Педагогические цели.
1. Организовать работу по осознанному осмыслению художественного текста.
2. Создать условия для прогнозирования содержания обсуждаемого вопроса с помощью ключевых слов.
3. Активизировать детей на творческую работу (создание настроя, поиск и открытие новых знаний, создание нового текста).
4. Организовать работу в группах (работа с информацией), в парах (создание текста).
5. Формировать умение принять позицию другого как ценность для себя.
6. Дать возможность оценить свою деятельность на уроке в устной и письменной форме (заполнение таблиц, дописать незаконченную фразу).
Ожидаемые результаты:
- ученик прогнозирует дальнейший ход событий, выдвигает гипотезы;
- ученик умеет работать в группе, в парах, слышать и слушать суждения других;
- ученик проявляет творческую деятельность, включая чувства;
- ученик соотносит полученные ранее знания;
- ученик умеет работать с информацией;
- ученик умеет обобщать;
- ученик умеет выразить своё личное отношение к предмету;
- ученик умеет принять позицию другого.
Оборудование и организация.
У учителя:
книга В.Бианки “Музыкант”, портрет писателя, учебник; иллюстрации, изображающие медведя.
У учащихся:
учебник, картинки с изображением медведя; карточки с записями:
а) толкование слова “музыкант” из словаря И. Ожегова,
б) опорные слова, словосочетания,
в) вопросы,
г) таблицы,
д) тексты о жизни медведя.
Применяемые методы:
- объяснительно-иллюстративный,
- исследовательский.
Технологическая карта
Стадия вызова | Стадия осмысления | Стадия рефлексии |
Вводный вопрос. Выдвижение, связанное с развитием сюжета | Сопоставление версий с новым сюжетом | Выдвижение новых версий сюжета и анализ поведения героя |
Ход мастерской
1. Индукция (наведение) создание настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого ученика, включая чувства, формирование личного отношения к предмету, обсуждение.
На доске: музыкант (прочитайте слово, написанное на доске).
- Назовите родственные слова.
- Скажите значение слова “музыкант”. (Выслушиваются ответы детей)
- У вас на столе листочки, где записано толкование слова “музыкант”.
Прочитайте и сравните со своим ответом.
Музыкант - артист, играющий на музыкальном инструменте, вообще, человек, занимающийся музыкой.
2. Самоконструкция. (Построение знаний – поиск, открытие, формулировка гипотез) Создание первичного образа.
- Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы увидели?
- Что вы знаете о жизни медведей?
(Выслушиваются ответы детей)
3. Деконструкция (работа с информацией)
- На столах у вас лежат листочки, где напечатана информация о медведе. Прочитайте. (Класс делится на 2 группы, каждая читает свою информацию. При социализации дети дополняют друг друга.
Внешний вид: Это самые крупные из наземных хищных животных. У всех медведей коренастое, мощное тело, у многих с высокой холкой. Имеют короткий хвост, длинную и густую шерсть. Лапы сильные, пятипалые, с большими когтями. Походка шаркающая, стопоходящая. Когти помогают медведям взбираться на деревья, а также рыть землю и разрывать добычу.
Питание: Бурый медведь всеяден, но рацион у него в основном растительный: ягоды, жёлуди, орехи, корни, клубни и стебли трав. В его рацион также входят насекомые (муравьи), черви, ящерицы, лягушки, грызуны (мыши, сурки, суслики, бурундуки). Добывают и копытных — косуль, оленей, кабанов и лосей. Бурый медведь любит мёд. Поедает падаль и порой отнимает добычу у тигров, волков. Обычным объектом питания служит также рыба во время нереста. В бедные кормами годы медведи порой нападают на домашний скот.
4. Самоконструкция. (Создание первичного образа). Работа с информацией.
(После прочтения и прослушивания текстов, дети заполняют таблицы, лежащие у них на столах, высказываются по заполненной таблице)
- Ребята, у вас на столе таблицы, заполните их.
Кто? | |
Как выглядит? | |
Поведение в природе | |
Питание |
5. Реконструкция. (Создание своего мира, текста, гипотезы – обязательно личностное)
- А если я вам скажу, что медведь стал главным героем рассказа В.Бианки “Музыкант”, какие вопросы вы зададите?
(Дети задают вопросы)
6. Социализация. (Работа в парах)
- У вас на столе листочки, где записаны слова, словосочетания, предложения. Используя их, составьте свои рассказы.
(Выслушиваются рассказы детей)
- Одинаковые ли получились рассказы?
7. Разрыв. (Кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, информация)
Работа с текстом.
- А хотите узнать, о чём написал в книжке В.Бианки? (Чтение текста со смысловыми остановками, прогнозирование)
Музыкант
В.Бианки
Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику:
- Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.
1 остановка
Вопрос: Пойдёт ли старик на охоту?
(Выслушиваются ответы детей)
Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес. В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его.
Устал старик и присел на пенёк отдохнуть.
Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: “Дзенн!..” Красивый такой звук, как струна пропела.
Немного погодя опять: “Дзенн!..”
Старик удивился:
“Кто же это в лесу на струне играет?”
А из лесу опять: “Дзенн!..” — да так звонко, ласково.
- Чьи ответы совпали с авторским?
2 остановка
Вопрос: Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук? (Выслушиваются ответы детей)
Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки.
Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: “Дзенн!..” — как струна пропела.
Медведь наклонил голову и слушает.
Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка!
Замолк звук — медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил.
- Оправдались ли ваши прогнозы?
3 остановка
Вопрос: Как поступит старик с медведем? (Дети высказывают предположения)
Вечером знакомый колхозник ещё раз проходит мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна тихонечко пела: “Дзенн!” Колхозник спросил старика:
- Ну что, убил медведя?
- Нет, - ответил старик.
- Что ж так?
- Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?
И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве.
- Сбылись ли ваши предположения?
- Можно ли утверждать, что эта история имеет добрый, благополучный конец?
- Какой смысл заключил в своё произведение автор?
8. Рефлексия (самоанализ). Обобщение ощущений, чувств.
На столе у каждого ученика таблица, её нужно заполнить.
Что я знал | Новое | Думал иначе | Есть вопросы |
(Выслушиваются высказывания детей по таблице)
- Какая информация оказалась новой?
- Дополните фразу:
“Читая это произведение, я думал о том, что …”.