К компонентам креативности относят дивергентно - творческое (Дж.Гилфорд), нешаблонное (Де Вано) мышление. Мотивация креативности обеспечивается эмоциями удивления (Г. Бранш), и, глубоко развитой познавательной активностью. Такое мышление инвариантное, зачастую интуитивное в отличие от конвергентно-логического и последовательного поэтапностью решения некой проблемы. Дивергентное мышление имеет определенные особенности: оно направлено на поиск невыясненного, выходит за пределы существующих стандартов, ищет необычные пути, как правило, находит несколько вариантов решения определенной проблемы, пытается с новых позиций рассмотреть известное и установленное.
Дивергентное мышление тесно связано с активностью познавательных процессов и высокой чувствительностью сенсорики. Познавательная сфера творчески направленных людей отличается наличием общих понятий, широких категорий, синтетичностью восприятия окружающего мира, высоким уровнем гибкости. Это новый взгляд на старые истины, выход за пределы стереотипов, оригинальность идей и отсутствие стандартов.
По Дж. Гилфорд, дивергентное мышление характеризуется такими особенностями как: легкость и производительность - то есть то, насколько быстро индивид может определенные продукты творчества: идеи, мысли, объекты, воплотить в действительность. Гибкость - способность к быстрому переключению по данной проблеме на другую или их объединению. Оригинальность - своеобразие мышления, необычность подхода к проблеме, ее новое решение. Точность (ответственность) - стройность мыслительных операций по возникшей проблеме, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.
Эти качества дивергентного мышления как противодействуют конвергентной, сориентированной на знании, логике, определенной последовательности, оперирует четкими, логическими категориями и подводит под них существующую проблему, пытаясь решить ее в соответствии с определенными правилами, законами, формулами. В зависимости от того, какое мышление преобладает, люди могут быть творческими и репродуктивными, в большей или меньшей степени.
Психологически, творчество является потребностью человека, ведь творческая деятельность - это не только открытие в определенной области науки, художественные достижения, определенные продукты, являющимися значимыми для общества, творчество требует повседневная жизнь с ее малыми и большими проблемами, человек довольно часто должен решать. Для него подобное решение будет лично творческим, и субъективно он переживает его как открытие, как создание оригинального продукта, как новый подход к уже известному. В пользу утверждения о том, что творчество является потребностью человека, свидетельствуют те чувства недовольства, сумма, причастность которых испытывает человек, когда ему приходится выполнять динамическую работу.
Известны эксперименты, в которых испытуемые должны были в течение некоторого, достаточно длительного срока ставить точки на бумаге в строго регламентированной последовательности. Через некоторое время у подопытных появляется чувство усталости, раздражительности, недовольства и они начинали то разнообразить свою работу. Такие догматические ситуации не дают личности возможности проявлять свое творчество, включают в себя внутренний конфликт.
Мы использовали тест на изучение оригинальности решения задач на воображение.
Подготовка исследования. Подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок — голова с двумя ушами и т. д., и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.). Подготовить цветные карандаши, фломастеры.
Проведение исследования. Ребенка 7-8 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Предварительно можно провести вступительную беседу об умении фантазировать (вспомнить на что бывают похожи облака на небе и т. д.).
Обработка данных. Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение.
Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).
Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.
Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.
Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).
Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).
Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок — голова и т. д.), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).
Упражнения для развития творческого мышления.
Задания дивергентного типа крайне редко используются в традиционном школьном обучении. Ортодоксальное образование обычно не ставит своей целью развитие в человеке навыков нестандартного мышления, в связи с чем дивергентные задачи приобретают особую ценность: для творческой деятельности в любой сфере требуется прежде всего дивергентное мышление.
Рассмотрим в качестве примера некоторые типы задач, обычно используемые в практике работы с детьми.
Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений (рис. 1).
Рис. 1. Примеры изображений, которые можно сложить из простых геометрических фигур.
Следующее задание во многом походит на предыдущее: из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных. Примеры выполнения этого задания представлены на рис. 2.
Рис. 2. Придумай и создай фигурки людей и животных из бумаги.
Запасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж. Примеры представлены на рис. 3. Все это - работа творческая, но главное задание звучит так: "Найди как можно больше аналогий с реальными предметами". Коллаж можно поворачивать как угодно.
Рис. 3. Примеры коллажей из разных материалов.
Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.
Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.
Внедрение задач развивающих дивергентное мышление – задача непростая. Нужна подготовка самого педагога и психологическая готовность учащихся к работе с творческими учебными задачами. За последние годы накопился опыт и разработки приёмов педагогической техники.
Педагогическая техника, реализуемая через приёмы, базируется на определённых принципах:
Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, необходимо предоставлять право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.
Принцип открытости. Необходимо не только давать знания, но ещё и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.
Принцип деятельности. Нужно организовать освоение учениками знаний, умений, навыков, смыслов преимущественно в форме деятельности. Чтобы знание становилось инструментом, ученик должен с ним работать.
Принцип обратной связи. Необходимо регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приёмов обратной связи. Чем более развита система – техническая, экономическая, социальная или педагогическая, - тем больше в ней механизмов обратной связи.
Принцип идеальности. Идеальность – одно из ключевых понятий решения изобретательских задач. Необходимо максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.