Цель занятия: обеспечение учащихся необходимой информацией в области режима дня, сохранения и укрепления здоровья и создание условий для формирования правильного отношения к своему здоровому будущему.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор; презентации, выполненные в программе PowerPoint.
Все люди, пока они бодрствуют,
находятся в одном и том же мире.
Но стоит им уснуть – и они
попадают в свой собственный.
Плутарх
Режим дня школьника представляет собой распорядок бодрствования и сна, чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток.
От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе. Большую часть суток школьники находятся в семье. Поэтому родители должны знать гигиенические требования к режиму дня школьника и, руководствуясь ими, помочь своим детям в правильной организации распорядка дня.
Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:
1. Правильное чередование труда и отдыха.
2. Регулярный прием пищи.
3. Сон определенной продолжительности, с точным
временем подъема и отхода ко сну.
4. Определенное время для утренней гимнастики и
гигиенических процедур.
5. Определенное время для приготовления домашних
заданий.
6. Определенную продолжительность отдыха с
максимальным пребыванием на открытом воздухе.
Сон – естественный физиологический
процесс пребывания в состоянии с минимальным
уровнем мозговой деятельности и
пониженной реакцией на
окружающий мир, присущий, птицам,
рыбам и некоторым другим
животным, в том числе насекомым
(например, ______).
Ветер и сон
Страшен и могуч Ветер. Тих и слаб Сон.
Однажды Ветер и Сон встретились. Любил
прихвастнуть Ветер, и сказал Сну:
– Эй, Сон, открой свои сонные глаза и взгляни на
меня. Нет никого сильнее меня. Я засыпаю кишлаки
песком, высушиваю реки, с корнем вымываю из земли
вековые деревья.
А сон лениво ответил Ветру:
– Не шуми! Не хвастай! Я сильнее тебя.
Долго они спорили. Наконец надоело Сну
пререкаться, и сказал он ветру:
– Что ты расхвастался? Зачем нам попусту
ссорится? Давай лучше испытаем свою силу.
Смотри, вон по дороге идет маленький мальчик и
ест лепешку. Пусть каждый из нас попробует
вырвать у него из рук лепешку. Так мы проверим,
кто сильнее.
Стал проверять силу Ветер. Кинулся он на
мальчика, завыл, загудел, принялся бросать его из
стороны в сторону. Не испугался мальчик, не
выпустил из рук лепешки.
Так и отпустил Ветер мальчика, ничего не
добившись.
Пришел черед Сна показать свою силу. Тихонько
приблизился он к мальчику, погладил его по
головке и дал ему кусок сахару, а Ветер только
усмехнулся и подумал: «Ну, если мальчик не дал мне
из рук лепешку вырвать, то кусок сахара и подавно
не отдаст».
Пососал мальчик сахар, сладко зевнул и ... заснул.
Опустились у него руки, разжались пальцы, и он
выронил хлеб и сахар на землю.
– Кто же из нас сильнее? – спросил у Ветра Сон.
Склонил буйный Ветер голову и проговорил только:
– Друг мой, вижу, ты сильнее меня. Задул, зашумел и
умчался прочь.
Так слабый Сон одержал верх над могучим Ветром.
Узбекская сказка
Продолжительность сна для детей 10-11 лет – 10 часов, для 12-15 лет – 9 часов и для учащихся старшего возраста – 9-8,5 часов. Ночной сон является продолжительным отдыхом, устраняющим то утомление, которое появляется к концу дня, и восстанавливающим силы организма. В нервных клетках под влиянием тормозного процесса усиливаются процессы восстановления. Клетки опять получают способность воспринимать раздражения из внешней среды и давать на них соответствующую реакцию. Недосыпание вредно сказывается на нервной системе школьников и ведет к снижению работоспособности. Школьника следует приучать всегда в одно и то же время ложиться спать и в одно и то же время вставать, тогда его нервная система приучается к определенному ритму работы и отдыха. Тогда школьник легко и быстро будет засыпать и легко и быстро пробуждаться в определенный час. Мы спим не ради сна самого по себе, а чтобы чувствовать себя бодрым и свежим в следующий день. Прекрасным литературным примером может послужить известная всем сказка Шарля Перро.
Спящая красавица
(отрывок)
...Трудно описать словами, как хороша была
спящая принцесса. Она нисколько не побледнела.
Щеки у нее были розовые, а губы красные, точно
кораллы. И хоть глаза у нее плотно закрыты, слышно
было, что она тихонько дышит.
Стало быть, это и в самом деле был сон, а не смерть.
Король приказал не тревожить принцессу до тех
пор, пока не наступит час ее пробуждения.
А добрая фея, которая спасла свою крестницу от
смерти, пожелав ей столетнего сна, была в то время
очень далеко от королевского замка.
Но она сразу же узнала об этом несчастье от
маленького скорохода, у которого были
семимильные сапоги.
Фея сейчас же пустилась в путь. Не прошло и часу,
как ее огненная колесница, запряженная
драконами, уже появилась возле королевского
дворца. Король подал ей руку и помог сойти с
колесницы.
Фея как могла постаралась утешить короля и
королеву. А затем, так как это была очень
предусмотрительная фея, она сразу же подумала,
как грустно будет принцессе, когда через сто лет
бедняжка проснется в этом старом замке и не
увидит возле себя ни одного знакомого лица.
Чтобы этого не случилось, фея сделала вот что.
Своей волшебной палочкой она прикоснулась ко
всем, кто был во дворце (кроме короля и королевы).
А там были придворные, фрейлины, гувернантки,
горничные, дворецкие, повара, поварята,
скороходы, солдаты дворцовой стражи,
привратники, пажи и лакеи.
Дотронулась она своей палочкой и до лошадей на
королевской конюшне, и до конюхов, которые
расчесывали лошадям хвосты. Дотронулась до
больших дворцовых псов и до маленькой кудрявой
собачки, по прозвищу Пуфф, которая лежала у ног
спящей принцессы.
И сейчас же все, кого коснулась волшебная палочка
феи, заснули. Заснули ровно на сто лет, чтобы
проснуться вместе со своей хозяйкой и служить ей,
как служили прежде. Заснули даже куропатки и
фазаны, которые поджарились на огне. Заснул
вертел, на котором они вертелись. Заснул огонь,
который их поджаривал.
И все это случилось, в одно-единственное
мгновение. Феи знают свое дело: взмах палочки – и
готово!
После этого король с королевой поцеловали свою
спящую дочку, простились с ней и тихо вышли из
залы.
Ш.Перро
Иногда по разным причинам сон нарушается. Наши предки, встающие с петухами и ложившиеся спать с заходом солнца, усваивающие за целую жизнь меньше информации, чем мы вынуждены «проглатывать» за год, практически не страдали нарушением сна. Тонкий природный механизм, обеспечивающий смену сна и бодрствования, разрушается современным образом жизни, ее бешенным ритмом, обилием впечатлений, информационной перегрузкой и недостатком физической активности.
Причины нарушения сна
- Неразрешенные конфликты,
- Тяжелая жизненная ситуация,
- Чувства беспокойства, тревоги,
- Боль,
- Высокая температура,
- Переедание,
- Перемена климата,
- Изменение обстановки (новая кровать, необычное окружение).
Несколько советов для хорошего сна:
Физическая активность. В здоровом теле здоровый дух.
Прогулка перед сном. Простые прогулки вокруг дома или по любимым улицам помогут обеспечить нормальный сон, сняв накопившуюся за день напряженность.
Аутотренинг. Расслабляя каждый участок тела, мы снимаем напряжение с мышц, даря своему телу ощущение тепла и легкой невесомости, а душе – умиротворение.
И надежно заглушён
Ночью улиц гул. Пусть тебе приснится сон,
Будто ты уснул. Мир внизу, а над ним
Ты легко паришь.
Под тобой древний Рим
И ночной Париж.
В.Высоцкий. Колыбельная
Продуманный ужин. Чтобы по ночам вас не мучило ощущение тяжести, ужинайте не позднее чем за 1,5-2 часа до сна. Процесс засыпания облегчает травяной чай. Полезно также принимать душ или ванну с аромамаслами.
Комфортабельный микроклимат в спальне. Комнату необходимо проветривать, а по ночам желательно окно закрывать и завешивать шторами. Ваша постель не должна быть слишком мягкой или жесткой. Помните, ведь даже одна горошина может испортить ночь любой принцессе.
Принцесса на горошине
(отрывок)
А утром королева поспешила прийти к девушке и
спросить, как спалось ей ночью. «Ах, просто
ужасно, – говорит юная принцесса, – за всю ночь я
не сомкнула глаз! Бог знает, что за ужасная у вас
кровать! Ясловно на камнях всю ночь лежала –
оттого все мое тело теперь в синяках и ссадинах!
Ах, как это было ужасно!»
И тут все поняли, что их гостья действительно
самая настоящая принцесса, потому что только
самая настоящая принцесса смогла бы через
двадцать матрасов, да двадцать перин одну
горошинку под собой почувствовать.
Знаете, а ведь это совершенно правдивая история!
Г.-К.Андерсен
Собственный «сонный ритуал». «Приманите»
сон, придумав свой собственный «сонный» ритуал.
Это может быть особенный «теплый свет», чтение
приятного журнала или книги, теплое молоко с
медом или прогулка.
Помните, как в детстве, когда к нам приходил
Оле-Лукойе....
В одних чулках он подымался тихонько по лестнице, потом осторожно притворит дверь, неслышно шагнет в комнату и слегка прыснет детям в глаза сладким молоком. Веки у детей начинают слипаться, и они уже не могут разглядеть Оле, а он подкрадывается к ним сзади и начинает легонько дуть им в затылок. Подует – и головки у них сейчас отежалеют. Это совсем не больно – у Оле-Лукойе нет ведь злого умысла; он хочет только, что бы дети угомонились, а для этого их непременно надо уложить в постель! Ну вот он и уложит их, а потом уже начинает рассказывать истории.
Г.-К.Андерсен. Оле-Лукойе
Сон – жизненная необходимость. Он
обладает волшебным свойством продлевать жизнь,
увеличивать работоспособность, лечить от
болезней.
Сон дает нам крылья, позволяя воплотить все свои
желания и мечты, позволяя вернуться туда, где нам
было тепло, попасть в то место, о котором мы
грезим.
Впустите «ангелов сна»! Получите в каждом своем
сне что-то красивое и светлое, то что поможет вам
утром встретить начало нового дня, наполненного
запахами расцветающих яблоневых деревьев,
пением птиц и улыбками тех, кого любим мы и кто
любит нас!
Сладких снов!