Проектные работы на уроках технологии в начальных классах

Разделы: Начальная школа


Тип проекта: творческий, по комплектности и характеру контактов – внутриклассный, по продолжительности – краткосрочный.

Обоснование темы проекта:

Идея проекта родилась на одном из уроков “Технологии” при знакомстве с новым видом аппликации – “прищипанные аппликации”. Ребят, конечно же, заинтересовало: можно ли применять этот вид аппликации для выполнения крупных работ (панно, большие картины и т.д.) или же он пригоден только для мелких аппликаций (дети осваивали данный вид аппликации на примере небольшой рыбки). В ходе выполнения работы дети поняли, что данный вид аппликаций можно использовать и для крупных работ, только процесс этот трудоёмкий и требует больших временных затрат и терпения. Но ребят это не остановило, и они приняли решение – выполнить коллективную работу “Аквариум”.

Целеполагание:

а) формулирование цели проекта: содействие развитию умения выполнять коллективную работу в технике “прищипанные аппликации”;

б) проектный продукт: коллективная работа – панно “Аквариум”;

в) формулирование названия (темы) проекта: “Аквариум”;

Планирование:

а) постановка задач, исходящих из цели:

  • способствовать развитию навыков взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач, направленных на достижение общего результата;
  • способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей учащихся;
  • способствовать созданию условий для развития самостоятельности и активности детей в ходе работы над проектом;
  • создать условия для развития умения выступать перед аудиторией в ходе защиты проекта;
  • способствовать воспитанию внимательного доброжелательного отношения к выступлениям других детей;

б) выбор способов работы (технологии):

  • освоение нового вида аппликации;
  • создание эскиза аквариума;
  • конструирование отдельных элементов из бумаги в группах;
  • оформление коллективной работы на ватмане.

в) определение последовательности предстоящих шагов:

  • освоение нового вида аппликации;
  • деление на группы (по желанию), выбор объекта для реализации проекта;
  • создание эскиза аквариума;
  • распределение обязанностей в группе;
  • подбор необходимых материалов;
  • выполнение проекта;
  • обсуждение защиты проекта в группах;
  • защита проекта – презентация учащимся начальной школы и родителям;

г) определение сроков работы: на реализацию настоящего проекта отведено 6 часов, из них 2 часа предусмотрено в планировании предмета “Технология” в разделе “Технический труд” при изучении темы “Работа с бумагой и картоном”, а 4 часа – во внеурочное время.

Этапы Сроки
освоение нового вида аппликации 1-2 урок
деление на группы (по желанию), выбор объекта для реализации проекта 3 урок
создание эскиза аквариума 3 урок
распределение обязанностей в группе 4 урок
подбор необходимых материалов 4 урок
выполнение проекта 4-5 урок
обсуждение защиты проекта в группах 6 урок
защита проекта – презентация проекта учащимся начальной школы и родителям 6 урок

Реализация проекта

Учащиеся класса были разделены на 8 групп по желанию. Каждая группа выбрала свой объект для реализации проекта: I-III группы – различные виды рыб, IV-V группы – медузы, VI группа – камушки, VII-VIII группы - водоросли.

Затем члены группа рисовали эскизы аквариума, которые предлагали для обсуждения в классе. После обсуждения был выбран наиболее понравившийся эскиз, который и стал впоследствии продуктом проекта.

В каждой группе учащиеся распределили между собой обязанности: руководитель группы, представитель группы при защите проекта, отрыватель полосок, дизайнер объекта наклеивает бумагу на основание объекта. После этого дети обсудили цветовую гамму объекта, подобрали необходимую для работы цветную бумагу и приступили к выполнению своих работ.

Изготовление объектов происходило на протяжении двух уроков и четырёх часов во внеурочное время.

Итогом данной работы стала презентация проектного продукта учащимся начальных классов школы и родителям.

Рефлексия

Данная работа позволила учащимся освоить новый вид аппликации; дети совершенствовали свои умения по основам конструирования из бумаги, подбору цветовой гаммы выполняемой аппликации; продолжали учиться работать в группе, прислушиваться к мнению всех членов группы; совершенствовали свои речевые умения.

В ходе работы учащиеся столкнулись со следующими трудностями:

  • почти во всех группах учащиеся очень долго не могли прийти к единому мнению по цветовой гамме своего объекта труда, поэтому пришлось повторить правила сочетания цветов;
  • в некоторых группах учащиеся, распределив обязанности, старались очень строго их придерживаться, не давая возможности всем участникам группы побывать в роли дизайнера (т.е. непосредственно выполнять отрывную аппликацию). Руководителю проекта пришлось напомнить детям о возможности смены обязанностей по взаимной договорённости;
  • некоторые представители групп при защите проекта продолжали чувствовать себя не совсем уверенно, стесняясь презентовать проектный продукт группы, не хватает опыта публичных выступлений.