Тип проекта: творческий, по комплектности и характеру контактов – внутриклассный, по продолжительности – краткосрочный.
Обоснование темы проекта:
Идея проекта родилась на одном из уроков “Технологии” при знакомстве с новым видом аппликации – “прищипанные аппликации”. Ребят, конечно же, заинтересовало: можно ли применять этот вид аппликации для выполнения крупных работ (панно, большие картины и т.д.) или же он пригоден только для мелких аппликаций (дети осваивали данный вид аппликации на примере небольшой рыбки). В ходе выполнения работы дети поняли, что данный вид аппликаций можно использовать и для крупных работ, только процесс этот трудоёмкий и требует больших временных затрат и терпения. Но ребят это не остановило, и они приняли решение – выполнить коллективную работу “Аквариум”.
Целеполагание:
а) формулирование цели проекта: содействие развитию умения выполнять коллективную работу в технике “прищипанные аппликации”;
б) проектный продукт: коллективная работа – панно “Аквариум”;
в) формулирование названия (темы) проекта: “Аквариум”;
Планирование:
а) постановка задач, исходящих из цели:
- способствовать развитию навыков взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач, направленных на достижение общего результата;
- способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей учащихся;
- способствовать созданию условий для развития самостоятельности и активности детей в ходе работы над проектом;
- создать условия для развития умения выступать перед аудиторией в ходе защиты проекта;
- способствовать воспитанию внимательного доброжелательного отношения к выступлениям других детей;
б) выбор способов работы (технологии):
- освоение нового вида аппликации;
- создание эскиза аквариума;
- конструирование отдельных элементов из бумаги в группах;
- оформление коллективной работы на ватмане.
в) определение последовательности предстоящих шагов:
- освоение нового вида аппликации;
- деление на группы (по желанию), выбор объекта для реализации проекта;
- создание эскиза аквариума;
- распределение обязанностей в группе;
- подбор необходимых материалов;
- выполнение проекта;
- обсуждение защиты проекта в группах;
- защита проекта – презентация учащимся начальной школы и родителям;
г) определение сроков работы: на реализацию настоящего проекта отведено 6 часов, из них 2 часа предусмотрено в планировании предмета “Технология” в разделе “Технический труд” при изучении темы “Работа с бумагой и картоном”, а 4 часа – во внеурочное время.
Этапы | Сроки |
освоение нового вида аппликации | 1-2 урок |
деление на группы (по желанию), выбор объекта для реализации проекта | 3 урок |
создание эскиза аквариума | 3 урок |
распределение обязанностей в группе | 4 урок |
подбор необходимых материалов | 4 урок |
выполнение проекта | 4-5 урок |
обсуждение защиты проекта в группах | 6 урок |
защита проекта – презентация проекта учащимся начальной школы и родителям | 6 урок |
Реализация проекта
Учащиеся класса были разделены на 8 групп по желанию. Каждая группа выбрала свой объект для реализации проекта: I-III группы – различные виды рыб, IV-V группы – медузы, VI группа – камушки, VII-VIII группы - водоросли.
Затем члены группа рисовали эскизы аквариума, которые предлагали для обсуждения в классе. После обсуждения был выбран наиболее понравившийся эскиз, который и стал впоследствии продуктом проекта.
В каждой группе учащиеся распределили между собой обязанности: руководитель группы, представитель группы при защите проекта, отрыватель полосок, дизайнер объекта наклеивает бумагу на основание объекта. После этого дети обсудили цветовую гамму объекта, подобрали необходимую для работы цветную бумагу и приступили к выполнению своих работ.
Изготовление объектов происходило на протяжении двух уроков и четырёх часов во внеурочное время.
Итогом данной работы стала презентация проектного продукта учащимся начальных классов школы и родителям.
Рефлексия
Данная работа позволила учащимся освоить новый вид аппликации; дети совершенствовали свои умения по основам конструирования из бумаги, подбору цветовой гаммы выполняемой аппликации; продолжали учиться работать в группе, прислушиваться к мнению всех членов группы; совершенствовали свои речевые умения.
В ходе работы учащиеся столкнулись со следующими трудностями:
- почти во всех группах учащиеся очень долго не могли прийти к единому мнению по цветовой гамме своего объекта труда, поэтому пришлось повторить правила сочетания цветов;
- в некоторых группах учащиеся, распределив обязанности, старались очень строго их придерживаться, не давая возможности всем участникам группы побывать в роли дизайнера (т.е. непосредственно выполнять отрывную аппликацию). Руководителю проекта пришлось напомнить детям о возможности смены обязанностей по взаимной договорённости;
- некоторые представители групп при защите проекта продолжали чувствовать себя не совсем уверенно, стесняясь презентовать проектный продукт группы, не хватает опыта публичных выступлений.