Урок обучения грамоте "Звуки [в] и [в'], буква В, в

Разделы: Начальная школа


Цель: Познакомить со звуками [в] и [в’], буквой В, в.

Задачи

Обучающие:

  • Познакомить детей с новым звуком [в] [в’], буквой В, в;
  • Обучить распознавать звуки [в], [в’];
  • Обучить выделять твердый и мягкий согласный звук [в], [в’].

Развивающие:

  • Развивать умение распознавать звук и букву;
  • Развивать речь;
  • Развивать логическое мышление;
  • Развивать память;
  • Развивать способности правильно формулировать свои мысли.

Воспитательные:

  • Способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения;
  • Воспитывать внимательность;
  • Формировать положительное отношение к предмету, к учёбе;
  • Формировать такие нравственные качества, как дисциплинированность, ответственность, товарищество, деликатность, вежливость, собранность;
  • Формировать умение работать в коллективе.

Оборудование: Учебник: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Федосова Н.А. "Русская азбука". – М.: Просвещение.

Ход урока

Этап I. Развитие речи

Дети рассматривают иллюстрации на стр. 72–73

– Назовите героев мультфильмов, которые изображены на рисунке? (Карлсон, Гена, Ослик, Винни-Пух, Волк, Заяц, Пяточок, Сова, Чебурашка, Сорока, Лев)

– Из каких мультфильмов эти герои? (“Ну погоди”, Винни-Пух, Чебурашка, Лев Бонифаций.)
– Во играют герои? (Они играют в футбол.)
– Кто выполняет роль судьи? (Волк выполняет роль судьи.)
– Кто забивает мяч? (Гена и Чебурашка забивают мяч.)
– Кто стоит в воротах и ловит мяч? (Дети отвечают.)

При составлении предложений выясняется, что Волк вратарь. Составляется предложение: Вратарь ловит мяч.

Этап II. Звуковой разбор

Вратарь ловит мяч.
Из первого слова вратарь, выделяется твердый согласный звук [в] (показывается синяя карточка), а из второго слова ловит – мягкий согласный звук [в’] (показывается зелёная карточка). Устанавливается, что звуки [в] и [в’] произносятся звонко с участием голоса. Звуки [в] и [в’] обозначаются одной согласной буквой В, в.

На доске изображение буквы В, в.

Этап III. Знакомство с буквой

На что похожа буква В?
Снеговик,
А с ним метелка
Буквой В
Стоят под елкой.

Вот буква В
Видна вдали –
Красивая, витая.
Как будто крендель
Испекли,
Приезжих ожидая.

Пропечатаем одну сточку заглавную букву В. Пропечатаем еще одну сточку прописную букву в.

Игра ”Узнайте звук”

Вставайте, если услышите в слове звук [в] или [в’]: дверь, рама, лампа, ведро, факел, фрукт, доска, градусник, витрина, вилка, вареник, фара, доска, игра, волк, вафли.

Игра “Твердый-мягкий”

(Дети хлопают в ладоши: 1 хлопок – твердый звук, 2 хлопка – мягкий звук).

Я зашел в зеленый дом
И недолго пробыл в нем.
Оказался этот дом
Быстро в городе другом (Вагон)

Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром в школу,
Днем домой. (Валенки)

Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой, улей, пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весной)

По полу рыщет.
Поёт да свищет,
Деревья ломает,
К земле приклоняет. (Ветер)

Этот конь не есть овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (Велосипед)

Зверь горбатый.
А нравлюсь ребятам. (Верблюд)

Физкультминутка

Этап IV. Чтение слогов слияния. (работа по учебнику)

– Читаем весь столбик: ва, ви, ву, вы, во.
– Слоги с твердым согласным: ва, ву, вы, во.
– Слоги с мягким согласным: ви.

Этап V. Чтение слов с пометами. (работа по учебнику)

1) Чтение хором.
2) Потом чтение “по-цепочке”.

Во/ва
Сла/ва
вот
тво/й
ло/вит
ло/ви

Разбирается слого-звуковой состав слов в столбиках. Объясняется, что эти слова встретятся в рассказе.

Этап VI. Чтение текста

Учебник стр. 73. Читаем сначала хором. Потом каждый читает тихо для себя (жужжащее чтение)

– Вова, вот твои ворота.
А тут твои ворота, Слава.
Слава и Вова стали в ворота.
– Лови, Вова, лови!
Слава, лови! Лови!

Вопросы по тексту:

– Как зовут мальчиков?
– Кем были Вова и Слава?
– Что сказали Вове? (Прочитайте в тексте)
– Что сказали Славе? (Прочитайте в тексте)
– Что сделали Слава и Вова? (Прочитайте в тексте)
– Как можно озаглавить рассказ? (Вратари, футболисты)

Кроссворд

Этап VII. Итог урока

– С какой буквой мы сегодня познакомились?
– Какими звуками она обозначается?
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно понравилось?
– Что вызвало затруднение? Почему?
– Новую букву помещаем на ленту букв.