Цель:
- сформировать представление о чётных и нечётных числах;
- актуализировать способность применения знания таблицы умножения и деления на 2 при решении примеров и задач;
- тренировать способность к анализу и решению текстовых задач, сложению и вычитанию трёхзначных чисел;
- развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, способность адекватного оценивания.
Оборудование: у учителя: аудиозапись песни В.Шаинского «Всё мы делим пополам»; листочки с заданием (см. содержание); у учащихся: учебник; тетрадь; маркерные доски.
Ход урока
Этапы урока | Содержание | Примечания | ||||||
1.Самоопределение к деятельности. | (К концу перемены включить песню В.Шаинского «Всё мы
делим пополам». Она звучит и первые минуты урока.) – О чём эта песня? (О друзьях, о настоящей дружбе…) – Она нам поможет сегодня на уроке. Удивлены? – Если хотите узнать, как она нам поможет, давайте, скорее, приступим к работе. |
На доске план: 1. Повторение. (карточка) 6. Повторение Домашнее задание |
||||||
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. | – Каким темам были посвящены все последние уроки? (Умножению
и делению.) – Верно, и сегодняшний урок тоже будет посвящён умножению и делению. Давайте вспомним названия компонентов действий умножения и деления. Решите уравнения:
|
На доске эталоны: а • b =
c |
||||||
– Какое свойство умножения вам помогло? (Переместит.) – Что оно означает? – Какое из получившихся чисел больше и на сколько? Какое меньше? (256 больше 6 на 250; 6 меньше 256 тоже на 250.) – Дайте характеристику числу 250.(Натуральное, трёхзначное, круглое, содержит 2 сотни и 5 десятков, предыдущее 249, последующее – 251, сумма разрядных слагаемых – 200+50, сумма цифр 7.) – Посмотрите на следующий ряд чисел: 7, 44, 17, 27, 300, 347, 900, 777, 50. – На какие группы их можно разделить? – Однозначные, двузначные и трёхзначные. |
Дети работают на маркерных досках. | |||||||
– Круглые и некруглые. – Состоящие из одинаковых цифр. – Имеющие в своём составе цифру 7. – И так далее. |
Учитель фиксирует ответы детей на доске. | |||||||
– Откройте тетради, запишите только ответы на задания:
(3, 5, 8, 6, 2, 7, 4, 1.) – Отступите клетку вниз и выпишите в порядке возрастания Сначала чётные числа, затем нечётные числа. |
По 1 с места, учитель на доске. Дети сигнальными линейками выражают согласие или несогласие с мнением товарищей. |
|||||||
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности. | Кто не смог выполнить задание? Какое у вас затруднение?
(Мы не знаем, какие числа являются чётными, какие – нечётными.) /Если кто-то из детей выполнил задание, выписать варианты ответов на доске. Диалог можно построить так: – Вы уверены в правильности выполнения задания? – В ходе рассуждений мы проверим, правы ли вы (кто из вас прав)./ – Итак, вы не можете точно сказать, какие числа называют чётными, какие – нечётными. |
|||||||
4. Построение проекта выхода из затруднения. | – Какую цель мы поставим сегодня на урок? (Узнать,
какие числа являются чётными, какие – нечётными.) – Назовите тему урока. (Чётные и нечётные числа.) – И вот теперь настало время вспомнить песенку, с которой мы начали урок. – Как делили между собой друзья, все, что у них было? (Пополам, поровну.) – Значит, сколько было друзей? (Двое.) – Числа, которые делятся пополам… Это значит на сколько? (На 2 ) …называются чётными. – Соответственно, числа, которые не делятся на два, называются …(Нечётными.) – Где мы можем себя проверить? (По учебнику, с. 98) – А где ещё можно узнать значение слова, которое непонятно? (В словаре.) |
Открыть тему урока. | ||||||
– Сегодня мы тоже обратимся к одному из словарей. Это
толковый словарь В.И. Даля. – Я попрошу одного из вас прочитать определение чётного числа, а теперь нечётного. – Правильный ли вывод мы сделали? – Вернёмся к нашему ряду чисел. Сможем ли мы теперь выбрать из него чётные и нечётные числа и расположить их в порядке возрастания? (Сможем, так как мы теперь знаем, какие числа называются чётными, какие – нечётными.) – Выполним это задание. (2, 4, 6, 8. 1, 3, 5, 7.) – Правы ли были наши ребята? Физкультминутка. Счёт через 2. – Как называются числа, которые вы называли вслух? (Чётные.) Почему? – Как называются числа, которые вы называли про себя? (Нечётные) Почему? |
Ученику даётся словарь, раскрытый на нужной странице. |
|||||||
5. Первичное закрепление во внешней речи | – Что нам нужно сделать, чтобы закрепить наши знания? (Потренироваться.) – Выполним несколько заданий. С.98, №2. |
По 1 с места. | ||||||
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | – Вы молодцы! Я уверена самостоятельно поработаете не
хуже. – Выполните задание на карточках.
– Проверьте свои работы по эталону. – У кого возникли затруднения при выполнении этого задания? С чем они были связаны? – Кто справился с заданием без затруднений? |
|||||||
7. Включение в систему знаний и повторение. | – Выполним следующие задания. – С.99, №5 (1стр.) |
По 1 с места | ||||||
8. Рефлексия деятельности | – С какими числами мы познакомились на сегодняшнем
уроке? (С чётными и нечётными.) – Какие числа называются чётными? (Числа, которые делятся на 2.) – Какие числа называются нечётными? (Числа, которые не делятся на 2.) – Что помогло нам разобраться в этом вопросе? (Песенка о друзьях.) – Посигнальте мне жёлтым те, у кого ещё остались трудности; зелёным – кто легко справлялся со всеми заданиями. – Я думаю, что мы тоже разделим трудности поровну и вместе их преодолеем. |
Открыть на доске эталон. | ||||||
9. Домашнее задание | С.98, №3, С.99, № 5 (2столбик), № 6. |