Интегрированное логопедическое занятие "Царство согласных звуков"

Разделы: Логопедия


Цель: Формирование целостного представления о звуке средствами слова и музыки.

Задачи:

  • Развивать фонематический слух.
  • Учить различать звуки по звонкости и глухости, мягкости и твердости.
  • Упражнять детей в звучании голоса в низком и высоком регистре.
  • Учить работать со словом: определять позицию звука в слове, образовывать новые слова.
  • Развивать чувства ритма.
  • Автоматизировать коррекционную работу по звукопроизношению и развитию связной речи.
  • Развивать психические процессы: память, внимание, воображение, мышление.

Оборудование: две доски с изображением замков, мяч, колокольчики, барабаны, маракасы, 4 звуковичка - таблички, класс украшен разными согласными звуками, музыка в исполнении музыкального руководителя.

Ход урока

1. Организационный момент.

Логопед: Дети, поздороваемся. (Вместе с музыкальным руководителем исполняют распевку “Здравствуйте” в низком регистре).

Сегодня нам, предстоит сложный путь, мы отправляемся далеко, дорога будет нелегкая. Что нас ждет и куда мы попадем вы догадаетесь сами. Отправляемся в путь!!! Наши глаза внимательно смотрят и все … (видят). Уши внимательно слушают и все … (слышат). Голова хорошо … (работает).

2. Упражнения на развитие моторики пальцев рук.

Музыкальный руководитель играет разную по настроению и динамике мелодию (громко, тихо), регистры (высокий, низкий).

Дети: Слушают музыку и выполняют движения в соответствии с характером музыки:

- (звучит веселая музыка) Весело, радостно, светит солнышко, поют птицы - ходьба по кругу поляны. Руки вверх, пальцы в разные стороны, как лучики у солнца.

- (звучит минорная музыка) Начинает капать дождь, кап-кап-кап - движения переходят в быстрый темп, руки показывают капание дождя (указательные пальцы рук вниз, поочередно).

- (звучит тревожная музыка) Гром гремит, сверкает молния, лица детей испуганные, присели, спрятались от грозы, постучали по полу - забарабанил сильный дождь.

- (медленная, спокойная музыка) Гром прошел, сильный дождь перешел в слабый, движения медленные, на носочках, движения рук, показывают слабый дождь.

- (вновь звучит веселая музыка) Прошла ненастная погода, выглянуло солнышко, запели птички, спокойная ходьба, дети образуют круг.

3. Этап актуализации опорных знаний.

Логопед: Мы добрались до замка. Чьё это царство? Я не знаю. Волшебный ключик промок под дождем и потерял волшебство. Возле замка лежит свиток, в нем написано: “Для того, чтобы попасть в царство, надо пропеть свое имя и выделить в нем первый звук”. Давайте вместе пропоем имена, чтобы попасть в царство.

Дети: Вместе с музыкальным руководителем и логопедом пропевают свои имена и выделяют первый звук: То-ля, Са-ша, Ру-бис, Ва-ня, Ми-тя, Во-ва.

Логопед: Ребята, мы произнесли первые звуки в именах, так много прозвучало звуков, значит, мы попали в какое царство?

Дети: Вместе с музыкальным руководителем исполняют певческое упражнение, моделируя мелодию в верхнем и нижнем регистре детского диапазона: Мы попали в царство.

Звуковое царство…..

Логопед: Кто живет в звуковом царстве?

Дети: Звуки!!

Логопед: Какие звуки живут в этом царстве, давайте послушаем, назовите.

Дети: Слушают и называют разные звуки: [р], [л], [д], [м]. [с], [б].

Логопед: Много звуков, как же назвать одним словом? Какие это звуки?

Дети: Согласные звуки.

Логопед: А почему они называются согласными?

Ученик:

А согласные, согласные
Шелестеть, шептать, шуметь
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

4. Определение темы.

Логопед: Так почему же они называются согласными?

Дети: Объясняют, дают характеристику согласным звукам. Воздух встречает препятствие, они не могут петь и т.д.

Логопед: Правильно, ребята. Кто же назовет тему нашего занятия?

Дети: Сами отвечают: Согласные звуки.

Логопед: Да, ребята сейчас мы в Царстве согласных звуков. Мы будем красиво и правильно произносить, внимательно слушать.

Игра на внимание: “День и ночь”. Ночь - глаза закрыли, расслабились, уснули, звучит спокойная музыка. День - глаза открыли, увидели. Что изменилось? Кто это?

Дети: Два человечка.

Логопед: Это звуковички, посмотрите. Они одинаковые? У одного звуковика шапка звоночек, у второго шапка- шляпа. Почему у них разные головные уборы?

Шапка звоночек обозначает – звонкие согласные, а шляпа – глухие согласные.

Табличка Звонкие - глухие.

5. Работа над произношением согласных звуков.

Логопед: Я хочу вас познакомить с жителями “звонкого” и “глухого” замков. Дорога у нас необычная (змейка). Приглашаю пройти до замка, под музыку. Подходим, имитируем стук в замок, исполняем песенку: Стоит в поле теремок-теремок

Он ни низок не высок, не высок
Как по полю, полю, мы идем,
Увидали теремочек и поем:
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?

Этот замок “звонкий”. Его жители звонкоголосые. Нас встречает Звуковичок. Пока мы путешествовали, он успел переодеться.

- Что необычного у него в одежде?

- Какие рукавички, ботинки?

Это означает, то, что здесь живут разные согласные: твердые и мягкие. Посмотрите на окна: за синей шторкой звонкий звук с твердым характером - он произносится твердо. За зеленой шторкой звонкий с мягким характером - он произносится мягко. Сейчас к каждому из них мы сходим в гости, нам помогут колокольчики и барабаны. (Детям предлагается, услышав звук барабана, произнести твердый согласный, на звук колокольчика – мягкий согласный звук.)

Звуковичок приглашает поиграть: “Буква заблудилась”.

Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась,
Убежала, в чей-то дом
И хозяйничает в нем!!!

- Догадайтесь, какую букву нужно вернуть на место? СНЕ*, *ОЛОЛЕД, И*РА, *ОРКА.

- Какая буква пропала во всех словах?

- Придумайте предложение из этих слов.

6. Физминутка.

На первую часть быстрой ритмической музыки дети изображают жуков, летают по залу. Используем упражнения для развития речевых и мимических движений. Можно лечь на спину и, барахтаясь, произнести фразу: “Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я живу и не тужу, потому что я жужжу” Изобразить мимикой, как из кармана берем в кулак жука, смотрим одним глазом и проговариваем ЖЖЖЖЖЖЖЖ, а затем отпускаем жука. Улетел.

Логопед: Путешествие продолжается, идем под звуки аккомпанемента, исполняем песенку “Теремок”. Рядом со “звонким” замком стоит “глухо” замок. В нем живут глухие звуки. Звуковичок и жители этого замка хотят с вами поиграть. Детям раздают маракасы.

Ребята, встряхните маракасами, когда я буду произносить слова, в которых есть заданный звук.

С - Слон ужасно заболел –
Сливу с косточкою съел.

Х – Хомяку сказал хорек:
“Хвост твой узок, мой широк”

Т - Тук-Тук-тук! Тук- тук- тук!
Топором стучит мой друг.

Щ – Щегол летает в гуще ветвей
Щелкает в роще певец- соловей.

Ф - Флот плывет к родной земле
Флаг на каждом корабле.

Музыкальный педагог: Сейчас, я прочитаю скороговорку, а вы слушайте внимательно!! А теперь пропоем её.

- Какие звуки встречаются чаще всего?

- Кто про эти звуки может рассказать?

Звук К - согласный, глухой, может быть в мягкой и твердой позиции.

Звук Ш - это особенный согласный звук, он глухой и может быть только в твердой позиции.

КОШКА КРОШКА НА ОКОШКЕ

КАШКУ КУШАЛА ПО КРОШКЕ.

- Ребята, а вы мне говорили, что согласные не поют?

Дыхательная гимнастика.

Логопед: Чтобы легче дышалось, я предлагаю сделать дыхательную гимнастику.

Гласные тянутся песенкой звонкой И – И – И – И
Могут заплакать и застонать О – О – О – О
Могут качать в колыбели Аленку А – А – А – А
Могут, как эхо в лесу закричать АУ – АУ – АУ – АУ
Могут лететь высоко в синеву АУ – У – И – А – У – И

Логопед: Я познакомила вас с жителями “Царства согласных звуков”. И звуки прощаются с вами веселой песней.

Музыкальный руководитель: Все дети поют (музыка Кабалевского “Маленькая полька”)

Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны,
К клокочет, Г гогочет,
Х хохочет, Р рычит,
Щ щекочет, Ч чихает,
Д долбит, Т тарахтит,
П пыхтит, Б бубнит,
В ворчит, Ф фырчит,
С свистит, З звенит,
Ш шуршит, Ж жужжит.

7. Итог. Рефлексия.

Логопед: Ребята, наше занятие окончено, давайте попрощаемся с жителями нашего царства и покажем с каким настроением мы возвращаемся домой (с помощью карточек). Спасибо!!!

Музыкальный руководитель и логопед исполняют музыкальный монолог “До свидания” в нижнем регистре:

До свидания, до свидания вам ребята говорю,
Занимались, вы отлично и за это вас хвалю!

Дети исполняют в верхних тонах:

До свидания, до свидания, наш учитель - педагог
Было очень интересно, нам понравился урок!