Пояснительная записка
Как бы человек не старался, ему не удается избежать болезней. Прибегать к помощи медицины и искать целителей своих недугов хочется не всем. Несмотря на выдающиеся достижения медицины в нашей стране, далеко не каждый может воспользоваться ими.
Тысячелетиями люди искали лекарства во флоре и фауне, на дне морском и на горных вершинах, не понимая простой истины: надо заглянуть в себя. Человеческий организм содержит весь необходимый арсенал лекарственных средств, с которыми не может конкурировать ни одна аптека в мире. Но хочется напомнить ещё раз, что болезнь легче предупредить, чем лечить.
Человек – хозяин своего здоровья. Прежде всего, мы должны относится к своему здоровью как к богатству, данному природой. Но быть хозяином здоровья – это не только сохранять, но и приумножать его, ведя здоровый образ жизни, занимаясь спортом.
Современный человек должен всегда руководствоваться следующими принципами здоровья:
- Прежде чем начать укреплять своё здоровье, нужно перестать ему вредить;
- Заботу о здоровье надо проявлять постоянно, разумно, грамотно, не поддаваясь ни лени, ни хандре;
- Лучший источник лекарства – это вы сами;
- Каждый может стать врачом своей души и тела.
Здоровье одно из самых главных жизненных ценностей. Важно усвоить само искусство быть здоровым, которое включает в себя целый комплекс знаний.
Программа данного факультативного курса предназначена для учащихся 10 классов, рассчитана на 34 часа.
Программа предусматривает формирование интереса к своему здоровью, изучению правил правильно питания, основных приемов по уходу за своим телом, использование простых правил по уходу за своим здоровьем. Предлагаемый курс поможет учащимся накопить знания о том, как можно при помощи простых правил сохранить своё здоровье.
При изучении программы учащиеся получат практические советы и рекомендации по применению методов сохранения и укрепления своего здоровья. Данная программа предназначена для тех, кто не намерен расставаться со своим здоровьем, молодостью и красотой.
Цели программы:
- Обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий сохранения и укрепления здоровья связанных с правильным питанием, гигиеной и различными видами гимнастики.
- Совершенствовать умения и навыки учащихся по организации поисковой и исследовательской деятельности.
Достижение данных целей планируется через решение следующих задач:
- Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью.
- Научить применять полученные знания в жизни и практической деятельности.
- Создать условия для противостояния манипулированием сознания со стороны СМИ и товаропроизводителя.
Данный курс способствует развитию внимательного отношения к своему здоровью; к внешности; воспитывает чувство ответственности за красоту своего тела, учит быть добрыми, жизнерадостными, уверенными в себе, способными применять полученные знания.
Основными формами работы изучения курса являются: лекции, беседы, семинары, защита рефератов, практические работы, исследовательская работа.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
- ухаживать за своим здоровьем;
- умение использовать приемы профилактики по предупреждению различных заболеваний;
- демонстрировать приобретенные навыки.
Программа состоит из четырех разделов:
Раздел 1 «Основы здоровья». В данном разделе речь пойдет о здоровье. Как нужно правильно питаться, чтобы сохранить своё здоровье. Какую пользу на организм и здоровье оказывает гимнастика. Основные принципы гигиены.
Раздел 2 «Оздоровление организма». В этом разделе будут рассматриваться оздоровительные методики для здоровья: лечебное голодание, как правильно нужно дышать, как при помощи самомассажа можно быстро и эффективно помочь себе.
Раздел 3 «Интересное о здоровье». В этом разделе речь пойдет об интересных фактах связанных со здоровьем: как по языку и родинкам можно определить, чем болен человек; какую силу человеку дают деревья, также учащиеся познакомятся с пользой зеленой аптеки. Научатся правильно ухаживать за своей кожей, руками, глазами, ногами. Какую воду нужно пить, чтобы продлить своё долголетие.
Раздел 4 «Методики оздоровления». В данном разделе будут рассматриваться методики современного оздоровления. Учащиеся познакомятся со следующими методиками: фитотерапия, апитерапия, цветотерапия, соколечение.
Тематическое планирование (Приложение 1)
Деятельность уроков (Приложение 2)
Литература:
- Полный семейный справочник домашнего доктора. Н.Н. Полушкина. Рипол Классик. М., 2007.
- Попрощайтесь с болезнями. Майя Гогулан. Санкт-Петербург: «Вектор», 2009.
- Деревья лечат. Ленинград, 2005.
- Полная энциклопедия массажа. «Ленинград», 2005.
- Как победить усталость. В.А. Иванченко. М.: Лабиринт Пресс.
- Стресс. Пособие по психологической самозащите. Евгений Тарасов. М.: Лабирин Пресс.
- Домашний врачеватель. М., 1999.
- Лесная кладовая. Т. Иванова. Л. Путинцева. Тула: Приокское книжное издательство, 1994.
- Лекарственные растения Восточной Сибири. Восточно-Сибирское книжное издательство, 1996.
- Путеводитель по лекарственным травам. ОАО «Красногорсклексредства», 2006.
- Газета «Целебник» № 1–12, 2005–2006.
- Газета «Лечебник» № 1–10, 2005–2006.