Методическая разработка урока мастерской с использованием технологии ТРКМ. УМК "Школа России" Литературное чтение. 2-й класс, В.Бианки. "Музыкант"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Педагогические цели.

1. Организовать работу по осознанному осмыслению художественного текста.

2. Создать условия для прогнозирования содержания обсуждаемого вопроса с помощью ключевых слов.

3. Активизировать детей на творческую работу (создание настроя, поиск и открытие новых знаний, создание нового текста).

4. Организовать работу в группах (работа с информацией), в парах (создание текста).

5. Формировать умение принять позицию другого как ценность для себя.

6. Дать возможность оценить свою деятельность на уроке в устной и письменной форме (заполнение таблиц, дописать незаконченную фразу).

Ожидаемые результаты:

- ученик прогнозирует дальнейший ход событий, выдвигает гипотезы;

- ученик умеет работать в группе, в парах, слышать и слушать суждения других;

- ученик проявляет творческую деятельность, включая чувства;

- ученик соотносит полученные ранее знания;

- ученик умеет работать с информацией;

- ученик умеет обобщать;

- ученик умеет выразить своё личное отношение к предмету;

- ученик умеет принять позицию другого.

Оборудование и организация.

У учителя:

книга В.Бианки “Музыкант”, портрет писателя, учебник; иллюстрации, изображающие медведя.

У учащихся:

учебник, картинки с изображением медведя; карточки с записями:

а) толкование слова “музыкант” из словаря И. Ожегова,

б) опорные слова, словосочетания,

в) вопросы,

г) таблицы,

д) тексты о жизни медведя.

Применяемые методы:

- объяснительно-иллюстративный,

- исследовательский.

Технологическая карта

Стадия вызова Стадия осмысления Стадия рефлексии
Вводный вопрос. Выдвижение, связанное с развитием сюжета Сопоставление версий с новым сюжетом Выдвижение новых версий сюжета и анализ поведения героя

Ход мастерской

1. Индукция (наведение) создание настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого ученика, включая чувства, формирование личного отношения к предмету, обсуждение.

На доске: музыкант (прочитайте слово, написанное на доске).

- Назовите родственные слова.

- Скажите значение слова “музыкант”. (Выслушиваются ответы детей)

- У вас на столе листочки, где записано толкование слова “музыкант”.

Прочитайте и сравните со своим ответом.

Музыкант - артист, играющий на музыкальном инструменте, вообще, человек, занимающийся музыкой.

2. Самоконструкция. (Построение знаний – поиск, открытие, формулировка гипотез) Создание первичного образа.

)

- Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы увидели?

- Что вы знаете о жизни медведей?

(Выслушиваются ответы детей)

3. Деконструкция (работа с информацией)

- На столах у вас лежат листочки, где напечатана информация о медведе. Прочитайте. (Класс делится на 2 группы, каждая читает свою информацию. При социализации дети дополняют друг друга.

Внешний вид: Это самые крупные из наземных хищных животных. У всех медведей коренастое, мощное тело, у многих с высокой холкой. Имеют короткий хвост, длинную и густую шерсть. Лапы сильные, пятипалые, с большими когтями. Походка шаркающая, стопоходящая. Когти помогают медведям взбираться на деревья, а также рыть землю и разрывать добычу.

Питание: Бурый медведь всеяден, но рацион у него в основном растительный: ягоды, жёлуди, орехи, корни, клубни и стебли трав. В его рацион также входят насекомые (муравьи), черви, ящерицы, лягушки, грызуны (мыши, сурки, суслики, бурундуки). Добывают и копытных — косуль, оленей, кабанов и лосей. Бурый медведь любит мёд. Поедает падаль и порой отнимает добычу у тигров, волков. Обычным объектом питания служит также рыба во время нереста. В бедные кормами годы медведи порой нападают на домашний скот.

4. Самоконструкция. (Создание первичного образа). Работа с информацией.

(После прочтения и прослушивания текстов, дети заполняют таблицы, лежащие у них на столах, высказываются по заполненной таблице)

- Ребята, у вас на столе таблицы, заполните их.

Кто?  
Как выглядит?  
Поведение в природе  
Питание  

5. Реконструкция. (Создание своего мира, текста, гипотезы – обязательно личностное)

- А если я вам скажу, что медведь стал главным героем рассказа В.Бианки “Музыкант”, какие вопросы вы зададите?

(Дети задают вопросы)

6. Социализация. (Работа в парах)

- У вас на столе листочки, где записаны слова, словосочетания, предложения. Используя их, составьте свои рассказы.

(Выслушиваются рассказы детей)

- Одинаковые ли получились рассказы?

7. Разрыв. (Кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, информация)

Работа с текстом.

- А хотите узнать, о чём написал в книжке В.Бианки? (Чтение текста со смысловыми остановками, прогнозирование)

Музыкант

В.Бианки

Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику:

-  Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.

1 остановка

Вопрос: Пойдёт ли старик на охоту?

(Выслушиваются ответы детей)

Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес. В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его.

Устал старик и присел на пенёк отдохнуть.

Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: “Дзенн!..” Красивый такой звук, как струна пропела.

Немного погодя опять: “Дзенн!..”

Старик удивился:

“Кто же это в лесу на струне играет?”

А из лесу опять: “Дзенн!..” — да так звонко, ласково.

- Чьи ответы совпали с авторским?

2 остановка

Вопрос: Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук? (Выслушиваются ответы детей)

Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки.

Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: “Дзенн!..” — как струна пропела.

Медведь наклонил голову и слушает.

Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка!

Замолк звук — медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил.

- Оправдались ли ваши прогнозы?

3 остановка

Вопрос: Как поступит старик с медведем? (Дети высказывают предположения)

Вечером знакомый колхозник ещё раз проходит мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна тихонечко пела: “Дзенн!” Колхозник спросил старика:

- Ну что, убил медведя?

- Нет, - ответил старик.

- Что ж так?

- Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?

И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве.

- Сбылись ли ваши предположения?

- Можно ли утверждать, что эта история имеет добрый, благополучный конец?

- Какой смысл заключил в своё произведение автор?

8. Рефлексия (самоанализ). Обобщение ощущений, чувств.

На столе у каждого ученика таблица, её нужно заполнить.

Что я знал Новое Думал иначе Есть вопросы
       

(Выслушиваются высказывания детей по таблице)

- Какая информация оказалась новой?

- Дополните фразу:

“Читая это произведение, я думал о том, что …”.