Расширилось и усложнилось содержание деятельности по управлению образовательным учреждением. Несовершенство традиционного контроля за учебно-воспитательным процессом и информационного обеспечения управления стало очевидным. Появилась необходимость рассмотрения проблемы становления системы отслеживания качества образования повлекшая использование диагностического мониторинга в образовании, как информационной, аналитико-оценочной, контролирующей, прогностической, и корректирующей функций управления образованием по мере его усложнения.
Характерными признаками мониторинга возможно выделить:
- длительность и непрерывность изучения того или иного педагогического явления;
- систематичность и системность его отслеживания
- способность выявлять динамику изменений
Мониторинг призван выполнять многочисленные функции:
- адаптационная
- диагностическая
- интегративная
- компаративистская
- прагматическая
- формирующая
- системообразующая
Вместе с тем к числу основных функций педагогического мониторинга мы относим:
- информационную
- аналитико-оценочную
- стимулирующе-мотивационную
- контролирующую
- прогностическую
- корректирующую
Игнорирование какой-либо из этих функций приводит к снижению эффективности управленческих воздействий, принимаемых на основе мониторинговой информации, так как она теряет системность, свою прогностическую или стимулирующую силу.
Мониторинг - сложное явление - система, процесс. Как система мониторинг представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: цели его роведения , объекта отслеживания, субъектов организации и осуществления мониторинга, комплекса критериев и показателей оценки, методов сбора информации. Цель - центральная нить мониторинга. Исходя из цели, выделяется комплекс критериев и показателей оценки качества образования, подбираются методы изучения, выстраивается процедура проведения мониторига.
С целью решения проблемы "диагностики" как способа управления качеством обучения и воспитания в МОУ ДОД Центре детского творчества г.Зарайск проходит апробацию система мониторинга качества образовательного процесса.
Основу педагогического мониторинга в ЦДТ составляет мониторинговая карта, которая включает в себя два модуля: "Профессиональное мастерство педагогов" и "Образовательный уровень воспитанников".
Мониторинговая карта на первом этапе определяет направления работы, отражающие образовательный процесс. Карта отражает систему методов диагностики для каждого направления, определяет исполнителей и форму фиксации результатов.
В таблице №1 отражено распределение обязанностей между исполнителями диагностики. В ней определяются номера параметров, за проведение которых несет ответственность каждый из исполнителей.
Мониторинговая карта по профессиональному мастерству педагогов
Объект мониторинга: результаты образовательного процесса и средства, которые используются для их достижения.
Цель: изучение системы и качества образовательно-воспитательного процесса в творческом объединении.
Таблица № 1
№ п/п | Ф.И.О. исполнителя | Параметры мониторинга | ||||||||||||||||
модуль I | модуль II | |||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | ||
1. | Заместитель директора по УВР | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||
2. | Методист | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * |
* означен исполнитель по направлениям мониторинг
№ | Направления мониторинга | Параметры мониторинга | Цель | Методы | Испол- нитель |
Фиксация результатов |
Модуль I: Профессиональное мастерство педагога | ||||||
1 | Организационные условия работы творческого объединения | Состояние журнала учета работы творческого объединения | Своевремен-ность и качество заполнения журнала | Проверка журнала | 1 | Оценочный лист |
2 | Планирование деятельности творческого объединения | Качество составления календарно-тематического планирования | Проверка календарно-тематического планирования | 1,2 | Оценочный лист | |
3 | Выполнение образовательной программы | Соответствие календарно-тематического планирования учебному плану образовательной программы | Полнота реализации образователь-ной программы согласно календарно-тематическому планированию | Проверка образователь-ной программы, календарно-тематического планирования | 1 | Оценочный лист |
4 | Планирование системы учебных занятий в соответствии с календарно-тематическим планированием | Качество поурочного планирования, его соответствие календарно-тематическому планированию | Проверка поурочных планов, календарно-тематического планирования | 1 | Оценочный лист | |
5 | Качество преподавания | Соответствие темы занятия цели, задачам, содержанию материала | Анализ уровня методической грамотности педагога | Наблюдение, аспектный анализ | 1,2 | Оценочный лист, экспертная карта |
6 | Тип занятия, логичность и последователь-ность этапов в его структуре, рациональность распределения времени на каждом этапе | Анализ уровня методической грамотности педагога | Наблюдение, аспектный анализ | 1,2 | Оценочный лист, экспертная карта | |
7 | Разнообразие и эффективность использования различных форм, методов и средств обучения | Анализ уровня методической грамотности педагога | Наблюдение, аспектный анализ | 1,2 | Оценочный лист, экспертная карта | |
8 | Воспитательное влияние занятия. Культура труда воспитанников, выполнение уставных требований по технике безопасности | Анализ уровня методической грамотности педагога | Наблюдение, аспектный анализ | 2 | Оценочный лист, экспертная карта |
9 | Качество преподавания | Владение педагогом навыками самоанализа занятия | Анализ уровня методической грамотности педагога | Наблюдение, комплексный анализ |
1 | Оценочный лист, экспертная карта |
10 | Содержание воспитательной работы | Планирование воспитательной работы творческого объединения | Качество планирования воспитательной работы в творческом объединении | Анализ плана воспитательной работы | 1 | Оценочный лист |
11 | Проведение воспитательных мероприятий в творческом объединении | Качество проведения воспитатель-ного мероприятия | Наблюдение, оперативный разбор | 2 | Оценочный лист | |
12 | Характер взаимоотношений педагога с воспитанниками | Определение рейтинга педагога среди воспитанников | Анкетирование | 2 | Экспертная карта | |
13 | Формы работы с родителями | Эффективность работы педагога с родителями воспитанников | Наблюдение, собеседование | 1 | Оценочный лист | |
14 | Характер взаимоотношений педагога с родителями | Определение рейтинга педагога среди родителей | Анкетирование | 2 | Экспертная карта | |
Модуль II: Образовательный уровень воспитанников | ||||||
15 | Контингент воспитанников творческого объединения | Сохранность контингента воспитанников, занимающихся в творческом объединении | Изучение уровня сохранности контингента в творческом объединении | Работа с журналом, приказами | 1 | Аналити-ческая записка |
16 | Умения и навыки воспитанников творческого объединения | Организация постоянно действующей выставки творческих работ воспитанников | Анализ уровня сформирован-ности специальных умений и навыков воспитанников | Наблюдение | 1,2 | Аналити-ческая записка |
17 | Творческие способности воспитанников | Уровень индивидуального развития воспитанников | Определение динамики развития воспитанников в творческом объединении | Тестирование | 1,2 | Аналити-ческая справка |
СИСТЕМА ОЦЕНОЧНЫХ КОМПОНЕНТОВ
Качество, направление мониторинга | Степень выраженности качества | Количество баллов |
Организационные условия работы | Состояние отчетности, журнала, программы, планирование | 3-5 |
Успешность обучения, % усвоения программы |
Полнота реализации, соответствие календарно-тематическому плану, качество знаний, педагогическое мастерство | 3-5 |
Качество преподавания | Методическая грамотность. Владение самоанализом, воспитательный компонент занятия, работа с родителями, рейтинг педагога. |
Расчет бальной оценки качеств мониторинга
- "5"- параметры мониторинга выполнены полностью дополнений и замечаний нет, проявлена творческая инициатива.
- "4" - параметры мониторинга выполнены полностью, но есть дополнения, замечания.
- "3" - параметры мониторинга вызвали ряд недочетов и замечаний, не полностью отработаны педагогические технологии и анализ, нет результативности.
- "2" - параметры мониторинга не выполнены.
- "1" - педагог требует индивидуальной работы: параметры мониторинга не выполняются, отчетность не ведется, группа не укомплектована.
Сводный оценочный лист педагогов ЦДТ мониторинговой карты
Ф.И.О. педагога | № параметра мониторинга, оценка по 5 бальной системе | Сумма баллов | ||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | ||
Уровень соответствия Сумма баллов
- Критический 20-30
- Низкий 30-40
- Удовлетворительный 40-60
- Хороший 60-80
- Высокий 80-100
Выбор критериального ядра необходим для разработки технологической компоненты мониторинга, определения параметров исследования, установки критериев оценки в системе показатель-индикатор - норма, а также - для определения направлений перспектив развития.