Урок обучения грамоте (письмо) в 1-м классе по теме "Буквы Л, л, звуки [л], [л']"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Знакомство с буквой Л, звуками [л][л`].

Задачи:

  • Образовательные: формировать умение выполнять звуковой анализ слов, формировать умение писать букву Л и соединения с ней.
  • Развивающие: развитие речи, мелкой моторики, совершенствовать операции анализа и синтеза, обобщения.
  • Воспитательные: формировать умение работать в группе, в паре (сотрудничать).

УУД формируемые на уроке:

  • Регулятивные (целеполагание, планирование, коррекция, контроль).
  • Познавательные.
  • Коммуникативные.

Планируемый результат:

  • Узнавать букву среди букв алфавита.
  • Уметь давать характеристику звукам.
  • Уметь читать слоги, слова, предложения с изучаемой буквой.

Оборудование:

Основные этапы урока

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему. Целеполагание.
  3. Знакомство с буквой.
  4. Физминутка №1.
  5. Работа в группах (схема предложения).
  6. Звуковой анализ и схема слова.
  7. Физминутка №2.
  8. Письмо буквы, слогов, слов.
  9. Рефлексия.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационый момент Приветствие учащихся Приветствие учителя
Введение в тему урока Отгадайте загадку и вы узнаете, какой персонаж придет к нам на урок.

Слайд №1

Загадка

Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса, кто же это? (лиса).

Слайд №2

Отгадка - изображение лисы.

Слайд №3

Загадка

Кто на голове лес носит? (лось).

Слайд №4

Отгадка - изображение лося.

Если дети скажут, что это олень, уточнить отгадку можно с помощью звуковой схемы.

Слайд №5

Схемы слов лиса и лоси

  • Сравните две схемы.
  • Какая схема к какому слову относится?
  • Чем похожи и чем отличаются схемы?
  • Какой буквой обозначаются первые звуки в словах лиса и лоси?
 

 

 

 

 

 

Дети отгадывают слово лиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети предлагают отгадки: олень, лось.

 

 

После рассматривания схемы дети сами уточняют, что в данном случае подходит отгадка лось.

Дети находят сходство в схемах: два слога, так как две гласных; четыре звука.

Отличия: ударение на первом, на втором слоге; в первой схеме первый звук согласный твердый, во второй схеме первый звук согласный мягкий.

Буквой Л.

Целеполагание С какой же буквой мы будем знакомится сегодня на уроке? С буквой Л.
Физминутка №1 "Лесная лужайка"

Мы к лесной лужайке вышли
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто высоко так шагал -
Не споткнулся, не упал.

Теперь изобразите как лисичка ходит по лесу.

Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.

 

 

 

 

Дети идут мягко на носочках.

Работа над предложением
  • Подберите родственные слова к слову лиса.
  • Прочитаем предложение с одним из этих слов.

Слайд №6

Лисёнок Ларик утащил петуха.

Дети называют слова лисёнок, лисичка, лисица, лисий.
Работа в группах (или в парах) Рассмотрите схемы предложений, найдите правильную (на слайде изображены пять различных схем). После высказываний детей правильная схема отмечается смайликом.
  • Найдите слова с нашей буквой Л.
  • Какие звуки обозначает буква Л в этих словах?
Дети работают в группах, обсуждают, какую схему нужно выбрать и почему.

Ответы детей: лисёнок, утащил, Ларик.

Лисёнок - [л`], Ларик - [л], утащил - [л].

Звуковой анализ и составление схемы слова Схему слова Ларик (или лисёнок) можно составить в тетрадях по печатанию или сложить из конструктора Лего. Дети составляют звуковую схему.
Письмо буквы Л, л в прописи. Слоги, слова, предложения с этой буквой Письмо букв Л, л.

Соединение с буквой Л.

Письмо слогов: ла, ло, ли, лы, лу.

Дети пишут в прописях.
Физминутка №2

(проводится в перерывах во время письма)

Для пальцев

Вот помощники мои
Их как хочешь поверни
По дороге ровной, гладкой
Скачут пальцы как лошадки
Чок-чок-чок -
Скачет быстрый табунок

Дети пружинят пальчиками на горизонтальной воверхнсти стола.
Продолжение работы в прописях
  • Списывание слов лиса, Алиса, осина.
  • Отметь точками буквы мягких согласных.
  • Составьте предложение с этими словами: Лиса Алиса у осины.
  • Запись предложения с комментированием.
  • Подчеркните "опасные" места.
  • Разделите на слоги слово осина.
  • Подчеркните буквы, обозначающие в словах глухие согласные.
  • Поставьте ударение.
Дети выполняют задания в прописи (Пропись №2 к "Русской Азбуке", стр.23).
Рефлексия Обсудим результат нашей работы:

- Чему учились на уроке?

- Какие задания понравились?

- Что было трудным?

- Какова была цель урока?

Дети обсуждают свою работу, оценивают, обобщают и анализируют: называют понравившиеся задания, что вызвало затруднения, как справились, чему научились на уроке.

Знакомство с новой буквой Л.