Долгое время обучение письменной речи на уроках иностранного языка не являлось целью обучения в школе в силу доминирующего положения устной речи в программах. А между тем письменная форма общения выполняет важную коммуникативную функцию. В связи с этим перед учителем, преподающим иностранный язык, стоит задача таким образом организовать учебный процесс в школе, чтобы учащиеся осознали основную функцию иноязычной письменной речи: служить средством общения на изучаемых языках в разных жизненных ситуациях.
Целью настоящей статьи является рассмотрение вопроса организации обучения некоторым формам функциональной письменной компетенции на английском языке в средней школе. Ни одну проблему, связанную с обучением письму на родном или иностранном языке, невозможно решить, не ответив на «вечные» вопросы методики – что такое письмо, существует ли письменный язык отдельно от устного языка, может ли письменный язык претендовать на большую роль, чем вспомогательное средство овладения языком и др.
Что же такое письмо?
Термин «письмо» в отечественной методике употребляется в двояком значении: техника письма и письменная речь. Зачастую под обучением письму понимается овладение техникой письма, т.е. графикой, орфографией и пунктуацией. На сформированную технику письма опирается обучение письму (письменной речи) как самостоятельному виду речевой деятельности. Конечной целью обучения письменной речи является формирование умения порождать письменные высказывания (тексты) различных типов и жанров в зависимости от их назначения и сферы применения. Типы письменных текстов, используемых в реальных жизненных ситуациях, чрезвычайно многообразны: открытки, частные и деловые письма, объявления, электронные послания, тезисы, рецензии, статьи, отчеты, контракты, рецепты, дневниковые записи, памятки, стихи, рассказы и т.д. Они различны по своей функциональной направленности, содержанию, формату, форме языкового выражения. Современные требования к уровню обученности выпускников российских школ предполагают умения учащихся создавать некоторые из перечисленных выше типов текстов.
Что касается взаимодействия устной и письменной речи, то закономерности взаимодействия их на разных этапах языкового развития человека хотя и выявлены в общих чертах, но совершенно не осознаются современной методикой, а, следовательно, не учитываются в процессе обучения. Апеллируя к истории самоутверждения письменного языка как реально существующего, но долго не признаваемого феномена, и, более того, оказывающего немаловажное влияние на развитие языка, с одной стороны, и усложнение человеческого мышления, с другой стороны, необходимо реабилитировать письмо и «вернуть» ему его законное место среди таких видов речевой деятельности, как говорение, аудирование и чтение.
Следует отметить, что функции письма, по мере его формирования, усложняются: способ фиксации устной речи – на начальном этапе, способ концептуализации знаний – на продвинутом этапе и способ самовыражения, рефлексии – на завершающем этапе обучения.
Рассмотрим содержание обучения письму в школе (его составляющие компоненты).
Первым таким компонентом является графика – совокупность всех средств данной письменности. Вторым компонентом, составляющим содержание обучения письму, является орфография, которая определяется как правописание или система правил использования письменных знаков при написании конкретных слов. Следующим компонентом содержания обучения письму является запись. Запись и письменная речь являются производными от устной речи индивида и отражают её особенности, они используют одну и ту же знаковую систему кодировки и подчиняются единым лексико-грамматическим нормам языка. Различия между ними лежат, прежде всего, в мотивационной сфере: если целью письменной речи всегда является передача информации другому лицу, то запись, как правило, не решает коммуникативной задачи и предназначена для самого пишущего. Продуктом письменной речи всегда является связное высказывание, в то время как продуктом записи могут быть отдельные языковые единицы, не связанные друг с другом предложения, план высказывания. Запись может быть эффективным средством обучения лишь при условии, если каждое письменное задание выполняется в соответствии с целесообразной учебной задачей, стимулирующей активную мыслительную деятельность обучающегося.
Необходимо учить школьников различным видам записи при подготовке устного высказывания и в ходе работы над текстом.
При подготовке устного сообщения по теме или ситуации, обучающиеся должны уметь:
- отобрать и записать слова, словосочетания, предложения, необходимые для раскрытия содержания темы или описания ситуации;
- составить и записать план высказывания в виде предложений, вопросов;
- составить и записать схему высказывания.
При чтении обучающиеся должны уметь:
- выписать из текста предложения, заключающие в себе основную информацию;
- выписать предложения, уточняющие основную идею текста;
- выписать предложения, показывающие позицию автора и его отношение к описываемым событиям, фактам;
- выписать слова, словосочетания, предложения, характеризующие героя, его внешность, поступки, место действия;
- записать основное содержание прочитанного текста в объеме трех-пяти предложений.
При аудировании обучающиеся должны уметь:
- записать ключевые слова, простейшие словосочетания;
- кратко записать ответы на предваряющие вопросы.
В соответствии с российскими образовательными стандартами ЕГЭ по английскому языку может включать задания, оценивающие умения продуктивной письменной речи в письменных сообщениях следующих видов: автобиография/резюме, анкета, письмо личного характера, деловое письмо, тезисы, план письменного/устного сообщения и т.д.
Какие упражнения, формирующие умения написания письма, можно использовать для подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену?
- Соотнесите названия частей
Изложенное позволяет сделать вывод, что запись осуществляется школьниками на разных уровнях и с разными целями, выполняет обучающую, воспитывающую и образовательную функцию. Обучение письму и письменной речи в целях лучшего усвоения языкового и речевого материала позволяет обучающимся использовать её в качестве помощника в изучении иностранного языка.