Педагогический мониторинг в дополнительном образовании детей

Разделы: Администрирование школы


Расширилось и усложнилось содержание деятельности по управлению образовательным учреждением. Несовершенство традиционного контроля за учебно-воспитательным процессом и информационного обеспечения управления стало очевидным. Появилась необходимость рассмотрения проблемы становления системы отслеживания качества образования повлекшая использование диагностического мониторинга в образовании, как информационной, аналитико-оценочной, контролирующей, прогностической, и корректирующей функций управления образованием по мере его усложнения.

Характерными признаками мониторинга возможно выделить:

  • длительность и непрерывность изучения того или иного педагогического явления;
  • систематичность и системность его отслеживания
  • способность выявлять динамику изменений

Мониторинг призван выполнять многочисленные функции:

  • адаптационная
  • диагностическая
  • интегративная
  • компаративистская
  • прагматическая
  • формирующая
  • системообразующая

Вместе с тем к числу основных функций педагогического мониторинга мы относим:

  • информационную
  • аналитико-оценочную
  • стимулирующе-мотивационную
  • контролирующую
  • прогностическую
  • корректирующую

Игнорирование какой-либо из этих функций приводит к снижению эффективности управленческих воздействий, принимаемых на основе мониторинговой информации, так как она теряет системность, свою прогностическую или стимулирующую силу.

Мониторинг - сложное явление - система, процесс. Как система мониторинг представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: цели его роведения , объекта отслеживания, субъектов организации и осуществления мониторинга, комплекса критериев и показателей оценки, методов сбора информации. Цель - центральная нить мониторинга. Исходя из цели, выделяется комплекс критериев и показателей оценки качества образования, подбираются методы изучения, выстраивается процедура проведения мониторига.

С целью решения проблемы "диагностики" как способа управления качеством обучения и воспитания в МОУ ДОД Центре детского творчества г.Зарайск проходит апробацию система мониторинга качества образовательного процесса.

Основу педагогического мониторинга в ЦДТ составляет мониторинговая карта, которая включает в себя два модуля: "Профессиональное мастерство педагогов" и "Образовательный уровень воспитанников".

Мониторинговая карта на первом этапе определяет направления работы, отражающие образовательный процесс. Карта отражает систему методов диагностики для каждого направления, определяет исполнителей и форму фиксации результатов.

В таблице №1 отражено распределение обязанностей между исполнителями диагностики. В ней определяются номера параметров, за проведение которых несет ответственность каждый из исполнителей.

Мониторинговая карта по профессиональному мастерству педагогов

Объект мониторинга: результаты образовательного процесса и средства, которые используются для их достижения.

Цель: изучение системы и качества образовательно-воспитательного процесса в творческом объединении.

Таблица № 1

№ п/п Ф.И.О. исполнителя Параметры мониторинга
модуль I модуль II
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
1. Заместитель директора по УВР * * * * * * *   * *     *   * * *
2. Методист   *     * * * *     * *   *   * *

* означен исполнитель по направлениям мониторинг

Направления мониторинга Параметры мониторинга Цель Методы Испол-
нитель
Фиксация результатов
Модуль I: Профессиональное мастерство педагога
1 Организационные условия работы творческого объединения Состояние журнала учета работы творческого объединения Своевремен-ность и качество заполнения журнала Проверка журнала 1 Оценочный лист
2 Планирование деятельности творческого объединения Качество составления календарно-тематического планирования Проверка календарно-тематического планирования 1,2 Оценочный лист
3 Выполнение образовательной программы Соответствие календарно-тематического планирования учебному плану образовательной программы Полнота реализации образователь-ной программы согласно календарно-тематическому планированию Проверка образователь-ной программы, календарно-тематического планирования 1 Оценочный лист
4 Планирование системы учебных занятий в соответствии с календарно-тематическим планированием Качество поурочного планирования, его соответствие календарно-тематическому планированию Проверка поурочных планов, календарно-тематического планирования 1 Оценочный лист
5 Качество преподавания Соответствие темы занятия цели, задачам, содержанию материала Анализ уровня методической грамотности педагога Наблюдение, аспектный анализ 1,2 Оценочный лист, экспертная карта
6 Тип занятия, логичность и последователь-ность этапов в его структуре, рациональность распределения времени на каждом этапе Анализ уровня методической грамотности педагога Наблюдение, аспектный анализ 1,2 Оценочный лист, экспертная карта
7 Разнообразие и эффективность использования различных форм, методов и средств обучения Анализ уровня методической грамотности педагога Наблюдение, аспектный анализ 1,2 Оценочный лист, экспертная карта
8 Воспитательное влияние занятия. Культура труда воспитанников, выполнение уставных требований по технике безопасности Анализ уровня методической грамотности педагога Наблюдение, аспектный анализ 2 Оценочный лист, экспертная карта

 

9 Качество преподавания Владение педагогом навыками самоанализа занятия Анализ уровня методической грамотности педагога Наблюдение,

комплексный анализ

1 Оценочный лист, экспертная карта
10 Содержание воспитательной работы Планирование воспитательной работы творческого объединения Качество планирования воспитательной работы в творческом объединении Анализ плана воспитательной работы 1 Оценочный лист
11 Проведение воспитательных мероприятий в творческом объединении Качество проведения воспитатель-ного мероприятия Наблюдение, оперативный разбор 2 Оценочный лист
12 Характер взаимоотношений педагога с воспитанниками Определение рейтинга педагога среди воспитанников Анкетирование 2 Экспертная карта
13 Формы работы с родителями Эффективность работы педагога с родителями воспитанников Наблюдение, собеседование 1 Оценочный лист
14 Характер взаимоотношений педагога с родителями Определение рейтинга педагога среди родителей Анкетирование 2 Экспертная карта
Модуль II: Образовательный уровень воспитанников
15 Контингент воспитанников творческого объединения Сохранность контингента воспитанников, занимающихся в творческом объединении Изучение уровня сохранности контингента в творческом объединении Работа с журналом, приказами 1 Аналити-ческая записка
16 Умения и навыки воспитанников творческого объединения Организация постоянно действующей выставки творческих работ воспитанников Анализ уровня сформирован-ности специальных умений и навыков воспитанников Наблюдение 1,2 Аналити-ческая записка
17 Творческие способности воспитанников Уровень индивидуального развития воспитанников Определение динамики развития воспитанников в творческом объединении Тестирование 1,2 Аналити-ческая справка

СИСТЕМА ОЦЕНОЧНЫХ КОМПОНЕНТОВ

Качество, направление мониторинга Степень выраженности качества Количество баллов
Организационные условия работы Состояние отчетности, журнала, программы, планирование 3-5
Успешность обучения,
% усвоения программы
Полнота реализации, соответствие календарно-тематическому плану, качество знаний, педагогическое мастерство 3-5
Качество преподавания Методическая грамотность. Владение самоанализом, воспитательный компонент занятия, работа с родителями, рейтинг педагога.  

Расчет бальной оценки качеств мониторинга

  • "5"- параметры мониторинга выполнены полностью дополнений и замечаний нет, проявлена творческая инициатива.
  • "4" - параметры мониторинга выполнены полностью, но есть дополнения, замечания.
  • "3" - параметры мониторинга вызвали ряд недочетов и замечаний, не полностью отработаны педагогические технологии и анализ, нет результативности.
  • "2" - параметры мониторинга не выполнены.
  • "1" - педагог требует индивидуальной работы: параметры мониторинга не выполняются, отчетность не ведется, группа не укомплектована.

Сводный оценочный лист педагогов ЦДТ мониторинговой карты

Ф.И.О. педагога № параметра мониторинга, оценка по 5 бальной системе Сумма баллов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     

Уровень соответствия Сумма баллов

  • Критический 20-30
  • Низкий 30-40
  • Удовлетворительный 40-60
  • Хороший 60-80
  • Высокий 80-100

Выбор критериального ядра необходим для разработки технологической компоненты мониторинга, определения параметров исследования, установки критериев оценки в системе показатель-индикатор - норма, а также - для определения направлений перспектив развития.