Пояснительная записка
Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений. Сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы даже ученик начальной школы знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; представлял назначение денег; что такое цена товара и от чего она зависит; как создаются блага и т. д.
В Центре внешкольной работы сложилась целая система преподавания экономики в начальной школе. В 5 базовых школах города в течение 7 лет педагоги Центра ведут уроки экономики.
Подробно изучив литературу по преподаванию экономики в начальной школе таких авторов, как И. Сасова, Л. Кларина, Т. Смирнова, А. Самохина, Т. Попова и других, я пришла к необходимости составления адаптированной к собственным условиям программы, которая бы отвечала современным принципам обучения: доступности, преемственности, индивидуальности, результативности. Практика обучения по этой программе в течение пяти лет дает свои положительные результаты. Школьники успешно продолжают изучение экономики в среднем и старшем звене, являются постоянными победителями и призерами городских конкурсов и олимпиад по экономике.
Экономическая подготовка в начальной школе основывается на практических формах работы учеников, моделировании различных ситуаций и выполнении творческих заданий. Поэтому, имея социально-экономическую направленность, программа создает условия для развития не только экономического мышления, но творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации.
Полученные детьми знания позволяют уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы.
На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших задач, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по городу, на предприятия, магазины вводить детей в мир экономических понятий и категорий. Формируется представление о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека от качества труда.
Ребята познают значение природного богатства для человека, проникаются бережным отношениям к природе и всем видам ресурсов.
Темы для изучения «Экономики» отобраны с учетом возрастных особенностей. Усвоению знаний помогают сказочные персонажи: Гном Эконом (2 класс), Белка и ее компания (3–4 классы). Увеличению самостоятельности и развитию творческих способностей детей при изучении курса способствуют рабочие тетради «Уроки гнома Эконома и феи Экологии» (2 класс.) и «Путешествие Белки и ее компании» в двух частях. (3–4 класс)
Учитывая возрастные особенности детей, на уроках используется большой наглядный материал, что способствует лучшему пониманию и закреплению полученных детьми знаний.
Подробнее содержание программы раскрыто в Приложении 1.
Цель обучения: формирование у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов, воспитание экономической культуры и мышления.
Задачи:
Обучающие:
- формирование у учащихся представлений об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения потребностей;
- освоение простейших приемов выбора;
- овладение элементарными экономическими расчетами;
- понимание графиков и таблиц;
Развивающие:
- развитие навыков принятия решений, воспитания ответственности за их последствия;
- умение доводить начатое дело до конца, рационально использовать различные ресурсы;
- развитие творческого и логического мышления.
Воспитательные:
- воспитание бережливости, аккуратности, ответственности;
- формирование навыков коллективных действий;
- стимулирование разносторонней активности детей.
Программа предназначена для обучения детей 2–4 классов, рассчитана на 3 года. Изучение курса «Экономика» целесообразно начинать во втором классе, когда дети в достаточной степени освоят навыки чтения и письма.
Форма и режим занятий:
Занятия проводятся в форме факультативного урока 1 академический час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа в год.
Формы обучения:
Экономическая подготовка в начальной школе основывается на практических формах работы учащихся:
– моделирование различных ситуаций;
– выполнение творческих заданий;
– создание проектов.
Основные знания и умения:
Учащиеся начальной школы в процессе изучения экономики должны знать:
– какие бывают потребности
– каковы источники удовлетворения потребностей;
– почему все потребности нельзя удовлетворить;
– что такое деньги и их роль в жизни человека;
– что такое доходы и расходы;
– где можно приобрести товары и услуги;
– что такое «источники доходов «;
– что такое «собственность», «товар», «цена», «зарплата» и другие экономические понятия;
– о взаимоотношениях продавца и покупателя;
– значение труда в удовлетворении потребностей;
– о домашнем хозяйстве и его возможностях в удовлетворении потребностей людей.
Учащиеся должны уметь:
– анализировать свои потребности;
– выделять основные и особые потребности;
– определять источники удовлетворения различных потребностей;
– пользоваться деньгами;
– определять источники доходов и расходов;
– объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
– совершать элементарные покупки в магазине;
– анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.
Основные формы контроля:
– проверочные и самостоятельные работы;
– творческие задания;
– конкурсы и деловые игры;
– олимпиады.
Межпредметные связи:
Значительную помощь в овладении младшими школьниками экономическими понятиями оказывают межпредметные связи. Уроки экономики тесно связаны с русским языком, математикой, изобразительным искусством, окружающим миром. Решение задач и проблемных ситуаций с экономическим содержанием показывает прагматическую направленность экономических знаний.
Математика: Построение и чтение столбчатых и круговых графиков. Решение математических задач с экономическим содержанием. Сравнение нескольких величин. Нахождение части от числа и числа по его части. Решение задач на сообразительность.
Русский язык: Написание сочинений. Подготовка сообщений. Обогащение словарного запаса детей. Ведение словаря экономических терминов. Разгадывание ребусов, шарад и другие занимательные задания. Решение проблемных ситуаций.
Изобразительное искусство: Выполнение творческих заданий в рисунке и чертеже.
Раскраска. Конкурсные задания по рисунку на экономические темы. Эстетичное оформление творческих работ и сообщений.
Окружающий мир: Экология родного края. Природные ресурсы. Потребности, необходимые для поддержания здоровья человека. Обычаи и жизнь народов разных стран. Города и страны.
Используемая литература:
- Кузнецова О.С., Сасова И.А.
Учебно-тематический план (I год обучения)
№ п/п |
Темы |
Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Введение в экономику | 1 | 1 | - |
2 | Потребности | 2 | 1 | 1 |
3 | Источники удовлетворения потребностей | 7 | 2 | 5 |
4 | Домашнее хозяйство | 4 | - | 4 |
5 | Товары и услуги | 6 | 1 | 5 |
6 | Деньги | 8 | 4 | 4 |
7 | Маркетинг | 4 | 1 | 3 |
8 | Задачи от Гнома Эконома | 2 | - | 2 |
Итого | 34 часа | 10 часов | 24 часа |
Учебно-тематический план (II год обучения)
№ п/п |
Темы |
Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Знакомство с Белкой и ее компанией | 2 | 1 | 1 |
2 | Потребности | 1 | 1 | - |
3 | Торговля | 12 | 4 | 8 |
4 | Графики | 3 | 1 | 2 |
5 | Деньги | 4 | 2 | 2 |
6 | Занимательная экономика | 5 | - | 5 |
7 | Экономические задачи | 5 | 2 | 3 |
8 | Аренда | 1 | 1 | - |
9 | Банки. Вклады | 1 | 1 | - |
Итого | 34 часа | 13 часов | 21 час |
Учебно-тематический план (III год обучения)
№ п/п |
Темы |
Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Встреча в лесной экономической школе | 1 | - | 1 |
2 | Основы экономического развития | 10 | 5 | 5 |
3 | Реклама. Качество товара | 4 | 2 | 2 |
4 | Банки. Ценные бумаги | 3 | 2 | 1 |
5 | Штрафы | 1 | 1 | - |
6 | Деловая этика | 1 | 1 | - |
7 | История профессий | 1 | 1 | - |
8 | Налоги | 2 | 1 | 1 |
9 | Международная торговля | 1 | 1 | - |
10 | Экономические задачи | 5 | 1 | 4 |
11 | Занимательная экономика | 5 | 1 | 4 |
Итого | 34 часа | 16 часов | 18 часов |