Цели:
- упражнять в сравнении звуков по артикуляции;
- развивать фонематическое восприятие;
- учить соотнесению звуков [з], [з’], [ж] с буквами З-Ж;
- учить дифференцировать звуки занятия в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;
- упражнять в звуковом анализе слогов и слов;
- упражнять в слоговом синтезе;
- упражнять в словообразовании относительных прилагательных;
- упражнять в согласовании прилагательных и существительных в роде и числе;
- учить составлению предложений по схеме;
- обогащать словарный запас;
- развивать ВПФ: память, внимание, логическое мышление.
Оборудование: зеркала, веера, стилизованные печатные буквы Ж, З, таблица слогов, карточки со слогами, словами для словосочетаний, схема предложения, презентации, предметные картинки – жираф, забор; мяч.
Ход занятия
I. Орг. момент
- Сядет тот, кто найдёт отличие в картинках.
II. Основная часть
1. Знакомство с темой занятия.
- Отгадайте загадку:
Жужжит, звенит,
Гудит, ревёт,
Усами водит грозно:
Пугает праведный народ -
А ну, покиньте огород,
Пока не стало поздно!
Но нет испуганных вокруг,
Не страшен людям майский … (Жук)
- Выделение первого звука, характеристика [ж], обозначение буквой Ж.
Сторож он известный,
Сторож он чудесный.
Молча он, а не крича,
В дом не пустит без ключа. (Замок)
- Выделение первого звука, характеристика [з].
Наверное, в жаркой далёкой стране
Она прислонилась к ограде.
Полоски теперь у неё на спине,
Как строчки кривые в тетради. (Зебра)
- Выделение первого звука, характеристика [з’], обозначение буквой З.
2. Запись даты и темы занятия в тетрадь.
3. Развитие фонематического восприятия.
- Угадайте звук и поднимите соответствующую букву (беззвучная артикуляция). [Ж], [з ], [ж] …
- Послушайте слоги и поднимите соответствующую букву.
Жа, жу, зо, жи, за, зе, зя.
4. Звуковой анализ слов.
- Соедините картинку с нужной буквой.
Картинки: верблюжонок, заяц, жираф, зебра, ножницы, коза.
- Назовите лишнюю картинку. Почему вы так считаете?
5. Чтение слогов (карточка).
<Карточка>
- Назовите слоги, отличающиеся только согласной.
- Какой слог остался без пары? (Зи) Назовите пару для этого слога. (Жи)
Какое правило о написании ЖИ нам известно?
6. Слоговой синтез.
- Составьте слова из слогов.
Карточки со слогами крепятся на доске.
Жасмин, берёза, коза, заяц, ежи, моржи.
- На какие ещё группы можно разделить эти предметы? (Растения, животные)
Обведите слова, обозначающие растения, простым карандашом в овал.
7. Физминутка с мячом.
Упражнение в словообразовании относительных прилагательных.
- Измени по образцу: боль, зуб – больной зуб.
Змея, яд; бензин, бак; зима, день; звезда, путь; кожа, пиджак; бумага, пакет; пляж, костюм; багаж, квитанция.
8. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
На доске – слова на карточках.
- Прочитайте слова на карточках. Соедините слова, подходящие по смыслу, линией .
Важный | зима |
Морозная | розы |
Нежные | пижама |
Розовая | жираф |
9. Работа над предложением.
На доске - схема предложения. Над первым словом картинка “жираф”, над четвёртым – “забор”.
Жираф стоит за забором.
- Составьте предложение по схеме. Запишите предложение в тетрадь. Назовите слова с буквами занятия. Какой звук обозначает буква…? Каким цветом нужно подчеркнуть букву …?
III. Итог занятия.
- О каких звуках мы говорили сегодня? Какими буквами обозначаем их?
Пароль на выход: Назовите слово со звуком [ж], [з’], [з].