Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Сила Архимеда

Разделы: Физика


Цель: Обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости; установить, от каких факторов она зависит; сформулировать закон Архимеда.

Задачи:

  • Сформировать представление о физическом явлении – действием жидкости на погруженное в него тело; физической величине – Архимедовой силе; законе-законе Архимеда.
  • Развивать умения – наблюдать, анализировать, предполагать, делать выводы, выстраивать коммуникации в процессе работы группы, экспериментировать.

Оборудование:

  • Демонстрационное – аквариум с водой, мяч, весы, доски – магнитная, мультимедийная,
  • Лабораторное – сосуды с жидкостью, динамометры, наборы тел для калориметрии, пластилин, нити,
  • Наглядность – сигнальные карточки, таблицы, инструктивные карты.

Ход урока

Этап Дидактическая задача Деятельность учителя Деятельность учащихся Результат
Организационный Активизировать внимание учащихся, создать настрой на работу В процессе монолога знакомит учащихся со структурой урока, его задачами. Выслушивают, делают записи в тетрадях  
Актуализация Установить уровень необходимых знаний и умений учащихся, ликвидировать выявленные недостатки. Активизировать внимание. Организует работу в паре: обратите внимание на сигнальные карты, лежащие перед вами. Пододвигают к себе карты, удобно располагают их на рабочем столе.
Покажите какими символами обозначаются: сила, вес, плотность, масса, объём, давление, высота.

(Приложение 1)

Совещаются, определяют нужную карточку, поднимают её, демонстрируя учителю. Определены недостатки в знании обозначений физических величин. Учителем исправлены, учениками повторены
Теперь обратите своё внимание на таблицы, в них имеются незаполненные пробелы. В течение одной минуты вам необходимо их устранить.

(Приложение 2)

Совещаются, один берёт ручку, заполняет пробелы, другой следит и исправляет по мере необходимости.

Сравнивают результат с образцом.

 
Минута истекла, обратите внимание на готовый слайд, сравните результат вашей работы с образцом. по необходимости исправьте ошибки.   Ещё раз привлечено внимание к правильному обозначению физических величин, а также к расчётным формулам, позволяющим их определить.(работает зрительная и слуховая память учащихся)
Молодцы! А теперь назовите прибор лежащий перед вами .

Определите вес цилиндра в воздухе. Озвучьте результат.

Называют– динамометр.

Берут в руки динамометр, закрепляют на его крючке цилиндр, называют результат.

Повторён практический навык работы с физическим прибором. Все учащиеся вовлечены в активную деятельность. Внимание активизировано.
Активное и сознательное усвоение нового знания Организовать и направить познавательную деятельность учащихся. Итак, успешно завершён первый этап урока, вы готовы двигаться дальше? Да. Организован побуждающий диалог.
Вы хотите узнать ,почему одни тела, погружённые в жидкость плавают, а другие тонут. От каких факторов это зависит, и какому закону подчиняется? Да
Тогда попробуйте предположить, что сейчас нам предстоит выяснять? (учитель подходит к доске и фиксирует предположения учащихся) Может обнаружить какую-нибудь силу, помогающую телу.

Посмотреть от чего она будет зависеть.

И определить закон которому она подчиняется. (ответы уч-ся)

Определены и зафиксированы задачи для учащихся
Хорошо, тогда позвольте продемонстрировать небольшой опыт и прочитать стихотворение, которое я думаю вам знакомо: «Наша Таня громко плачет. Уронила в речку мячик. Тише Танечка не плачь, не утонит в речке мяч» – бросает мяч в аквариум с водой. (Приложение 3)

Формулирует учебную проблему: «Почему мяч всплыл?»

Наверное, его выталкивает сила.
Хорошо! Опускает в тот же аквариум металлический цилиндр, он тонет. Формулирует учебную проблему: «Действует ли в этом случае на тело эта сила?» Нет.

Может да.

Может мы её действие просто не видим.

Молодцы! А теперь подумайте, как с помощью динамометра, мензурки с водой и цилиндра обнаружить действие этой силы. (вспомните первый этап урока) Может определить вес цилиндра в воздухе, затем в воде, посмотреть есть ли разница. Организована практическая деятельность учащихся.
Проделайте данный опыт. Сделайте вывод.

Итак, какой вывод можно сделать?

Работая в паре, проводят эксперимент.

На любые тела погружённые в воду действует выталкивающая сила.

Активизирована мыслительная деятельность
Очень хорошо, а теперь я продемонстрирую вам небольшой опыт, на основании которого, вы определите, куда направлена данная сила и ответите, почему вы так решили. (опыт с коромыслом весов, на котором закреплены два тела одинакового объёма Вся система уравновешена, а затем одно тело опущено в воду. Равновесие нарушилось, тело, опущенное в воду поднялось) (Приложение 4) Данная сила направлена вверх. (поступают ответы учащихся)
Итак, давайте подведём итог. Что нам стало известно? На все тела, погружённые в жидкость действует выталкивающая сила, которая приложена к телу и направлена вертикально вверх.

Ребята получают карты, занимают определённые рабочие места и начинают работать.

Молодцы, вы уже хорошо поработали! Однако мне хотелось бы предложить вам сейчас побыть навремя учёными. Одни будут теоретики, другие практики. И те и другие будут заниматься одним вопросом. (формулирует следующую проблему)

Меня интересует вопрос, от каких факторов зависит выталкивающая сила?

Каждая группа получит инструктивную карту и займёт определённое место работы. Работать будете 10 минут, а затем представите результаты своей работы. (Приложение 5)

 
Итак, время вышло. Прошу теоретиков представить результаты своей деятельности. Выходит представитель от группы, рассказывает какова, была у них цель, что им удалось выяснить. Остальные слушают, предварительно заняв свои прежние места работы.
Далее учитель предоставляет слово представителю каждой группы и подводит итог деятельности. На доске тем временем сформировался опорный конспект. (Приложение 6) Выступает представитель каждой группы. Сформирован опорный конспект на доске.
В заключении этого этапа, мне хотелось бы обратить ваше внимание на страницу 118 учебника и услышать в честь какого учёного древности была названа сила, о которой мы говорили целый урок. Дают ответ-сила Архимеда.
А какое название получила формула, записанная на доске.

Кто сможет сказать, в чём заключается физический смысл закона Архимеда?

Дают ответ-закон Архимеда.

Отвечают – любое тело погружённое в жидкость теряет в своём весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость.

Заключительный Определить степень эмоционального напряжения и степень первичного запоминания. Учитель просит закрыть учебники и тетради, а затем восстановить рассмотренный материал.

Молодцы, мне очень понравилась ваша работа. Как вы себя сегодня на уроке чувствовали?

Всем спасибо за работу и закончить сегодняшний урок я хочу стихотворением:

Жил в Сиракузах мудрец Архимед,
Был другом царя Гиерона.
Какой для царя
Самый важный предмет?
Вы все догадались – корона!

Захотелось Гиерону
Сделать новую корону
Золота отмерил строго.
Взял не мало и не много,
Сколько нужно, в самый раз.
Ювелиру дал заказ.

Через месяц Гиерону
Ювелир принёс корону.
Взял корону Гиерон,
Оглядел со всех сторон.
Чистым золотом сверкает…
Но ведь всякое бывает.
И добавить серебро
Можно к золоту хитро,
А того и хуже – медь
(Если совесть не иметь)…

И царю узнать охота:
Честно ль сделана работа?
Не желал терпеть урон Гиерон.
И позвал он Архимеда…
Началась у них беседа.

А вот чем закончилась их беседа, вы можете прочитать дома в приложения к учебнику. Урок закончен, до свидания.

Учащиеся восстанавливаю по памяти рассмотренный материал.

Учащиеся делятся впечатлениями о уроке и своим самочувствием.

Подведён итог урока.