического) насилия, психосоматические
расстройства, пассивность, нарушение единства требований, конфликтность.
– проблемы детей (психологическая травма, невроз, астенический синдром,
демонстративное поведение).
Дисфункциональная семья с алкогольной и наркозависимостью.
– социально-психологические проблемы родителей (эмоциональная
неустойчивость, неадекватная самооценка, склонность ко лжи, агрессивность,
наличие разных форм насилия).
– проблемы детей (страхи, тревожность, нарушение коммуникативной компетентности,
обидчивость, враждебность, негативизм).
Малообеспеченная семья.
– социально-психологические проблемы родителей (беспокойство, тревога,
озлобленность, социальная пассивность, эмоциональная скупость).
– проблемы детей (зависть, злость, агрессия, ложь и фантазирование, чувство
вины, хитрость).
2 группа (скрытая форма неблагополучия) с недостатком воспитательных ресурсов:
Неполная семья:
– социально-психологические проблемы родителей (одиночество, агрессивность,
неустойчивое настроение, нарушение коммуникативной компетентности)
– проблемы детей (дезадаптации, низкий уровень социального и умственного
интеллекта)
Многодетная семья:
– социально-психологические проблемы родителей (страхи потери, тревога,
эмоциональная нестабильность, закрытость, жертвенность, перенос
ответственности);
– проблемы детей (потребительская позиция, проблемы организованности, недостаток
любви, непринятие ответственности).
На основе анализа методического инструментария, собственного опыта работы, мною разработана четкая структура (блоки) психолого-педагогического сопровождения семьи «группы риска»:
Блок №1 Психолого-педагогическая поддержка ребенка:
– развитие коммуникативных навыков ребенка;
– формирование мотивационно – волевой сферы личности ребенка;
– развитие навыков продуктивного взаимодействия с родителями;
Блок № 2 Психолого-педагогическая образовательная поддержка родителей:
– развитие родительских навыков;
– развитие способности понимать потребности и способности детей;
– обучение продуктивным способам разрешения семейных конфликтов;
– развитие навыков продуктивного взаимодействия с детьми.
Блок № 3 Деятельность по налаживанию позитивного семейного взаимодействия:
– расширение сети социальных контактов семьи;
– стимулирование позитивной социальной активности семьи через вовлечение в
деятельность «Клуб для родителей»;
– создание условий для развития функциональных стереотипов семейного
взаимодействия.
Блок № 4 Мониторинг семейной динамики:
– исследование исходного состояния семейной системы и психологических
особенностей детей;
– выделение функциональных и дисфункциональных характеристик семейной системы;
– отслеживание изменений функциональных и дисфункциональных характеристик
семейной системы.
Создание банка данных на основе социально – педагогического мониторинга позволяет мне своевременно обеспечить необходимыми данными педагогов, администрацию с целью успешного и эффективного взаимодействия с семьей воспитанника.
Социально-педагогический мониторинг семьи – это система периодического сбора, обобщения анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе определенных стратегических решений. В основу данной системы легла разработка «Социального паспорта воспитанника и его семьи» (Приложение 1), цель:
– создание банка данных родителей, а также детей, оставшихся без попечения
родителей;
– выявление семей “группы риска”, семей нуждающихся в
медико-психолого-социальной помощи, правовой защите и своевременное оказание им
данной помощи;
– профилактика предупреждения различных форм семейного насилия и жестокого
обращения с ребенком;
– своевременное информирование органов внутренних дел, комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав о выявленных семьях,
– помощь педагогу в составлении педагогической характеристики воспитанника для
предъявления в органы внутренних дел, Центра защиты детей (по запросу);
– укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность
родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и развития ребенка
через совместное творческое включение их в педагогический процесс.
Следующим шагом выступает определение реабилитационного инструментария, необходимого в работе с той или иной семьей. Для каждой категории семей необходимо подбирать адекватные способы воздействия в зависимости от их воспитательного потенциала. Выделяю 2 уровня по глубине и сложности работы с семьей «группы риска»:
1 уровень ориентирован на все семьи «группы риска» и включает в себя:
– первичная диагностика семьи (сбор информации)
– консультирование (педагогическое, психологическое, медицинское)
– просвещение (информирование родителей, детей)
– первичная медицинская помощь
– профилактические мероприятия
2 уровень ориентирован на наиболее сложные случаи, кода семье требуется комплексная помощь специалистов в рамках города:
– углубленная диагностика
– коррекционная развивающая работа (для детей)
– психологическое консультирование (для родителей)
– психотерапевтическое консультирование (помощь в определении ребенка к
специалистам).
Опыт работы и богатый материал, накопленный в детской возрастной психологии, помогает мне четко и быстро координировать деятельность в работе с семьями «группы риска» со всеми заинтересованными организациями города (образовательными, КГБУЗ ККПНД № 5 (психоневрологическим диспансером) г. Норильска, Центром защиты детей, инспекцией по делам несовершеннолетних, следственным отделом).
Семейное неблагополучие, о котором сейчас шла речь, для любого человека не является открытием, потому что в той или иной форме оно встречается в каждой семье. Многим удается справиться с проблемами, дестабилизирующим семейную обстановку, сохранить семейный союз.
Угрожающим явлением, которое широко распространилось в современных российских семьях, стало жестокое обращение с детьми. Корни большинства проблем личности, особенно в период ее становления, следует искать в семье. Поэтому надо что-то менять в самой семье и в отношении общества к ней, обратив особое внимание на формирование прочных нравственных связей между родителями и детьми, на создание в семье атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной сопричастности друг другу. Только тогда семья станет для ребенка не только источником и основой психологического благополучия, но и эталоном создания своей собственной семьи в будущем.
Список литературы:
- Микляева Н.В. «Работа педагога-психолога в ДОУ», методическое пособие, М.: Айрис-пресс, 2005.
- Газета «Школьный психолог» № 5, 2011 г., Издательский дом «Первое сентября».
- Захарова А.И. «Как предупредить отклонения в поведении ребенка», Москва,1993.
- «Психосоциальная поддержка семей «группы риска». Пособие для психологов и социальных работников, Консорциум «Социальное здоровье России. Москва,2005.
- Целуйко В.М. «Психология неблагополучной семьи». Книга для педагогов. М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2004.