Программные задачи:
- Познакомить детей с русской деревней, устройством крестьянского дома и с особенностями конструкции терема.
- Закрепить в речи детей такие понятия как изба, сруб.
- Закрепить знания детей о пословицах и поговорках.
- Развивать навыки речевого общения, способствовать высказыванию своих мнений.
- Способствовать раскрытию творческих способностей.
- Развивать мелкую моторику пальцев.
Предварительная работа:
- Чтение художественных произведений про дома и жилище животных.
- Разучивание пословиц по теме.
- Повторение лексической темы: «Дома». Отгадывание загадок.
- Дидактические игры: «Угадай, чей дом?» «Кто больше подберёт признаков?»
- Рассматривание иллюстраций о домах и жилищах животных.
Материал к занятию: Предметные картинки по теме «Дома», альбомный лист бумаги, подносы с заготовками «брёвнышек», клей, кисть клеевая, цветная бумага, ножницы, макет избы.
Ход занятия
– Скоро наступит лето. Многие из вас поедут отдыхать в деревню. Вот как об этом мечтают дети. (Дети читают стихотворения).
Поеду к бабушке в деревню
Там ждут меня друзья-луга,
Там ждут меня друзья-деревья.
Друзья-цветы, друзья-стога.Поеду к бабушке в деревню –
Она не очень далеко.
Там ждёт клубничное варенье,
Там ждёт парное молоко…
М. Пляцковский
– Ребята, вы сейчас послушали стихотворение. О чём оно?
– А что может каждый из вас рассказать о своей деревне? (Рассказы детей).
– Молодцы, ребята! Слушая ваши увлекательные рассказы о деревне, нам всем захотелось там побывать.
– А сейчас я предлагаю вам послушать загадку, в отгадке которой спряталось то, без чего в деревне трудно выжить. Слушайте внимательно.
Есть у ребят зелёный друг,
Весёлый друг, хороший,
Он нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (Лес.)
– О чём эта загадка? Как вы догадались?
– Почему жителям деревни так плохо без зелёного друга?
– Как вы думаете, что за сотни рук и тысячи ладошек он готов нам протянуть?
– Правильно, ребята. Там, где рядом лес и много зелени, всегда очень красиво. Вот почему вблизи от леса находится так много деревень, сёл, посёлков.
– Давайте все вместе вспомним, из какого материала в старину люди строили себе жилище? (из брёвен, из дерева).
– Если дома из брёвен, из дерева, то они какие? (Деревянные, бревенчатые).
– В таких домах сухо, тепло, и уютно и поэтому в них охотно и с удовольствием живут люди.
– Но не только люди живут в домах. Скажите, кому ещё нужен дом? (Животным, птицам, рыбам, насекомым).
– Посмотрите внимательно на эти необычные постройки. Как вы думаете, что это? (Жилища)
– А кто их построил? (Животные, птицы, насекомые)
– Кто построил вот этот дом? (Птицы) Как он называется? (Гнездо) Это птичий дом.
– А этот, чей дом? (Медвежий). Как он называется? (Берлога).
– А этот? (Волчий). Как он называется? (Логово).
– Кто живёт в этом доме? (Муравьи). Чей этот дом? (Муравьиный). А называется он…. (Муравейник).
– У собаки чей дом? (Собачий). Как он называется? (Конура).
– А у пчёл как называется дом? (Улей). Значит, это чей дом? (Пчелиный).
– Как называется этот дом? (Конюшня). Чей этот дом? (Лошадиный).
– Назовите и покажите те дома, которые построили сами птицы, животные, насекомые.
– А кто построил конюшню, конуру, ульи? (Человек).
– Что вы можете рассказать об этих жильцах? Почему о них заботится человек?
– Для чего животным, птицам, насекомым нужен дом? (Охраняет от дождя, сильного ветра, врагов, выводить потомство).
– Дома нужны всем: и людям, и животным, и птицам, и насекомым– всем живым существам. Все дома одинаково дороги жильцам, поэтому они их берегут, охраняют, а если надо, ремонтируют, обновляют.
Физкультминутка: «Нам пора передохнуть»
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть.
(Глубокий вдох и выдох.)Покрутили головой,
И усталость вся долой!
Раз-два-три-четыре-пять,
Шею надо разминать.
(Вращение головой в одну и другую сторону.)Встали ровно. Наклонились.
Раз – вперёд, а два – назад.
Потянулись. Распрямились.
Повторяем всё подряд.
(Наклоны вперёд и назад.)А потом мы приседаем.
Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем.
Наши ноги упражняем.
(Приседание.)
– А сейчас я вас приглашаю в сказку и предлагаю поиграть в игру «Угадай, чей домик?» По картинкам с изображением сказочных персонажей догадайтесь, из какой они сказки? («Теремок», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь». «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Гуси– лебеди»).
– Вы правильно назвали сказки, а теперь попробуйте догадаться, в чём сходство и различие этих сказочных домиков? (Деревянные, бревенчатые).
– Правильно, все они деревянные и бревенчатые и даже расписные и этим очень похожи на дома, в которых живут люди.
– Посмотрите внимательно на этот дом (бревенчатый) и скажите, как его можно назвать по-другому? (Изба, сруб).
– Для строительства таких ломов выбирали высокие, стройные сосны и ели, стволы которых были обязательно прямыми и крепкими. Их очищали от сучьев и коры и составляли между собой. Всё это делалось с помощью одного инструмента. Как вы думаете, какого? (топора). Вот как об этом говорится в народной пословице: « Не взявшись за топор, избы не построишь»
Дети проговаривают эту пословицу все вместе, по одному.
– А теперь обратите внимание на крышу. Что она вам напоминает?
– Правильно, она напоминает треугольник. Все избы в деревне стоят лицом к дороге. Вот на этой картине можно всё это увидеть.
– Дети, а мы с вами знаем много пословиц о домах. Давайте их вспомним.
- «Дома, как хочу, а в людях как велят».
- «Дома ешь, что хочешь, а в гостях что дадут».
- «Дома и стены помогают».
- «В гостях хорошо, а дома лучше».
- « Без хозяина дом – сирота».
- «Дом вести – не лапти плести».
Физкультминутка
(Проводится игра» Золотые ворота». Дети берутся за руки, образуя круг. В центр круга встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх, делают «золотые ворота». Рядом с воротами кладут ленточку. При помощи считалки выбирается водящий. Он проходит через «золотые ворота», подходит к кругу и ребром ладони разрывает одной из стоящих пар, при этом все дети поют:
В золотые ворота проходите, господа:
Первый раз – прощается,
Второй – запрещается,
А на третий – не пропустим вас!
Дети, руки которых разъединил водящий, бегут в разные стороны по кругу к ленточке. Первый, взявший ленточку, идёт в «золотые ворота», а проигравший встаёт в пару с водящим в круг).
– Отдохнули? А сейчас я приглашаю вас на стройку. Что вы здесь видите? Как вы думаете, что мы будем делать на стройке?
– Правильно строить. Каждый из вас должен построить избу, а все вместе – село или деревню.
– Если мы будем строить, то, как нас можно назвать? (строители).
– Правильно, строители. А можно ещё сказать: плотники, дроводелы.
– Как вы думаете, что означает слово «дроводелы»?
– Правильно, именно плотники, дроводелы возводили избы, дома-терема.
Дроводелы – плотники –
Важные работники.
Без гостей лишь топором
Они могут сладить дом.
– Что значит «сладить дом»?
– Для того чтобы нам сладить дом, потребуются брёвнышки, клей и, конечно, ваши руки. Наклеивая «брёвнышки» друг на друга, сложим стену дома.
Надстроим сверху крышу из двух «брёвнышек» и терем готов. А чтобы терем выглядел нарядно и сказочно, украсим его.
– Прежде, чем приступить к выполнению задания, потренируем наши пальчики.
Проводится пальчиковая игра: «Вот помощники мои».
Есть у любого
Два кулачка.Хлопнул один
По другому слегка.Ну а ладошки
Не отстают,Следом за ним
Весело бьют.Кулачки быстрее бьют,
До чего стараются.А ладошки тут
Тут как тут,
Так и рассыпаются.Кулачки давай сердиться,
Громко хлопать стали,А ладошки-баловницы
Тоже не отстали.
Под русскую народную мелодию дети выполняют задание.
– Получились настоящие терема: расписные, нарядные, сказочные. Можно расставить их друг против друга на некотором расстоянии.
– Глядя на эти терема, невольно представляешь село, деревню, посёлок.
– Сегодня на нашем занятии родилось новое село. Как вы хотите его назвать?
– Красивые, современные названия вы придумали для села. Здесь обязательно будут жить новосёлы, а значит, быть новоселью.
– А кто скажет, что такое «новоселье»?
– Правильно, это праздник, на который приглашается много гостей. И среди них обязательно будут строители.
Всей семьёй
Мы построили новый дом!Ряд за рядом брёвна
Положили ровно.Дом готов. А теперь
Ставим лесенку и дверь.Вот и печка,
И труба,Два крылечка,
Два столба.Чердачок построили,
Тесом дом покрыли.
И готов наш новый дом!Тили-тили-тили бом!
Приходите в новый дом!
Исполняется хоровод «На всю улицу веселье», муз. Золотарёва.