По мнению многих психологов и педагогов 80-90х годов прошлого столетия застенчивость является одной из самых распространенных и сложных проблем межличностных отношений. Впрочем, данная проблема остается актуальной и для современности.
Известно, что затруднения при знакомстве с людьми, возникающие отрицательные эмоциональные состояния в ходе общения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность, неудачное предъявление себя, чрезмерная сосредоточенность на себе, приводит к потере веры в свои силы, в возможность чего-либо достичь. Теряется доверие к другим людям. Человек перестает быть личностью реализующей свой творческий потенциал, он становится пассивным участником событий.
Практика показывает, что для юношества не представляет особых затруднений виртуальное общение во всевозможных социальных сетях, но общение реальное, «живое» вызывает большое количество сложностей и затруднений. В то время как, возраст старшеклассников, непосредственно связан с потребностью в общении и владении способами его построения; Так как это качество является одним из образующих психологической базы для самоопределения – центрального новообразования раннего юношеского возраста.
Общаться конструктивно, легко и непосредственно может не каждый. Для развития этой способности необходима уверенность в себе.
Цель тренинговых занятий: Способствование формированию и развитию уверенности.
Задачи тренинга:
- формирование позитивного восприятия себя;
- повышение самооценки;
- развитие коммуникабельности учащихся старшего подросткового и юношеского возрастов.
Участники тренинга: Учащиеся старших классов, испытывающие сложности при общении в результате своей застенчивости; количество – 10-12 человек.
Организационные условия проведения тренинговых занятий:
- Кабинет, соответствующий требованиям организации психологических тренингов в школе;
- Компьютер,
Время:
Количество занятий – 7.
Продолжительность занятий – 2 часа; предпоследнее занятие в виде марафона продолжительностью 6 часов.
Частота – 2 раза в неделю.
Тематический план занятий
№ п/п |
Тема | Время (на занятие) | Задачи, решаемые на каждом занятии | Упражнения (психотехники и т.п.) |
1. |
Познакомьтесь, это Я! | 2–2,5 часа | Знакомство. Принятие тренинговых принципов. «прощупывание» проблемы. Групповое сплочение. |
1. «пересядьте те, кто…»; 2. «Я хочу, чтобы ко мне относились…»; 3. обсуждение общих тренинговых принципов; 4. «Путаница»; 5. «Имена- качества»; 6. информационный блок: «Что такое успешность»; 7. Мозговой штурм: «Какие черты человека мешают быть успешным» 8. «Разгоняем паровоз» 9. Обратная связь 10. Дом. Зад. «Я самый…» 11. Ритуал прощания |
2. |
Познакомьтесь, это Я! | 2 часа | Знакомство. Принятие тренинговых принципов. «прощупывание» проблемы, получение навыков делать и принимать комплименты, групповое сплочение. |
1. Ритуал приветствия. 2. Нарисовать и вырезать свою ладонь, написать на ней свое имя, на этом занятии она будет бейджиком. 3. «Четыре скорости передвижения» 4. информационный блок: «Какие мы разные». 5. Обсуждение. 6. «Пирамида ладоней» склеивание вырезанных ладошек одна на другую от большей к меньшей (в последующем используется для ритуалов приветствия и прощания) 5. Самопрезентация (программа Microsoft Office Publisher). 6 Обратная связь. 7. Дом. Зад. «Ты мне понравился…» 8. Ритуал прощания. |
3. |
Я в глазах других | 2 часа | Развитие позитивного восприятия себя и других, повышение самооценки, уважения друг к другу. | 1. Ритуал приветствия* (прикоснувшись пирамиде ладоней рассказать, с какой целью пришел на это занятие). 2. «Напиши мне обо мне» на бумаге для записи, пишется то, чем понравился тебе человек и при передвижении по кабинету клеятся на спину. 3. «О ком читаю - отзовись…»* все игроки поворачиваются спиной к ведущему, который про себя выбирает поочередно игроков, называет качества участник, угадавший себя становится ведущим. 4. дискуссия: «Моя оценка и оценка других» 5. информационный блок: «8 шагов к уверенности». 6. Обратная связь. 7. «Разговор по телефону» 8. Дом. Зад. «Когда я чувствую себя неуверенно». 9. Ритуал прощания. |
4. |
Я и другие | 2 часа | Научится брать ответственность на себя, Относится с вниманием и уважением к партнеру, создание безопасной атмосферы. |
1. Ритуал приветствия. 2. «Мое настроение». 3. «Ассоциации». 3. «Этюды» проигрывание ситуаций неуверенности. 4. Обсуждение. 5. информационный блок: «ответственность за себя, других, общее дело». 6. «Лабиринт». 7. Обратная связь 8. Ритуал прощания. |
5. |
Я и другие | 2 часа | Взаимопонимание, Приобретение опыта общения, восприятия информации о партнере и о себе со стороны, внимания и уважения личности партнера, создание безопасной атмосферы. |
1. Ритуал приветствия 2. «Разбейтесь на…» 3. «Я целая планета» 4. дискуссия:«Взаимопонимание – важное условие сотрудничества». 5. Игра «Галактика».* 6. Обратная связь. 7. Дом. Зад. «Презентация группы». 8. Ритуал прощания. |
6. |
Моя группа (в экстремальной ситуации) | Тренинг марафон, 6 часов с перерывами |
Сотрудничество, взаимопомощь, приобретение опыта преодоления барьеров в общении, создание атмосферы групповой сплоченности, активного участия | 1. Ритуал приветствия 2. «В пути». 3. «Обживаемся» 4. «Туннель». 5. «Поводырь» 6. Обратная связь 7. «Паутинка» 8. «Парусник плывет по реке» 9. «Дождь» 10. «Дракон» 11. Обратная связь 12. «Скульптура» 13. «Эхо» 14. «Белые медведи» 16. «Фристайл под гитару» поется по кругу все, что чувствуется все, что происходит вокруг. 17. Ритуал прощания. |
7. |
Моя группа | 2–2,5часа | Рефлексия, анализ. | 1. Ритуал приветствия 2. «Разбейтесь на…» 2. «Пожелание» 3. «Я люблю себя за…» 4. дискуссия: «Каким Я был, каким Я стал» 5. Демонстрация презентаций. Обсуждение. 6. «Что дальше?» 7. «Эстафета чувств» 8. Ритуал прощания. |
Использованная литература:
- Тренинг коммуникации. – М.: Кипнис «Ось-89», 2004.
- Кипниса «Драмотерапия» – Ось-89, 2002.
- Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. Прихожан А. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
- Основы технологии группового тренинга. Вачков И.В. – «Ось-89», 2001.