Цель: Познакомить со звуками [в] и [в’], буквой В, в.
Задачи
Обучающие:
- Познакомить детей с новым звуком [в] [в’], буквой В, в;
- Обучить распознавать звуки [в], [в’];
- Обучить выделять твердый и мягкий согласный звук [в], [в’].
Развивающие:
- Развивать умение распознавать звук и букву;
- Развивать речь;
- Развивать логическое мышление;
- Развивать память;
- Развивать способности правильно формулировать свои мысли.
Воспитательные:
- Способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения;
- Воспитывать внимательность;
- Формировать положительное отношение к предмету, к учёбе;
- Формировать такие нравственные качества, как дисциплинированность, ответственность, товарищество, деликатность, вежливость, собранность;
- Формировать умение работать в коллективе.
Оборудование: Учебник: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Федосова Н.А. "Русская азбука". – М.: Просвещение.
Ход урока
Этап I. Развитие речи
Дети рассматривают иллюстрации на стр. 72–73
– Назовите героев мультфильмов, которые изображены на рисунке? (Карлсон, Гена, Ослик, Винни-Пух, Волк, Заяц, Пяточок, Сова, Чебурашка, Сорока, Лев)
– Из каких мультфильмов эти герои? (“Ну
погоди”, Винни-Пух, Чебурашка, Лев Бонифаций.)
– Во играют герои? (Они
играют в футбол.)
– Кто выполняет роль судьи? (Волк
выполняет роль судьи.)
– Кто забивает мяч? (Гена
и Чебурашка забивают мяч.)
– Кто стоит в воротах и ловит мяч?
(Дети отвечают.)
При составлении предложений выясняется, что Волк вратарь. Составляется предложение: Вратарь ловит мяч.
Этап II. Звуковой разбор
Вратарь ловит мяч.
Из первого слова вратарь, выделяется твердый
согласный звук [в] (показывается синяя карточка), а из второго слова
ловит – мягкий согласный звук [в’]
(показывается зелёная карточка). Устанавливается, что звуки [в] и [в’]
произносятся звонко с участием голоса. Звуки [в] и [в’] обозначаются одной
согласной буквой В, в.
На доске изображение буквы В, в.
Этап III. Знакомство с буквой
На что похожа буква В?
Снеговик,
А с ним метелка
Буквой В
Стоят под елкой.
Вот буква В
Видна вдали –
Красивая, витая.
Как будто крендель
Испекли,
Приезжих ожидая.
Пропечатаем одну сточку заглавную букву В. Пропечатаем еще одну сточку прописную букву в.
Игра ”Узнайте звук”
Вставайте, если услышите в слове звук [в] или [в’]: дверь, рама, лампа, ведро, факел, фрукт, доска, градусник, витрина, вилка, вареник, фара, доска, игра, волк, вафли.
Игра “Твердый-мягкий”
(Дети хлопают в ладоши: 1 хлопок – твердый звук, 2 хлопка – мягкий звук).
Я зашел в зеленый дом
И недолго пробыл в нем.
Оказался этот дом
Быстро в городе другом (Вагон)
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром в школу,
Днем домой. (Валенки)
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой, улей, пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весной)
По полу рыщет.
Поёт да свищет,
Деревья ломает,
К земле приклоняет. (Ветер)
Этот конь не есть овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (Велосипед)
Зверь горбатый.
А нравлюсь ребятам. (Верблюд)
Физкультминутка
Этап IV. Чтение слогов слияния. (работа по учебнику)
– Читаем весь столбик: ва, ви, ву,
вы, во.
– Слоги с твердым согласным:
ва, ву, вы, во.
– Слоги с мягким согласным: ви.
Этап V. Чтение слов с пометами. (работа по учебнику)
1) Чтение хором.
2) Потом чтение “по-цепочке”.
Во/ва
Сла/вавот
тво/йло/вит
ло/ви
Разбирается слого-звуковой состав слов в столбиках. Объясняется, что эти слова встретятся в рассказе.
Этап VI. Чтение текста
Учебник стр. 73. Читаем сначала хором. Потом каждый читает тихо для себя (жужжащее чтение)
– Вова, вот твои ворота.
А тут твои ворота, Слава.
Слава и Вова стали в ворота.
– Лови, Вова, лови!
Слава, лови! Лови!
Вопросы по тексту:
– Как зовут мальчиков?
– Кем были Вова и Слава?
– Что сказали Вове? (Прочитайте
в тексте)
– Что сказали Славе? (Прочитайте
в тексте)
– Что сделали Слава и Вова? (Прочитайте
в тексте)
– Как можно озаглавить рассказ?
(Вратари, футболисты)
Кроссворд
Этап VII. Итог урока
– С какой буквой мы сегодня познакомились?
– Какими звуками она обозначается?
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно понравилось?
– Что вызвало затруднение? Почему?
– Новую букву помещаем на ленту букв.