Цель: Обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости; установить, от каких факторов она зависит; сформулировать закон Архимеда.
Задачи:
- Сформировать представление о физическом явлении – действием жидкости на погруженное в него тело; физической величине – Архимедовой силе; законе-законе Архимеда.
- Развивать умения – наблюдать, анализировать, предполагать, делать выводы, выстраивать коммуникации в процессе работы группы, экспериментировать.
Оборудование:
- Демонстрационное – аквариум с водой, мяч, весы, доски – магнитная, мультимедийная,
- Лабораторное – сосуды с жидкостью, динамометры, наборы тел для калориметрии, пластилин, нити,
- Наглядность – сигнальные карточки, таблицы, инструктивные карты.
Ход урока
Этап | Дидактическая задача | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
Организационный | Активизировать внимание учащихся, создать настрой на работу | В процессе монолога знакомит учащихся со структурой урока, его задачами. | Выслушивают, делают записи в тетрадях | |
Актуализация | Установить уровень необходимых знаний и умений учащихся, ликвидировать выявленные недостатки. Активизировать внимание. | Организует работу в паре: обратите внимание на сигнальные карты, лежащие перед вами. | Пододвигают к себе карты, удобно располагают их на рабочем столе. | |
Покажите какими символами обозначаются: сила, вес, плотность, масса, объём, давление, высота. | Совещаются, определяют нужную карточку, поднимают её, демонстрируя учителю. | Определены недостатки в знании обозначений физических величин. Учителем исправлены, учениками повторены | ||
Теперь обратите своё внимание на таблицы, в них имеются незаполненные пробелы. В течение одной минуты вам необходимо их устранить. | Совещаются, один берёт ручку, заполняет пробелы, другой
следит и исправляет по мере необходимости. Сравнивают результат с образцом. |
|||
Минута истекла, обратите внимание на готовый слайд, сравните результат вашей работы с образцом. по необходимости исправьте ошибки. | Ещё раз привлечено внимание к правильному обозначению физических величин, а также к расчётным формулам, позволяющим их определить.(работает зрительная и слуховая память учащихся) | |||
Молодцы! А теперь назовите прибор лежащий перед вами . Определите вес цилиндра в воздухе. Озвучьте результат. |
Называют– динамометр. Берут в руки динамометр, закрепляют на его крючке цилиндр, называют результат. |
Повторён практический навык работы с физическим прибором. Все учащиеся вовлечены в активную деятельность. Внимание активизировано. | ||
Активное и сознательное усвоение нового знания | Организовать и направить познавательную деятельность учащихся. | Итак, успешно завершён первый этап урока, вы готовы двигаться дальше? | Да. | Организован побуждающий диалог. |
Вы хотите узнать ,почему одни тела, погружённые в жидкость плавают, а другие тонут. От каких факторов это зависит, и какому закону подчиняется? | Да | |||
Тогда попробуйте предположить, что сейчас нам предстоит выяснять? (учитель подходит к доске и фиксирует предположения учащихся) | Может обнаружить какую-нибудь силу, помогающую телу. Посмотреть от чего она будет зависеть. И определить закон которому она подчиняется. (ответы уч-ся) |
Определены и зафиксированы задачи для учащихся | ||
Хорошо, тогда позвольте продемонстрировать небольшой
опыт и прочитать стихотворение, которое я думаю вам знакомо: «Наша Таня
громко плачет. Уронила в речку мячик. Тише Танечка не плачь, не утонит в
речке мяч» – бросает мяч в аквариум с водой. (Приложение
3) Формулирует учебную проблему: «Почему мяч всплыл?» |
Наверное, его выталкивает сила. | |||
Хорошо! Опускает в тот же аквариум металлический цилиндр, он тонет. Формулирует учебную проблему: «Действует ли в этом случае на тело эта сила?» | Нет. Может да. Может мы её действие просто не видим. |
|||
Молодцы! А теперь подумайте, как с помощью динамометра, мензурки с водой и цилиндра обнаружить действие этой силы. (вспомните первый этап урока) | Может определить вес цилиндра в воздухе, затем в воде, посмотреть есть ли разница. | Организована практическая деятельность учащихся. | ||
Проделайте данный опыт. Сделайте вывод. Итак, какой вывод можно сделать? |
Работая в паре, проводят эксперимент. На любые тела погружённые в воду действует выталкивающая сила. |
Активизирована мыслительная деятельность | ||
Очень хорошо, а теперь я продемонстрирую вам небольшой опыт, на основании которого, вы определите, куда направлена данная сила и ответите, почему вы так решили. (опыт с коромыслом весов, на котором закреплены два тела одинакового объёма Вся система уравновешена, а затем одно тело опущено в воду. Равновесие нарушилось, тело, опущенное в воду поднялось) (Приложение 4) | Данная сила направлена вверх. (поступают ответы учащихся) | |||
Итак, давайте подведём итог. Что нам стало известно? | На все тела, погружённые в жидкость действует
выталкивающая сила, которая приложена к телу и направлена вертикально
вверх. Ребята получают карты, занимают определённые рабочие места и начинают работать. |
|||
Молодцы, вы уже хорошо поработали! Однако мне хотелось
бы предложить вам сейчас побыть навремя учёными. Одни будут теоретики,
другие практики. И те и другие будут заниматься одним вопросом.
(формулирует следующую проблему) Меня интересует вопрос, от каких факторов зависит выталкивающая сила? Каждая группа получит инструктивную карту и займёт определённое место работы. Работать будете 10 минут, а затем представите результаты своей работы. (Приложение 5) |
||||
Итак, время вышло. Прошу теоретиков представить результаты своей деятельности. | Выходит представитель от группы, рассказывает какова, была у них цель, что им удалось выяснить. Остальные слушают, предварительно заняв свои прежние места работы. | |||
Далее учитель предоставляет слово представителю каждой группы и подводит итог деятельности. На доске тем временем сформировался опорный конспект. (Приложение 6) | Выступает представитель каждой группы. | Сформирован опорный конспект на доске. | ||
В заключении этого этапа, мне хотелось бы обратить ваше внимание на страницу 118 учебника и услышать в честь какого учёного древности была названа сила, о которой мы говорили целый урок. | Дают ответ-сила Архимеда. | |||
А какое название получила формула, записанная на доске. Кто сможет сказать, в чём заключается физический смысл закона Архимеда? |
Дают ответ-закон Архимеда. Отвечают – любое тело погружённое в жидкость теряет в своём весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость. |
|||
Заключительный | Определить степень эмоционального напряжения и степень первичного запоминания. | Учитель просит закрыть учебники и тетради, а затем
восстановить рассмотренный материал. Молодцы, мне очень понравилась ваша работа. Как вы себя сегодня на уроке чувствовали? Всем спасибо за работу и закончить сегодняшний урок я хочу стихотворением: Жил в Сиракузах мудрец Архимед, А вот чем закончилась их беседа, вы можете прочитать дома в приложения к учебнику. Урок закончен, до свидания. |
Учащиеся восстанавливаю по памяти рассмотренный
материал. Учащиеся делятся впечатлениями о уроке и своим самочувствием. |
Подведён итог урока. |