Интегрированный урок в системе развивающего обучения

Разделы: Начальная школа


Цель: активизация процесса художественно-творческого развития учащихся через комплексное взаимодействие математики и искусства.

Система задач:

  1. Показ единства мира во всём его многообразии на примере построения макета города с помощью геометрического тела – куб.
  2. Изготовление куба из развёртки.
  3. Подготовка к восприятию темы «Объёмы» в старших классах.
  4. Формирование эмоциональной отзывчивости на прекрасное, добро и зло.
  5. Развитие ассоциативно-образного мышления.
  6. Развитие пространственного воображения, умение мыслить и делать выводы, сравнивать, анализировать, сопоставлять.
  7. Развитие творческой активности, творческого отношения к жизни.
  8. Развитие самостоятельности в поиске решения на основе использования заданных элементов.
  9. Учить оценивать качество работы с учётом технологических и эстетических требований.
  10. Рационально расходовать используемые материалы.
  11. Поддерживать порядок на рабочем месте.

Тип урока: интегрированный урок.

Оборудование: кубики, схема, развертки (4 вида) кукла – мастер постройки кукла – мисс «Математика»

Материалы: цветной картон, ножницы, клей, шаблон квадрата, карандаш, линейка.

Зрительный ряд: М.Сарьян «Старый Ереван», У.Таксынбаев «Кочевники»; иллюстрации архитектурных ансамблей и памятников разных городов, детские работы «Мой город».

Литературный ряд:

  1. Сергуненков Б. «Плотник».
  2. Максвелл М. «Работа».

Урок 1

Ход урока

I. Огранизационный момент. Разбивка на группы

Детям при входе в класс раздаются геометрические фигуры:
На столах карточки с изображением геометрических фигур.

II. Театрализация сказки – мастер постройки

Жил мастер. Много за свою жизнь срубил он домов. Влюблен был в свое дело. Работал не за деньги, а за любовь, чтобы каждый жил в тепле и уюте. Однажды рубил мастер дом. День рубит, ночь. Видят люди: трудится мастер, не покладая рук, испугались, как бы не переработал он, не заболел. Говорят мастеру:

В руках кукла мастер постройки.

Диалог двух учителей:

Ты перекусил бы немного.
Мне работа вкуснее хлеба.
Ты попил бы немного.
Мне работа слаще воды.
Ты поспал бы немного.
Мне работа приятнее сна.

Пожалели окружающие плотника, силой заперли его в сарай. Думали, заставили плотника отдохнуть, а тот разыскал в сарае доски – дверь мастерит. Уложили люди мастера спать. Спит мастер, но и во сне ему не спится. Держит он в руках деревянный чурбачок и конька на крышу во сне вырубает. И правда. Лежит мастер связанный, и руками ему не пошевелить. Тут услышали люди на стройке стук топора. Побежали посмотреть. Смотрят и глазам не верят: топор сам без хозяина тешет, пила пилит, бревна в ряд венец за венцом кладутся. Поняли люди: не оторвать им мастера от работы и отстали с миром. Так и работает мастер в охоту до сих пор.

Учитель: Что происходит с человеком, когда он влюбляется в свою работу?

Дети: Не замечает время, человек счастлив

Учитель: Можно ли назвать мастера счастливым человеком? В чем его счастье?

Дети: Мастер любит трудиться.

Учитель: Нужны ли знания мастеру при постройке дома?

Дети: Нужны.

Учитель: Какие знания?

Дети: Знать размер дома, из какого материала и какой формы будет дом.

Учитель: Какая наука изучает формы, размеры, расчеты?

Дети: Математика.

Учитель: Есть у мастера подруга – мисс «Математика»

III. Знакомство с мисс «Математика»

– Здравствуйте, ребята! Мои знания очень нужны мастеру постройки, да и вам они тоже пригодятся. Сегодня мы расскажем, как построить дом из геометрических фигур. Вы узнаете, что такое куб. Вся моя фигура состоит из кубов, а поможет мне в этом Людмила Андреевна – учитель математики. В руках у учителя кукла, выполненная из кубов разного размера Смена голоса на героя.

IV. Подготовка к введению нового материала

Учитель: В удивительном мире математики существует фигура, которая не имеет измерений длины, ширины, высоты. Вы догадались, какая это фигура?

Учитель вывешивает поэтапно таблицы:

Дети: Точка.

Учитель: Если мы к точке прибавим определенную длину, то получим ___.

Дети: Отрезок.

Учитель: Из четырех равных отрезков какую геометрическую фигуру можно построить?

Дети: Квадрат.

Учитель: что получим, если к квадрату прибавим еще одно измерение – высоту.

Дети: Объемную фигуру. Куб.

V. Введение нового материала и его первичное закрепление.

Исследование куба.

На доске слова:

Грань –
Ребро –
Вершина –

Учитель записывает количество на доске, а один ученик показывает на кукле.

Учитель: У Вас на столах лежат кубики. Рассмотрите свой кубик. Из чего состоит куб?

Дети: Вершина, грань, ребро.

Учитель: Пересчитайте. Покажите боковые грани, нижнюю, верхнюю грань.

Кукла: Я с вами вместе считала и устала. Давайте отдохнем.

Физкультминутка

Теплоход.

От зеленого причала Встать из-за парт.
Оттолкнулся теплоход. Раз, два.
Он назад шагнул сначала Раз, два. Шаг назад. Шаг вперед.
А потом шагнул вперед, Раз, два.
И поплыл, поплыл по речке. Волнообразное движение руками.
Набирая полный ход. Ходьба на месте.

Ученики под руководством учителя с помощью шаблона (квадрат)строят на цветном картоне развертку куба, вырезают

VI. Построение развертки куба. Практическая работа.

Кукла мастер: Ребята, а сейчас для вас у меня такое задание: постройте геометрическую фигуру, изображенную на доске.

Учитель: Что это у вас получилось?

Дети: Развертка.

Учитель: Подумайте, почему вырезанная фигура называется разверткой?

Создание и разрешение проблемной ситуации.

Дети: Ее можно собрать и развернуть.

Учитель: Из чего состоит развертка?

Дети: Из квадратов.

Учитель: Что можно сделать из этой развертки?

Дети: Куб.

Учитель наглядно показывает.

VII. Работа над развитием пространственного мышления.

1. Выбор развертки.

Учитель: Из фигур выберите те, которые являются развертками куба. Объясните, почему вы выбрали их?

На доске даны разные развертки 8 штук.

Дети доказывают практическим путем.

Дети: Из этой развертки получается куб.

2. Выбор куба по развертке.

Учитель: Дана цветная развертка куба. Какой куб из этой развертки можно склеить. Выберите куб и обоснуйте выбор.

На доске цветная развертка и три куба. Такая же развертка дается в каждую группу.

Дети: Если посмотрим на верхнюю и нижнюю грани, на них изображены круги – черные и белые, то сразу убираем второй куб, т.к. круги находятся на верхней и боковой грани. Третий куб не подходит потому, что на месте белого круга должен быть черный.

Дети определяют на глаз, а потом доказывают практическим путем.

Урок 2

Ход урока

I. Организационный момент

II. Развитие пространственного мышления (продолжение)

III. Расстановка букв на гранях по заданию

Учитель: Условимся, что боковые грани куба обозначать буквой Б, верхнюю В, нижнюю Н. Расставьте на развертке куба буквы в соответствии с уже намеченными.

Дети на глаз (не сворачивая) расставляют, а затем практическим путем доказывают.

Самостоятельная работа «Выделение ребер куба»

В каждой группе свой рисунок. Дети пересчитывают.

Учитель: Пунктирными линиями обозначены невидимые ребра куба. Обведите ребра куба, которые лежат ближе к вам красным цветом, а дальше – синим. Какие ребра «ведут вглубь» – обведите зеленым. На этот куб мы смотрим справа сверху

Один куб на доске.

Остальные в каждой группе кубы даны пунктирными линиями.

– Проведите сплошные линии так, чтобы куб был «виден»:

а) справа снизу
б) слева сверху
в) слева снизу

III. Конструирование макета здания из готовых кубов

Учитель: Климат, образ жизни любого народа во многом определяет форму построек. При кочевом образе жизни была удобна юрта, при оседлом – деревянная или каменная постройка. Давайте обратимся к зрительному ряду и найдем разные по характеру архитектурные сооружения, разные города.

Учащиеся рассматривают представленный зрительный ряд, вспоминают материалы предыдущих уроков ИЗО и дают ответы

Дети:

1. Хакасская юрта похожа на маленький холм, сильные степные ветры не разрушат такую постройку.
2. Сакля в горах уподобляется выступам этих гор, сливаясь с ними. Сакля не может быть большой или высокой.
3. Северные избы – хоромы имеют» высокие крыши со скатами для сметания снега.
4. На юге крыши домов плоские – на них можно спать в жаркие ночи, сушить на солнце фрукты. Постройка имеет форму куба.

Учитель: Язык архитектуры – это язык объемных форм, размещенных в определенной последовательности. Достаточно нескольких вариантов объемных фигур, чтобы, соединяя их. получить новую форму постройки. Архитектура является трехмерным искусством, а куб – трехмерная фигура, поэтому мы и используем куб для нашей постройки. Сегодня мы будем строить свой город, давайте назовем его «Город любви и доброты». В нашем городе будет 4 основные постройки. Каждая группа учащихся начнет работать по заданному модулю. При помощи геометрических кубов нужно сконструировать макет постройки. Все макеты затем объединяются в единую композицию города. Когда работа будет сделана. Необходимо представить свою постройку: обосновать выбранную архитектурную форму, описать характер постройки.

Каждая группа учащихся получает задание – карточку с указанием конкретной постройки (больница, школа, жилой дом, пожарная охрана). Каждая группа получает карточку с наводящими вопросами для составления рассказа описания своей архитектурной постройки (см. Приложение 1).

Учащиеся выполняют задание.

IV. Практическая работа. Склеивание куба и сооружение постройки

V. Экскурсия по городу. Игра «Город любви и доброты»

Учитель: Сегодня на уроке мы основали город любви и доброты. Все архитектурные постройки расположены на главной площади города. И сейчас расскажем о нашем городе.

Оформляется выставка работ на отдельном столе. Учащиеся представляют свою постройку. 1-я группа представляет новую школу. 2-я группа говорит о необходимости больницы в городе, 3-я группа говорит о людях, живущих в городе. 4-ая группа доказывает нужность пожарной охраны. Просмотр детских работ.

VI. Выставка

VII. Подведение итогов

Учителя математики и ИЗО подводят итоги работы на уроке и оценивают качество выполненных работ.

Учитель: Почувствовали ли вы сегодня на уроке чувство радости, счастья от выполненной работы?

Дети: Да.

Учитель: Теперь вы понимаете, почему мастер постройки работал и днем и ночью?

Дети: Да.

Учитель ИЗО: Наша чудесная способность работать, что-то производить – это и источник нашего счастья.

Учитель математики: Ничто не может дать нам большего удовлетворения, чем завершенная работа.

Учитель математики: Ничто не может дать нам большего удовлетворения, чем завершенная работа.

Учитель ИЗО: При виде хорошо сделанной работы мы испытываем такую радость, которую нам не может дать ничто другое.

Учитель математики: Труд велик, он приносит честь тому, кто трудится.

Анализ урока

Главной целью художественного развития должно быть пробуждение ответственного отношения ко всему, что окружает в жизни. Главная цель урока – активизировать процесс художественно-творческого развития учащихся через комплексное взаимодействие математики и искусства. Следствием этого станет развитие художественно-образного мышления, воображения, приобретение специальных знаний и умений.

Тип урока – интегрированный. Урок построен по законам художественной дидактики. Урок имеет основные опорные пункты: такие, как завязка, постановка проблемы, её совместное решение, кульминационный момент, последствие.

Завязка – организующая часть урока, построена через программные игры.

Игра «3 брата – мастера» (Мастер изображения, Мастер украшения, Мастер постройки).

На урок приходит Мастер постройки, знающий математику, и ставит перед учащимися проблему – как построить дом. Что нужно знать и уметь, как стать счастливыми.

Другая программная игра «Художник и зритель» позволяет учащимся быть то в роли зрителя, то в роли конструктора, то в роли художника. На уроке смена этих ролей происходит постоянно.

Игровой, сказочный момент урока вводит учащихся в состояние сопереживания.

Такое эмоциональное введение в сопереживание позволяет перейти к основной части урока – математическому блоку.

Поставлена проблема – как сделать куб, как из кубов сконструировать макет постройки. Ответ на этот вопрос должны дать сами школьники.

Кульминационный момент урока – это то состояние души ребёнка, когда он испытывает потребность весь свой эмоциональный заряд проявить и реализовать в творческой деятельности. Это вершина урока. Когда каждая группа учащихся представляет свой макет здания, выполненный из кубиков, показывает предназначение постройки, учащиеся видят итоговую композицию, её целостный образ.

Последствие – итоговая часть урока, при которой пережитая ситуация ещё и осмысливается. Выставка макета города – коллективная работа. Эту работу оценивают как учитель, так и ученики.

Урок построен по принципу освоения вживанием (принцип целостности и неспешности эмоционального освоения).

Тема эмоционально проигрывается. На вопрос: «Почему мастер постройки так счастлив?» учащиеся отвечают в конце урока, когда сделано «открытие», что без знаний математики не может быть настоящего мастера, нельзя получить удовлетворение в работе, будучи неграмотным человеком. Метод поэтапных открытий даёт возможность ответить на вопрос: как сделать куб, что такое развёртка, где в жизни встречается куб, как построить дом.

Метод единства восприятия и создания важен во время практической работы. Видя зрительный ряд, слушая сказку, музыку, выполняют макет города любви и доброты.

Принципы постоянства связи с жизнью – очень важный принцип. Без постоянной тренировки в связывании урока и жизни не вырабатывается самого необходимого для общего развития – создания подлинной жизненности проблем математики и искусства, соотнесённости их с личной жизнью и интересами каждого человека.

Поэтому, используя метод привлечения личного, эмоционального, визуального опыта детей в беседе, метод широких ассоциаций, учитель приближает урок к жизненной ситуации.