Цели:
- Познакомить учащихся с основными приемами выпиливания ручным лобзиком, со способами наладки и регулировки лобзика.
- Научить выпиливать лобзиком и осуществлять окончательную обработку изделия шлифовальной шкуркой и надфилем.
- Развивать техническое мышление и знания по обработке древесины.
- Воспитывать бережливость в расходовании материалов, аккуратность и точность при выполнении работы.
Инструменты и оборудование: столярный верстак; лобзик; выпиловочный столик; струбцина; заготовки из фанеры; копировальная бумага; рисунок; надфиль; шлифовальная шкурка; карандаш; шило; изделия, выпиленные лобзиком.
Оформление доски: тема урока; новые слова (пилка, выпиловочный столик, рамка, верхний зажим, нижний зажим, ручка, надфиль); домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
"Труд избавляет человека от трёх зол – скуки, порока и нужды"
Вольтер
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Проверка домашнего задания.
- Для чего производится зачистка?
- Какие инструменты используют при зачистке?
- Как пользоваться шлифовальной шкуркой?
- Как выполняется зачистка деревянных изделий?
- Что такое клей?
- Перечислите виды клеев.
- Какие клеи используют для склеивания древесины?
IV. Новый материал.
1. Учитель: Мы уже изучили пиление древесины столярной ножовкой. Основная особенность пиления ножовкой состоит в том, что пропил получается прямолинейным и невозможно выпилить заготовку по криволинейной разметке.
Демонстрация изделий выполненных учащимися предыдущих лет с помощью лобзика (Приложение 1).
– Как вы думаете, с помощью какого инструмента выполняют криволинейное пиление? Существует специальный инструмент, который позволяет выполнить этот вид операции. Это – лобзик.
2. Устройство лобзика и подготовка его к работе:
Лобзик состоит из рамки, ручки, верхнего зажима, нижнего зажима, пилки (Приложение 2. Устройство лобзика). В рамке лобзика пилка закрепляется между концами дуги двумя зажимными винтами — верхним и нижним. Зубья пилки всегда должны быть обращены на внешнюю сторону рамки и направлены своими углами вниз к ручке.
Пилку необходимо закреплять с некоторым натяжением, так, чтобы при отводе ее в сторону прослушивался звон, в противном случае слабо натянутая пилка затрудняет выпиливание, произвольно уходит при работе от линии пропиливания (особенно при поворотах), оставляет нечеткий и извилистый пропил, что ухудшает внешний вид и качество изготовляемой вещи.
Для выпиливания внутренних контуров рисунка в фанере просверливается или прокалывается шилом отверстие, в которое вставляется освобожденный от верхнего зажима конец пилки. Чтобы ввести свободный конец пилки в подготовленное отверстие, необходимо сжать рамку лобзика в переднем зажиме верстака таким образом, чтобы лобзик занял вертикальное положение (дугой вниз), затем конец пилки пропускают в отверстие детали, продвигая ее до нижнего зажимного винта, и закрепляют пилку зажимом. После этого, придерживая фанеру левой рукой, поворачивают лобзик с деталью и помещают ее в горизонтальной плоскости на выпиловочном столике таким образом, чтобы пилка приняла вертикальное положение к плоскости фанеры.
Зачищают вырезанные участки заготовки шлифовальной шкуркой или надфилями. Надфиль – это небольшие напильники с мелкой насечкой. Они имеют различные профили в поперечном сечении: квадратные, треугольные, круглые и др.
3. Выполнение задания в рабочей тетради.
Схематично зарисовать и сделать обозначения основных частей лобзика.
4. Демонстрация подготовки рабочего места к работе и приёмов пиления.
- Выполнить разметку рисунка с помощью копировальной бумаги.
- Установка выпиловочного столика в заднем зажиме верстака. Заготовка должна находиться на уровне груди.
- Придерживать заготовку левой рукой, а выпиливать правой.
- В первую очередь выпилить внутренний контур.
- Лобзик перемещать вверх и вниз без перекосов пилки с легким нажимом, чтобы не поломать её.
- В местах поворота заготовку плавно поворачивают, не прекращая движения лобзиком. На крутых поворотах, возможно, выполнить отверстие шилом или сверлом небольшого диаметра.
- Зачистку выпиленного изделия производить с помощью шлифовальной шкурки и надфиля.
5. Правила безопасной работы при выпиливании.
- Работать лобзиком и шилом с надёжно закреплёнными ручками.
- Надёжно крепить выпиловочный столик к верстаку.
- Надежно закрепляй пилку в рамке лобзика.
- Выступающий из верхнего зажима конец пилки следует обломить.
- Не делать резких движений лобзиком при выпиливании, не наклонятся низко над заготовкой.
- Запрещается работать инструментом, имеющим повреждения на ручке.
V. Переход к практической работе.
Учитель: Ребята, вы уже поняли, что сегодня на уроке мы будем заниматься выпиливанием лобзиком, а вот, какое изделие мы изготовим, узнаете, отгадав загадку:
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.
Учитель:
- У кого дома есть аквариум?
- Какие рыбки там живут?
– Я попрошу вас подойти ко мне и рассмотреть обитателей аквариума (работа с живыми объектами).
– Обратите внимание на тело рыбок и скажите, какую форму имеет туловище, плавники, хвост?
– Какую окраску имеют рыбки?
– От чего зависит окраска рыб?
Дети рассаживаются на места.
Учитель: Не у каждого есть возможность дома содержать аквариум, но место для декоративной доски найдётся у всех. Я предлагаю вам выполнить работу, которая называется «На морском дне» (Приложение 3).
VI. Практическая работа.
Работа по изготовлению декоративной доски выполняется группами по два человека.
- Выбрать подходящую заготовку из фанеры.
- Перенести на заготовку из фанеры с помощью копировальной бумаги контуры рисунка изделия (Приложение 4. Фигурки рыбок, водорослей, камней).
- Рассмотреть разметку, определить места поворота пилки, на крутых поворотах сделать проколы шилом.
- Установить выпиловочный столик в заднем зажиме верстака и закрепить пилку в лобзике.
- Выпилить контуры рыбок, водорослей и камней (Приложение 5).
- Зачистить изделие надфилями и шлифовальной шкуркой.
Во время выполнения работы учащимися учитель должен:
- Следить, чтобы учащиеся работали только исправными инструментами.
- Подсказывать и корректировать положение рук при выпиливании.
- Контролировать ход практической работы.
VII. Закрепление изученного на уроке.
- Для чего используется лобзик?
- Из каких частей состоит лобзик?
- Как закрепляется пилка в лобзике?
- Чем зачищают выпиленную деталь?
VIII. Домашние задание.
Разукрасить выпиленные фигурки рыбок, камней и водорослей. Подготовить их к сборке, которая будет проводиться на следующем уроке.
IX. Подведение итогов урока.
- Характеристика успехов и ошибок в работе.
- Оценка выполненных работ.
- Выставление оценок в журнал и дневники.