Декоративное рисование (по мотивам хохломской росписи). 4-й год обучения детей с ОВЗ

Разделы: Коррекционная педагогика


Цели:

  • Закрепить у детей умение самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи, используя знания, умения и опыт, полученные на предшествующих занятиях; подбирать их цвет в зависимости от фона изделий, самостоятельно выбирать элементы для своего узора, называть их. Упражнять в рисовании всем ворсом, концом кисти, ватными палочками.
  • Развивать память, мышление, внимание, слуховое восприятие, мелкую моторику, активизировать речь детей.
  • Воспитывать интерес к русскому народному декоративно-прикладному искусству.

Материал: изделия из хохломы, образцы с элементами узора: трилистик, кайма, ветка, завиток, ягоды рябины, смородины, клубники, тонированные контуры посуды (ложка, ваза, чаша, разделочная доска); иллюстрация посуды, выполненная по мотивам хохломского узора, запись мелодии, кукольный уголок, 3 медведя, д/и «Разложи узор», гуашь черного, желтого, красного, зеленого цвета, кисти № 5 и № 2.

Словарь: хохломской узор, кайма, веточка, завиток, ягоды смородины, рябины, клубники, трилистик.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети входят в групповую комнату (играет русская народная мелодия). Педагог встречает детей и просит послушать мелодию:

– Ребята, послушайте, какая красивая, сказочная мелодия! Она нас как будто куда-то приглашает. Смотрите, дорожка! Куда же она ведет? Идемте, вдруг мы попадем в сказку.

(Дети вместе с педагогом идут по дорожке и подходят к кукольному уголку)

2. Вводная часть

Беседа.

– Ой, ребятки, а ведь мы попали с вами в сказку! Вы ее узнали? (Три медведя.)

– Правильно, назовите, кто главные герои в этой сказке? (Настасья Петровна, Михаил Потапыч, Мишутка.)

– Давайте поздороваемся со всеми медведями. (Дети здороваются.)

– Ребята, посмотрите пожалуйста, какая красивая расписная избушка у медведей, а сколько много посуды и вся она яркая, нарядная, расписная.

– Вы узнаете узоры на посуде? Как она называется? (Хохломская.)

– Да, ребятки, правильно, это хохломской узор. Очень красивый, нарядный.

«Вот посуда хохломская
Светится, как золотая.
Краски как огнем горят
Радость нам сулят».

– Ой, что-то Настасья Петровна загрустила, что-то хочет мне сказать. (Педагог наклоняется к медведю.)

– Знаете, что я узнала? Настасья Петровна печалится, что посуды у нее мало, много разбилось, потрепалось, а где взять не знает. Вот беда!

– Ребята, может, мы с вами поможем нашим любимым сказочным героям? (Да.)

– Конечно, поможем, мы же с вами умеем расписывать посуду хохломским узором!

– Вот и хорошо, сейчас я махну рукой и откроется волшебный сундучок, который вам поможет стать настоящими художниками. (Педагог снимает платочек с коробки, в которой лежат фартуки.)

Дети надевают фартуки. Воспитатель приглашает пройти в мастерскую.

– Вот вы и стали художниками, проходите в мастерскую.

3. Основная часть

1. Дети садятся за столы, педагог обращает внимание на осанку детей. На доске иллюстрации посуды с хохл омской росписью.

– Как можно назвать эти предметы? (Посуда)

– Каким узором расписана посуда? (Хохломским)

Как мы узнали хохломской узор? (По цвету, по узору, много узора)

– Какие цвета используют художники для росписи? (красный, черный, желтый, зеленый)

– Да, ребята, эта посуда сделана из дерева и, чтобы она выглядела красивой, нарядной и отличалась друг от друга, ее издавна художники, из деревни Хохлома, расписывали узором. Узор был густой и поэтому посуда получалась красивая.

А из каких частей состоит хохломской узор? (Веточка, кайма, завиток, трилистик, ягоды смородины, рябины, клубники)

– Но для того чтобы красиво расписать посуду, художники несколько раз прорисовывают узор.

Педагог просит 2–3 детей изобразить отдельные элементы узора с пояснениями: завиток, ветку, трилистик.

2. Д/и «Выложи узор»

– А еще художники подбирали узор. Давайте и мы с вами подберем узор и выложим его на посуде.

Дети выкладывают узор. Затем педагог предлагает отодвинуть узор на край стола:

– Это узор послужит вам образцом при росписи.

4. Физкультминутка

– Ребятки устали, выходите на сказочную поляну вставайте в кружок и мы с вами поиграем в игру, которая называется «Теремок».

«Между двух дорог Стоит терем-теремок. В этом тереме тетери Захотели печь пирог.

Если любишь пироги Заходи, заходи.

5. Самостоятельная деятельность детей

– Вот и отдохнули, перед тяжелой работой. Проходите в мастерскую (обращает внимание на осанку детей.)

– Ребятки, давайте вспомним с чего начинаем работу? (С каймы.)

– Как будем рисовать? (Всем ворсом.)

– Где будем рисовать? (Внизу, вверху.)

– А что дальше? (Ветку.)

– Как будем рисовать? (Кончиком кисти.)

– Что рисовать на ветке? (Трилистики, завиточки.)

– А что будем рисовать под веткой? (Ягодки смородинки, гроздья рябины.)

– Какие цвета подберете для узора? (красный, жёлтый, зелёный)

Педагог просит детей не забывать смотреть на свой образец, который выполнили. Звучит музыка, педагог оказывает индивидуальную помощь.

6. Анализ детьми

Дети заканчивают работу. Педагог просит детей разложить посуду на столе. – Вот, Настасья Петровна, наши ребятки расписали вам посуду. Вы полюбуйтесь на нее, а мы с ребятками поделимся, чья ж работа больше понравилась.

(Опросить всех детей.)

7. Итог занятия

Воспитатель (от имени Настасьи Петровны): Какая красивая, нарядная посуда, настоящая хохлома!

Весь товар у вас на славу,
Потрудились вы не зря.
Вот конфетки получите
И, спасибо вам, друзья!

Приложение 1